Слайд 1Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста.
Тема: Кукольный дизайн.
«Бабушкин сундук.»
Подготовительная группа
Участники проекта:
Воспитатели.
Дети.
Педагоги
дополнительного образования.
Родители.
Слайд 2Самостоятельная художественная деятельность
это реализация отношения ребёнка к различным видам искусства
и то «среднее звено», которое связывает искусство и ребёнка
Слайд 3Специфика самостоятельной художественной деятельности детей
она возникает по инициативе детей;
ребёнок сам
определяет цель;
сам находит средства для её воплощения;
планирует деятельность, добиваясь желаемого результата
Слайд 4Самостоятельная художественной деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребёнка
развиваются
инициатива, самостоятельность, активность;
процесс самостоятельной художественной деятельности закрепляет приобретённые на занятиях и в совместной с педагогом деятельности знания, умения, навыки, способы деятельности, стимулирует их перенос в новые жизненные условия;
в самостоятельной художественной деятельности находят естественный выход разные яркие впечатления, повлиявшие на воображение и эмоции ребёнка, снимая напряжение, делая его внутренний мир комфортнее;
Слайд 5.
совершенствуя и закрепляя свои навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности,
ребёнок всё более чувствует уверенность в себе, в своих возможностях;
в процессе самостоятельной изобразительной деятельности детей проходит саморазвитие, самообучение через подражание другим, умение которых поразило их воображение и вызвало желание действовать подобным образом;
в процессе этой формы деятельности закрепляются и совершенствуются навыки коллективной деятельности: дети обговаривают друг с другом свои замыслы, делятся советами, оказывают дружескую помощь, оценивают.
Слайд 6Основные побудительные мотивы самостоятельной художественной деятельности
разнообразные яркие жизненные впечатления от
восприятия окружающего мира и искусства (посещение цирка, театра; яркие театральные действия …);
потребность закрепить тот художественный опыт, который ребёнок приобрёл на занятиях, в процессе общения с взрослыми и другими детьми;
бескорыстное удовольствие от процесса и результата;
потребность получить нужный, удовлетворяющий ребёнка результат и отношение к нему: подарить, привлечь внимание других к содержанию
Слайд 7Формы самостоятельной художественнойдеятельности
подготовка к предстоящему занятию по изобразительности (дети получили
задание подумать, о чём они будут рисовать на следующий день);
упражнение в приобретённых умениях, навыках (обычно после интересных занятий изобразительной деятельностью, наблюдений за аналогичной деятельностью взрослых, детей);
игра или подготовка к ней (дети выступают в роли художников, помогают другим детям подготовить театрально-творческие игры) ;
воплощение собственных замыслов ребёнка
Слайд 8Педагогические условия самостоятельной художественной деятельности
обучение детей на занятиях изобразительной деятельности
самостоятельным поисковым действиям;
предоставление им в свободное пользование различных художественных материалов, произведений изобразительного искусства (скульптура анималистического жанра, книжные иллюстрации, альбомы с живописными репродукциями…);
обогащение детей впечатлениями через организацию ярких досуговых мероприятий, праздников, развлечений; формирование эмоционально-интеллектуального опыта;
тесный контакт воспитателя с семьями воспитанников в организации условий для их художественно-творческого развития в ДОУ и семье.
Слайд 9В руководстве самостоятельной изобразительной деятельностью
допустимы только приёмы косвенного характера (внесение
атрибутов, изменение среды, совет, поручения, просьба.)
Слайд 10Оборудование для самостоятельной художественной деятельности детей
Рисование:
репродукции картин, иллюстрации из
детских книг по теме, которую педагог запланировал на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже освоили.
фоны разного цвета, размера и формы.
краски и другой изобразительный материал: гуашь, акварель, восковые мелки, сангина, пастель, тушь, фломастеры разной толщины, цветные карандаши. (в соответствии с возрастом детей).
Слайд 11.
кисти разных размеров, «тычки».
подставки для кисточек.
стаканчики для воды.
салфетки для кисточек.
палитры для
смешивания красок.
вата, газеты.
инвентарь для уборки рабочего места: ведро для мусора, тазик, тряпочки.
Слайд 12Лепка
глина, пластилин.
скульптуры малых форм, иллюстрации.
холст, скалка для раскатывания глины.
стеки.
стаканчики для
воды.
