Презентация, доклад Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания

Содержание

Знания только тогда знания,когда они приобретаютсяусилиями своей мысли,а не одной лишь памятью.(Л. Н. Толстой)

Слайд 1ГБОУ ЛНР «Ровеньковская специализированная школа №3»

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ

И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ПОДГОТОВИЛА:
учитель истории
и обществознания
Щербина Д. А.
ГБОУ ЛНР «Ровеньковская специализированная школа №3»ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Слайд 2Знания только тогда знания,
когда они приобретаются
усилиями своей мысли,
а не одной лишь

памятью.
(Л. Н. Толстой)
Знания только тогда знания,когда они приобретаютсяусилиями своей мысли,а не одной лишь памятью.(Л. Н. Толстой)

Слайд 3Цель проведения мастер-класса: представить коллегам педагогический опыт деятельности по созданию проблемных ситуаций на

уроках истории и обществознании.
Задачи:
Обозначить актуальность технологии проблемного обучения;
Ознакомить участников мастер-класса с приёмами создания проблемных ситуаций;
Представить участникам мастер-класса опыт собственной работы, провести практическую часть с использованием приёмов создания проблемных ситуаций.

Цель проведения мастер-класса: представить коллегам педагогический опыт деятельности по созданию проблемных ситуаций на уроках истории и обществознании.Задачи:Обозначить актуальность технологии

Слайд 4МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
«Обеспечение условий для развития личности каждого ученика с учётом его

индивидуальных возможностей, формирование способностей к самообразованию, достижение путей личной ориентации и успешной социализации»

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА«Обеспечение условий для развития личности каждого ученика с учётом его индивидуальных возможностей, формирование способностей к самообразованию,

Слайд 5ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Слайд 6ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Активная самостоятельная деятельность учащихся под руководством учителя по разрешению проблемных

вопросов, которая постоянно ставит обучаемого в ситуацию задачи, решение которой непременно требует работы мышления, в результате чего происходит творческое овладение знаниями.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕАктивная самостоятельная деятельность учащихся под руководством учителя по разрешению проблемных вопросов, которая постоянно ставит обучаемого в

Слайд 7ЦЕЛИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ:
сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков;
достигнуть

высокого уровня интеллектуального развития школьников, способности к самообучению, самообразованию, самореализации;
сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

ЦЕЛИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ:сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков;достигнуть высокого уровня интеллектуального развития школьников, способности

Слайд 8ФОРМУЛА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

ФОРМУЛА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Слайд 9ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС - противоречие, разрешаемое посредством размышления.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ - состояние интеллектуального

затруднения.
ПРОБЛЕМНОСТЬ - противоречивость объекта, недостаточность знаний.
ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ – способы и
средства постановки проблемы.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС - противоречие, разрешаемое посредством размышления.ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ - состояние интеллектуального затруднения.ПРОБЛЕМНОСТЬ - противоречивость объекта, недостаточность знаний.ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ

Слайд 10СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗРЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ
ПОСТАНОВКА И СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМЫ


ВЫДВИЖЕНИЕ

ГИПОТЕЗ,
ПОИСК, СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ


ПРОВЕРКА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ГИПОТЕЗ


РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ,
ОБЩИЙ ВЫВОД, РЕФЛЕКСИЯ
СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗРЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПОСТАНОВКА И СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМЫВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ, ПОИСК, СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫПРОВЕРКА И

Слайд 11ВЕДУЩИЕ МЕТОДЫ ПОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ:
- диалогический метод (обучающийся решает с помощью учителя

поставленную учителем проблему);
- эвристический метод (обучающиеся сами решают проблему, поставленную учителем);
- исследовательский метод (обучающиеся самостоятельно ставят и решают проблему).

ВЕДУЩИЕ МЕТОДЫ ПОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ:- диалогический метод (обучающийся решает с помощью учителя поставленную учителем проблему);- эвристический метод (обучающиеся

Слайд 12Использование проблемного метода обучения позволит получить следующие результаты:
- учащиеся грамотно и

четко формулируют вопросы, участвуют в обсуждении; имеют желание высказывать и отстаивать свою точку зрения;
- развивается логическое мышление;
- развивается память, внимание, умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность;
- развивается способность к самоконтролю;
- формируется устойчивый интерес к предмету;
- активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке.


Использование проблемного метода обучения позволит получить следующие результаты:- учащиеся грамотно и четко формулируют вопросы, участвуют в обсуждении;

Слайд 13ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Создание проблемных ситуаций, вопросов, заданий

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬСоздание проблемных ситуаций, вопросов, заданий

Слайд 14ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

Слайд 15ЭТАПЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ:
Разработка проблемных вопросов.
Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию.
Формы решения

проблемных ситуаций:
дискуссия, научный спор;
проблемная лекция;
исследовательская работа с историческими, правовыми документами, текстами, материалами проблемного направления.



ЭТАПЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ:Разработка проблемных вопросов.Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию.Формы решения проблемных ситуаций:дискуссия, научный спор;проблемная лекция;исследовательская работа

Слайд 16ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
10 класс, обществознание «Основные этапы развития социально-гуманитарных знаний»
В чём

вы видите отличие философии и науки?
Есть ли у мира цель, ведёт ли куда-нибудь историческое развитие?
Действительно ли природой управляют законы, или нам просто нравится видеть во всём какой-то порядок?
Что есть Человек?


ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ 10 класс, обществознание «Основные этапы развития социально-гуманитарных знаний»В чём вы видите отличие философии и науки?Есть

Слайд 17ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
Обществознание (из общего курса предмета)
Свобода человека: вседозволенность или ответственность?
Правовое

государство: миф или реальность?
Образование: право или обязанность?
Всегда ли правы взрослые?
Сколько денег нужно человеку для «счастья»?
Зачем человеку нужна семья?




ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ Обществознание (из общего курса предмета)Свобода человека: вседозволенность или ответственность?Правовое государство: миф или реальность?Образование: право или

Слайд 18ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
11 класс, обществознание «Молодежь в современном обществе»
Философ: «Они (молодые люди)

сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они жадно глотают еду и изводят учителей…» Поэт: “Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет завтра в свои руки бразды правления. Эта молодежь невыносима, не сдержана, просто ужасна.” Политик: “Наша молодежь растлена до глубины души, она никогда не будет похожа на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сможет сохранить нашу культуру.” Священник: “Наш мир достиг критической стадии. Молодёжь больше не слушает своих родителей. Видимо, конец мира уже не далек.” - Согласны ли вы с такой характеристикой современной молодежи?
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ11 класс, обществознание «Молодежь в современном обществе»Философ: «Они (молодые люди) сегодня обожают роскошь, у них плохие

Слайд 19ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
История (из общего курса предмета)
Николай II – «Кровавый» или

«Святой мученик?»
«Октябрь 1917г. - революция или переворот?»
«Почему 20-30-е годы ХХв. стали временем формирования фашистских режимов в Европе?»
Память о ВОВ будет ли сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне, передавать это по наследству?
Распад или развал СССР?
М. С. Горбачёв – великий реформатор ХХ ст. или человек, разваливший СССР?

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫИстория (из общего курса предмета) Николай II – «Кровавый» или «Святой мученик?»«Октябрь 1917г. - революция или

Слайд 20ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ
Создание проблемных ситуаций, используя видеофрагмент:
Урок обществознания 7 класс, тема «Социальная

среда подростка. Большие и малые социальные группы»
Просмотр видеофрагмента: «Эксперимент в лифте»
- Что можете сказать о просмотренном?
(Сговорившись, четыре человека в лифте повторяют одни и те же действия: поворачиваются в определённую сторону, снимают и одевают шляпы).
- Почему случайные пассажиры подвергаются давлению группы (толпы), в которую они попадают, рано или поздно начинают повторять действия, на которые их программируют? Сформулируйте проблему урока: Какое значение имеет для подростка группа, в которую он входит?

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИСоздание проблемных ситуаций, используя видеофрагмент:Урок обществознания 7 класс, тема «Социальная среда подростка. Большие и малые социальные

Слайд 21ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

РАБОТА С КОЛЛЕГАМИ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬРАБОТА С КОЛЛЕГАМИ

Слайд 22«ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ»
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
- Что такое «общение»? Какие у

вас возникают ассоциации с этим словом?
Какую роль играет общение в становлении личности?
Всегда ли мы понимаем других людей с помощью общения?
Чем отличается коммуникация «человека-человека» и «человека-техническое устройство»?
Что значит «подобрать свой ключик» для общения с определенными людьми?
Предположите свои пути успешного общения.
«ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ»ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ-  Что такое «общение»? Какие у вас возникают ассоциации с этим словом?Какую

Слайд 23ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
Существует такая притча:
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у

него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «О, Великий! Я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживёшь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но всё зависит от того, не что сказать, а как сказать».
- В чем Вы видите смысл притчи?
- Почему одной из самых важных проблем, которые существуют на земле, является проблема понимания в процессе общения? 

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯСуществует такая притча:Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все

Слайд 24Существует такая притча:
Когда Учитель был настоятелем монастыря, ему понадобилось новое учебное

здание. Один купец решил пожертвовать на постройку нового учебного здания 500 золотых монет и принес их Учителю.
- Хорошо, я возьму их, - сказал Учитель. Подав Учителю мешок с золотом, купец остался недоволен его безразличным отношением. На три золотые монеты можно прожить целый год, а тут не благодарят за пятьсот.
- В мешке 500 монет, - намекнул он.
- Ты уже говорил это, - ответил Учитель.
- Но ведь даже для такого богатого купца, как я, это огромная сумма, - сказал купец.
- Ты хочешь, чтобы я за них благодарил тебя? – спросил Учитель.
- Вы должны сделать это, - ответил купец.
- Почему же? – сказал Учитель. – Благодарить должен дающий!

Существует такая притча:Когда Учитель был настоятелем монастыря, ему понадобилось новое учебное здание. Один купец решил пожертвовать на

Слайд 25- Как Вы объясните эту притчу с точки зрения сторонников теории

обмена (Джордж Каспар Хоманс) полагающих, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможное вознаграждение и затраты, и представителей теории символического интеракционизма (Джордж Герберт Мид), которые рассматривают поведение людей по отношению друг к другу и к предметам в зависимости от значений, которые им придают люди?
- Как Вы объясните эту притчу с точки зрения сторонников теории обмена (Джордж Каспар Хоманс) полагающих, что

Слайд 26Пусть всё содержание вашего труда имеет продолжение в памяти, умах и

сердцах учеников, а ученики изменят ваш мир, делая его более светлым, добрым, веселым!
Пусть всё содержание вашего труда имеет продолжение в памяти, умах и сердцах учеников, а ученики изменят ваш

Слайд 27
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ВАШИ ВОПРОСЫ?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!ВАШИ ВОПРОСЫ?

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть