Слайд 1ГБОУ ЛНР «Ровеньковская специализированная школа №3»
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ
И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
ПОДГОТОВИЛА:
учитель истории
и обществознания
Щербина Д. А.
Слайд 2Знания только тогда знания,
когда они приобретаются
усилиями своей мысли,
а не одной лишь
памятью.
(Л. Н. Толстой)
Слайд 3Цель проведения мастер-класса: представить коллегам педагогический опыт деятельности по созданию проблемных ситуаций на
уроках истории и обществознании.
Задачи:
Обозначить актуальность технологии проблемного обучения;
Ознакомить участников мастер-класса с приёмами создания проблемных ситуаций;
Представить участникам мастер-класса опыт собственной работы, провести практическую часть с использованием приёмов создания проблемных ситуаций.
Слайд 4МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
«Обеспечение условий для развития личности каждого ученика с учётом его
индивидуальных возможностей, формирование способностей к самообразованию, достижение путей личной ориентации и успешной социализации»
Слайд 5ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Слайд 6ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Активная самостоятельная деятельность учащихся под руководством учителя по разрешению проблемных
вопросов, которая постоянно ставит обучаемого в ситуацию задачи, решение которой непременно требует работы мышления, в результате чего происходит творческое овладение знаниями.
Слайд 7ЦЕЛИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ:
сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков;
достигнуть
высокого уровня интеллектуального развития школьников, способности к самообучению, самообразованию, самореализации;
сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.
Слайд 8ФОРМУЛА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Слайд 9ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС - противоречие, разрешаемое посредством размышления.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ - состояние интеллектуального
затруднения.
ПРОБЛЕМНОСТЬ - противоречивость объекта, недостаточность знаний.
ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ – способы и
средства постановки проблемы.
Слайд 10СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗРЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ
ПОСТАНОВКА И СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ВЫДВИЖЕНИЕ
ГИПОТЕЗ,
ПОИСК, СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ПРОВЕРКА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ГИПОТЕЗ
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ,
ОБЩИЙ ВЫВОД, РЕФЛЕКСИЯ
Слайд 11ВЕДУЩИЕ МЕТОДЫ ПОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ:
- диалогический метод (обучающийся решает с помощью учителя
поставленную учителем проблему);
- эвристический метод (обучающиеся сами решают проблему, поставленную учителем);
- исследовательский метод (обучающиеся самостоятельно ставят и решают проблему).
Слайд 12Использование проблемного метода обучения позволит получить следующие результаты:
- учащиеся грамотно и
четко формулируют вопросы, участвуют в обсуждении; имеют желание высказывать и отстаивать свою точку зрения;
- развивается логическое мышление;
- развивается память, внимание, умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность;
- развивается способность к самоконтролю;
- формируется устойчивый интерес к предмету;
- активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке.
Слайд 13ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Создание проблемных ситуаций, вопросов, заданий
Слайд 14ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ
Слайд 15ЭТАПЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ:
Разработка проблемных вопросов.
Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию.
Формы решения
проблемных ситуаций:
дискуссия, научный спор;
проблемная лекция;
исследовательская работа с историческими, правовыми документами, текстами, материалами проблемного направления.
Слайд 16ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
10 класс, обществознание «Основные этапы развития социально-гуманитарных знаний»
В чём
вы видите отличие философии и науки?
Есть ли у мира цель, ведёт ли куда-нибудь историческое развитие?
Действительно ли природой управляют законы, или нам просто нравится видеть во всём какой-то порядок?
Что есть Человек?
Слайд 17ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
Обществознание (из общего курса предмета)
Свобода человека: вседозволенность или ответственность?
Правовое
государство: миф или реальность?
Образование: право или обязанность?
Всегда ли правы взрослые?
Сколько денег нужно человеку для «счастья»?
Зачем человеку нужна семья?
Слайд 18ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
11 класс, обществознание «Молодежь в современном обществе»
Философ: «Они (молодые люди)
сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они жадно глотают еду и изводят учителей…»
Поэт: “Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет завтра в свои руки бразды правления. Эта молодежь невыносима, не сдержана, просто ужасна.”
Политик: “Наша молодежь растлена до глубины души, она никогда не будет похожа на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сможет сохранить нашу культуру.”
Священник: “Наш мир достиг критической стадии. Молодёжь больше не слушает своих родителей. Видимо, конец мира уже не далек.”
- Согласны ли вы с такой характеристикой современной молодежи?
Слайд 19ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
История (из общего курса предмета)
Николай II – «Кровавый» или
«Святой мученик?»
«Октябрь 1917г. - революция или переворот?»
«Почему 20-30-е годы ХХв. стали временем формирования фашистских режимов в Европе?»
Память о ВОВ будет ли сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне, передавать это по наследству?
Распад или развал СССР?
М. С. Горбачёв – великий реформатор ХХ ст. или человек, разваливший СССР?
Слайд 20ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ
Создание проблемных ситуаций, используя видеофрагмент:
Урок обществознания 7 класс, тема «Социальная
среда подростка. Большие и малые социальные группы»
Просмотр видеофрагмента: «Эксперимент в лифте»
- Что можете сказать о просмотренном?
(Сговорившись, четыре человека в лифте повторяют одни и те же действия: поворачиваются в определённую сторону, снимают и одевают шляпы).
- Почему случайные пассажиры подвергаются давлению группы (толпы), в которую они попадают, рано или поздно начинают повторять действия, на которые их программируют?
Сформулируйте проблему урока: Какое значение имеет для подростка группа, в которую он входит?
Слайд 21ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
РАБОТА С КОЛЛЕГАМИ
Слайд 22«ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ»
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
- Что такое «общение»? Какие у
вас возникают ассоциации с этим словом?
Какую роль играет общение в становлении личности?
Всегда ли мы понимаем других людей с помощью общения?
Чем отличается коммуникация «человека-человека» и «человека-техническое устройство»?
Что значит «подобрать свой ключик» для общения с определенными людьми?
Предположите свои пути успешного общения.
Слайд 23ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
Существует такая притча:
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у
него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «О, Великий! Я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживёшь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но всё зависит от того, не что сказать, а как сказать».
- В чем Вы видите смысл притчи?
- Почему одной из самых важных проблем, которые существуют на земле, является проблема понимания в процессе общения?
Слайд 24Существует такая притча:
Когда Учитель был настоятелем монастыря, ему понадобилось новое учебное
здание. Один купец решил пожертвовать на постройку нового учебного здания 500 золотых монет и принес их Учителю.
- Хорошо, я возьму их, - сказал Учитель. Подав Учителю мешок с золотом, купец остался недоволен его безразличным отношением. На три золотые монеты можно прожить целый год, а тут не благодарят за пятьсот.
- В мешке 500 монет, - намекнул он.
- Ты уже говорил это, - ответил Учитель.
- Но ведь даже для такого богатого купца, как я, это огромная сумма, - сказал купец.
- Ты хочешь, чтобы я за них благодарил тебя? – спросил Учитель.
- Вы должны сделать это, - ответил купец.
- Почему же? – сказал Учитель. – Благодарить должен дающий!
Слайд 25- Как Вы объясните эту притчу с точки зрения сторонников теории
обмена (Джордж Каспар Хоманс) полагающих, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможное вознаграждение и затраты, и представителей теории символического интеракционизма (Джордж Герберт Мид), которые рассматривают поведение людей по отношению друг к другу и к предметам в зависимости от значений, которые им придают люди?
Слайд 26Пусть всё содержание вашего труда имеет продолжение в памяти, умах и
сердцах учеников, а ученики изменят ваш мир, делая его более светлым, добрым, веселым!
Слайд 27
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ВАШИ ВОПРОСЫ?