салфетки для рук.
инвентарь для уборки: тазик, тряпочки.
материал для оформления работ (нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки).
Слайд 13 Аппликация
иллюстративный материал по ближайшей теме.
фоны разных размеров (картинки из
цветных журналов, обои).
бумага, картон разного качества и размера.
лоскутки ткани, нитки, пуговицы, бусины, наклейки, фантики.
подставки для кистей и кисти.
клеёночки.
салфетки для разглаживания деталей и для рук.
ножницы на подставке.
ведро и тазик для обрезков.
клей.
инвентарь для уборки
«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим».
(Вадим Шафнер.)
Слайд 15Актуальность
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа,
к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.
«Бабушкин сундук» – проект по сохранению и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он дает возможность погружению детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков. Бабушкин сундук – это кладезь старинных и ценных вещей.
«Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции».
Слайд 16Гипотеза проекта:
Процесс формирования нравственных качеств посредством народного искусства глубоко воздействует на
мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений; ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств; знакомство с народно-прикладным искусством помогает раскрыть красоту родной природы; народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, лепке, аппликации, росписи игрушек и т. д. ; в ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, убедить в ее значимости.
Слайд 17 Цель проекта:
Формирование нравственно патриотических чувств средствами декоративно прикладного искусства, создать условия
для совместного процесса и освоения педагогами, детьми и родителями региональной культуры.
Слайд 18Задачи:
-научить ставить и решать проблемы поиска информации;
-провести исследование истории возникновения сундука
и вещей в них находящихся;
-проанализировать результаты работы и выбрать тему ;
-собрать информацию о роли и месте тряпичной куклы в крестьянском быту;
-изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов кукол;
-развивать фантазию и художественный вкус;
-воспитывать интерес к народному творчеству.
Слайд 19Сроки и этапы реализации проекта
Проект разработан до 2014 года и
предусматривает следующие этапы развития;
1 этап: организационный (сентябрь 2014.)
определение направлений работы воспитателей и специалистов в реализации проекта;
создание творческой мастерской по проблеме:
проведение методической работы с целью обогащения знаний педагогов о народной культуре, методах нравственно-патриотического воспитания детей, и об организации работы с родителями в данном направлении;
разработка рабочих программ
разработка сценариев мероприятий
совершенствование системы взаимодействия педагогов и родителей.
2 этап: основной (октябрь2014.)
проведение мероприятий по реализации Проекта;
3 этап: итоговый (декабрь 2014 г.)
подведение итогов реализации Проекта;
подготовка итоговой документации.
Слайд 21.
Социально-коммуникативное развитие:
Формы и методы работы:
Игровая деятельность.
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «У
бабушки в гостях», «Путешествие в сказку».
Цель: Продолжать работу по развитию и обогащению игровых замыслов детей: Подводить детей к самостоятельному выбору игровых замыслов, используя косвенные методы руководства. Развивать умение самостоятельно подбирать игрушки для игр. Формировать умение самостоятельно распределять роли при проведении игр.
Дидактические игры «Узнай орнамент?», «Подбери узор», «Правильно одень куклу», «Назови предмет одежды»
Цель Развивать внимание, наблюдательность, закреплять знания детей о видах орнамента, особенностях народного костюма различных народностей..
Слайд 22.
Игры-драматизации по русским народным сказкам «Гуси-лебеди», «Медведь и лисица»
Цель: Развивать интерес к
театрализованной деятельности, желание играть разные роли. Воспитание артистических качеств, раскрытие творческого потенциала детей. Формирование умения свободно чувствовать себя в роли.
Подвижные игры: «Горелки», «Гори, гори, ясно», «Платочек», «Джигитовка».
Цель: Знакомство с народными играми, закрепление умения самостоятельно организовывать уже знакомые игры.. Продолжать учить играть по правилам, не нарушая их.
Слайд 23Познавательное развитие:
Формирование целостной картины мира.
Тематические занятия «Народные праздники на Руси»
Цель: Знакомство с
бытом. Расширять знания детей о культуре и традициях . Знакомство с народными праздниками на Руси: Рождество. Познакомить с историей возникновения праздника.
Познавательно - исследовательская и продуктивная
(конструктивная)
Строительные игры: «Построим бабушкин сундучок», «Домик для матрешек»
Цель: развивать умение сооружать элементарные постройки, знать и называть что для чего нужно, вызывать желание строить самостоятельно.
Слайд 24
Формирование элементарных математических представлений
Дидактические игры: «Большая и маленькая», «Составь орнамент из геометрических
фигур», «Что лишнее».
Цель: Закреплять умение вычленять лишнее из множества, знание детьми геометрических фигур, сравнивать предметы.
Знакомство со старинными ремеслами, народно-прикладным искусством (дымковская игрушка, матрешка, гончарное дело), продолжать учить делать игрушки, сувениры из природного материала.
Цель: Знакомить с видами старинных ремесел, многие из которых актуальны и сейчас. Учить помогать старшим, уважать труд других людей, учить работать единым коллективом.
Слайд 25
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы
Совместная деятельность взрослого и детей в непосредственно
образовательной деятельности и в режимных моментах.
Тематические занятия:
- Мой город: традиции родного края.
-Составление рассказа на тему «Богатыри» (по сказке «Никита Кожемяка»)
Цель: Способствовать развитию речи как средство общения, активизировать словарь. Помогать детям общаться друг с другом. Учить рассматривать картины, составлять самостоятельно или опираясь на план воспитателя рассказ. Развивать диалогическую и монологическую речь. Продолжать работу над правильным произношением звуков и слов. Работать над дикцией.
Слайд 26
Чтение художественной литературы на тему «Секреты бабушкиного сундука»»: Русский фольклор (песенки:
Ты, мороз, мороз., Как у бабушки козел).
Знакомить с пословицами, поговорками народов мира.
Цель: Развитие интереса к художественной и познавательной литературе. Формирования умения слушать сказки, рассказы, стихотворения. Запоминать считалки, скороговорки, загадки. Формирование эмоционального отношения к литературным произведениям.
Слайд 27Художественно эстетическое.
Декоративное рисование по мотивам Городецкой росписи, приемы дымковской росписи, декоративное
рисование «Золотая хохлома», аппликация на тему: «Чаепитие».
Цель: Продолжать учить работать с красками, клеем, ножницами, пластилином. Развивать фантазию, воображение. Учить составлять композицию по теме.
Создание выставки детских рисунков по теме «Секреты бабушкиного сундучка»
Слайд 28Физическое развитие:
Проведение народных подвижных игр на прогулке, занятиях физической культурой, досугах,
праздниках.
Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
Формировать у детей осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками Пальчиковая гимнастика по темам; развитие мелкой моторики при изготовлении традиционной куклы : завязывание, скручивание, свертывание, разглаживание, сборка бус и т. д. ;
Беседа на тему: «Как закалялись на Руси»; рассматривание иллюстраций «Русские богатыри».
Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни.
Формировать представлений о здоровье, его ценности, полезных привычках, мерах профилактики и охраны здоровья.
Слайд 29Работа с педагогами.
Консультации:
Темы:
«Развитие творческого мышления и воображения у детей через
творческие игры и упражнения»
«Техники и материалы в детском художественном творчестве»
«Развитие творческого воображения на занятиях по художественному труду».
Семинар
Тема:
1. «Художественное экспериментирование»
Практикум
Тема:. « Роль нетрадиционных художественных техник в развитии художественных способностей у детей дошкольного возраста».
Комплексные занятия
Темы:
1. «Что нам осень принесла».
2. «Хоровод снеговиков».
3. «Эксперимент со шляпой».
Слайд 30Работа с родителями
Задачи:
1.Поиск путей развития и сотрудничества.
2.Повышение уровня самообразования:
взаимообогащение и
нахождение общих интересов;
повышение творческого потенциала.
3.Вовлечение родителей в проектную деятельность.
4. Подготовка консультативного материала для родителей.
5. Оформление выставок с привлечением родителей.
6. Участие родителей в мероприятиях в рамках проекта.
Слайд 31Ожидаемые результаты
для педагога:
повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;
удовлетворенность работой;
систематизация и
повышение качества работы с детьми речевой группы по развитию художественно-творческих и речевых способностей через различные виды продуктивной деятельности.
для детей:
развитие детского творчества в изобразительной деятельности; воспитание эстетического восприятия детей; повышение уровня речевой культуры;
способность к речевому планированию (активизация планирующей функции речи);
приобщение к миру искусства;
развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;
совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, аппликации, лепке;
Слайд 32развитие «чувства инициативы»;
умение работать в группе активно, сообща;
умение самостоятельно искать нужное
решение;
умение выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
умение самостоятельно анализировать полученные результаты и делать выводы;
способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование;
способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей;
навыки коммуникативного общения;
обогащение эмоциональной сферы; формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.
для родителей:
осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;
бережное отношение к продуктам детского творчества;
партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Слайд 33Диагностика родителей.
анкетирование
1.Считаете ли вы необходимостью рисовать с ребенком в свободное время?
2.Как
Вы приобщаете ребѐнка к национальной культуре? Считаете ли Вы
важным обращать внимание ребѐнка на то, к какой нации он принадлежит?
4.Рассказываете ли Вы ребѐнку о своих предках и корнях семьи? Как на это
реагирует ребѐнок?
5.Существуют ли в Вашей семье русские традиции, праздники?
6.Читаете ли Вы ребѐнку русские народные сказки, потешки, и другие
виды устного народного творчества?
7.Играете ли Вы в народные игры? Если да, то в какие.
8.Укажите, на ваш взгляд, главные причины возможных затруднений в
приобщении к национальной культуре в современном обществе
Слайд 34Анкета для педагогов.
1.Считаете ли вы необходимостью введение народоведческих дисциплин в
систему дошкольного
российского образования?
2.Уделяется ли место в Вашей работе с дошкольниками знакомству с
культурой русского народа?
3.используете ли вы в работе с детьми устное народное творчество?
4.В каких режимных моментах, занятиях Вы чаще всего фольклор? Что
конкретно используете?
5.Какие русские традиции и праздники существуют в ДОУ?
6.существует ли система работы по приобщению к народной культуре, или
Вы ограничиваетесь разовыми мероприятиями?
7.Знакомите ли Вы детей с прикладным народным творчеством, на каких
занятиях?
8.Имеются ли у Вас в группе детские игры, которые знакомят
воспитанников с национальными обрядами, традициями? Если да, то какие
игры?
9.Какие народные подвижные игры Вы используете в работе с детьми?
10.Укажите, на Ваш взгляд, главные причины затруднений в осуществлении
этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста.
Слайд 35Что хранит бабушкин сундук?
Бабушкин сундук – это предмет, который связывает
нас с прошлым, с молодостью наших мам и пап, бабушек и дедушек. Он пришел в нашу жизнь из вчерашнего дня, это и есть своеобразная связующая нить между поколениями.
В современном мире многие считают, что традиции, обряды, предметы быта, пришедшие к нам из прошлого, сегодня уже не нужны. И жители больших городов с легкостью забывают о своем прошлом, об истории своего народа. А традиции должны сохранятся.
Слайд 37О бабушкиных сундуках слагали стихи:
«Чем пахнет бабушкин сундук? Теплом её любимых рук,
Гвоздикой, тмином, имбирем... А уж диковинок-то в нем!
Вот - позолоченная пряжка, а это - дядина рубашка,
Он до войны её носил, и на вечёрки в ней ходил.
Вот бусы, запонки и брошки, а тут - чудесные серёжки.
Какой узор, какая скань, ну, просто чудо - филигрань!
А вот - альбом, и в нем цветок, то ль роза, то ли василек, Так долго бережно храним - подарен мужем дорогим.
Тут в уголке - конфеты, сладости, для внуков милых много радости,
Былых годов воспоминания, любовь, надежды и страдания.
(Нина Васильевна Зайцева. Чем пахнет бабушкин сундук?)
Слайд 38Наступила пора заглянуть в бабушкин сундук, посмотреть, что же спрятано и
сохранено в нем……
Таким образом, бабушкин сундук являлся предметом многофункциональным, в нем хранились – одежда, посуда, украшения, рукоделие, книги, куклы, картины, фотографии.
Слайд 39
КУКЛА — первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь
вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. По материалам археологических исследований и литературным источникам известны куклы древнего Египта – из дерева и ткани.
От древнего Китая до нас дошли глиняные куклы. В детских погребениях античной эпохи обнаружены куклы, и марионетки из слоновой кости. В Афинах были распространены примитивные деревянные куклы. Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных просторов до знойных песков и пустынь, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
Слайд 40.
На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже,
Коломне, Москве. В быту русского народа кукла была наиболее распространенной игрушкой. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю, помогали в решении жизненных вопросов. Она была символом продолжения рода, символом плодородия. Куклы – обереги оберегали от злых духов, смерти, принимали на себя болезни, несчастья, давали силу маленьким.
Куклы передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления, благодаря чему они и сохранились. Во многих домах их насчитывалось до ста штук, что указывает на их важность. Любой ребенок имел свою куклу. Как правило, изготовление кукол передавалось бабушками, мамами,, от старших к младшим.
Народные игрушки делались без всяких выкроек, чертежей, рецептов
Слайд 41. Размеры кукол были разные:
- локтевые куклы - от локтя до конца среднего
пальца;
- вдоль ладони - от конца среднего пальца до запястья;
- поперек ладони - т.е. на ширину четырех пальцев руки или их иногда называют пальчиковые куклы - т.е. размером со средний палец. Игрушечные фигурки всегда индивидуальны, неповторимы.
По своему назначению куклы делились на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.
Слайд 42 Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые.
Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке вязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова, с помощью нитки прикреплённый к туловищу.
Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла "полено". Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Тулов Бабушкин сундук – это предмет, который связывает нас с прошлым, с молодостью наших мам и пап, бабушек и дедушек. Он пришел в нашу жизнь из вчерашнего дня, это и есть своеобразная связующая нить между поколениями.ище – кусок ткани, свёрнутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков.
Слайд 43 кукла «Барыня»
Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла «Барыня", бытовавшая
в Ефремовском уезде Тульской губернии. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоску, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.
Слайд 45 Куклы - обереги. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от
различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Надо сказать, что в народе всегда придавали большое значение здоровью детей и семьи. Так некоторые куклы-обереги были лечебные.
КУКЛЫ «КУВАТКИ»
Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.
Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны.
Вот такие куклы мы нашли в разных источниках. К концу XIX в. функции тряпичной куклы начали изменяться, они все больше становилась игровыми. Утрачивая былую магическую роль, менялся и ее облик. У куклы появляются черты лица, которые обозначались как в виде рисунка лица, так и в виде вышивки с использованием знаков традиционного народного орнамента.
Слайд 48Кукла “Купавка”- это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской,
Владимирской и Калужской губерниях. “Купавка” олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.
Порядок изготовления “Купавки” очень прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.
Слайд 51Кукла из бересты.
На Руси береста издавна использовалась для изготовления всевозможных хозяйственно-бытовых
изделий, так как отличалась особой прочностью и эластичностью, не подвержена старению и гниению. Что такое береста - это верхний слой коры, снятый с березы, белый с одной стороны и золотисто-желтый с другой. В Древней Руси бересту использовали как бумагу. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности, позволившие ученым заглянуть в далекое прошлое. Бересту иногда называют древнерусским папирусом. Множество берестяных грамот ученые нашли при раскопках древнего Новгорода. Писали на бересте специальными костяными писалами, выдавливая на поверхности податливого материала рельефные буквы.
Слайд 53Масленичная кукла, так называемая "Кострома", олицетворявшая собой прошедшую зиму со всеми
ее невзгодами, была, как правило, плодом коллективного творчества. Каждый нес в импровизированную мастерскую под открытым небом все, что мог: рваную одежду, обмолоченные снопы, куски полуистлевшей мешковины и прочий ненужный хлам. Во время совместной работы обязательно выделялся наиболее способный "ваятель", который руководил всей работой. Гигантская кукла должна была получиться смешной и неприглядной, чтобы было не жалко в конце праздника предать ее огню или же пустить на плоту вниз по реке.
Слайд 55 Заключение
Вот такие были куклы. В ходе исследования гипотеза подтвердилась, поставленная цель,
и задачи были достигнуты. Выяснили, что в бабушкином сундуке хранились куклы, как один из древнейших видов декоративно - прикладного искусства, украшающий и оберегающий быт людей. И это лишь малая часть из всего того многообразия кукол, которые продемонстрировали. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение.
Сегодня русские народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями Древней Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными. А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, фантазия, терпение и любовь к народному творчеству.
Русская тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В чем секрет ее обаяния и притягательности? Очевидно том, что она никогда не бывает холодной.
Слайд 56Куклы – просто загляденье,
Взрослым всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить,
Вам
придется не лениться
И старанье приложить!