Слайд 1Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
"Начальным моментом
мыслительного процесса
обычно является проблемная ситуация.
Мышление начинается с проблемы,
с удивления или недоумения,
с противоречия".
С.Л.Рубинштейн
Слайд 2Проблемное обучение – форма организации учебного процесса с помощью проблемных задач и
проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.
Суть проблемного метода состоит в умении включить мыслительный аппарат ребенка в процесс познания.
Ребенок не заучивает готовые знания, а делает для себя каждый раз маленькие открытия, находясь в проблемной ситуации.
Как говорится, то, что сам открыл, не забудешь никогда.
Слайд 3Последовательность шагов при организации урока проблемного обучения :
Постановка проблемы.
Осознание, обсуждение проблемы..
Выработка
возможных путей решения проблемы
Выработка плана решения проблемы.
Систематизация знаний, полученных при решении проблемы, полное теоретическое определение знаний, соединение их с практикой.
Ключевым звеном в проблемном обучении
является создание
проблемной ситуации.
Слайд 4Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда
он не знает, как объяснить факт, явление или процесс действительности.
Проблемная ситуация по сути является
причиной, побуждающей человека искать новый способ объяснения или действий.
Слайд 6Проблемные ситуации по эмоциональному отклику, реакции учеников:
1.С удивлением Представить противоречивые факты,
столкнуть мнения учащихся
Тема : Платонов «Юшка»
Если бы те жители, кто каждый день обижали Юшку, знали бы, чем все это закончится, изменили бы они свое поведение?
2.С затруднением Предложить задание не сходное с предыдущими или не выполнимое вообще.
А.И. Солженицын. Творчество.
На приеме в Кремле Н.С. Хрущев назвал Александра Исаевича Солженицына Иваном Денисовичем. В чем причина? Ответ дадим в конце урока.
Слайд 7
Сообщение темы
с мотивирующим приемом
«Яркое пятно»
Лингвистическая сказки
Приставки пре- и при-
Жили-были две сестры – приставки пре- и при-. Они были очень похожи друг на друга , и их часто путали. Это сестёр обижало, потому что по характеру они были абсолютно разные.
Пре- была очень умная, очень любопытная и очень храбрая. Дружила она с приставкой пере- . Где пере- , там и пре-. Пре- преграждает дорогу, и пере- рядом. Пре- что-нибудь преломит, и пере- тут же. Пре- преодолевает препятствие, и пере- не отстаёт.
Вторая сестра , при-, всегда старалась к кому-нибудь присоединиться, приклеиться, прицепиться. Она никогда не доводила начатое дело до конца. Скажут ей закрыть дверь, а она её только прикроет, попросят её сесть на стул, а она только на краешек присядет. Но при- всегда и везде успевала. Идёшь на вокзал, а при- уже на привокзальной площади. Едешь в город, а при- уже въехала в пригород. Спешишь в школу, а при- уже на пришкольном участке.
Так и жили приставки пре- и при-, совсем разные, но так необходимые нам. Не путайте их, ребята, их это очень обижает.
Слайд 8Правила создания проблемных ситуаций
Проблемные ситуации должны содержать посильное познавательное затруднение.
Хотя
проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность для развития творческих способностей учащихся, но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоение новых знаний, умений, навыков.
Проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью.
Слайд 9Примеры для создания проблемной ситуации на уроке
Тема «Способы подчинительной связи» (8
класс)
Книга
племянника мужа учительницы сына моего соседа
- Легко ли найти владельца книги в этой запутанной конструкции?
Тема «Слово и его формы» (5 класс)
Рука руку моет
Сколько слов в предложении?
Тема «Былина «Вольга и Микула Селянинович»
Проблемный вопрос :
Если былина – это песнь героического содержания, то в чем состоит героизм Микулы Селяниновича?
Слайд 10Проблемная
ситуация
Проблемное
обучение
творческое овладение информацией
мыслительные способности
Слайд 11
Традиционный урок
1.Проверка д/з учеников учителем
2.Объявление темы учителем
3.Объяснение темы учителем
4.Закрепление
знаний учениками
Технологическая цепочка проблемного обучения
1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками
2.Актуализация учениками своих знаний
3. Поиск решения проблемы учениками
4.Выражение решения
Применение знаний учениками
Учитель
Создаёт проблемную ситуацию;
Направляет учащихся на её решение;
Организует поиск решения.
Ученик
Приобретает новые знания и способы работы с материалом;
Формирует своё отношение к проблеме
Слайд 127 класс. Понятие о причастии
Держу в руках мячик и показываю,
задаю вопросы, в ходе диалога делаю записи на доске
КАКОЙ?
Маленький падающий
Желтый упавший
Теннисный летящий
- Ребята, к какой части речи вы отнесете данные слова?
Как вы это определили?
Слайд 13Методы проблемного обучения
1.По способу представления проблемных ситуаций и степени активности
учащихся выделяют шесть методов (М.И.Махмутов):
метод монологического изложения;
рассуждающий метод;
диалогический метод;
эвристический метод;
исследовательский метод;
метод программированных действий.
Слайд 14Методы проблемного обучения
2. По способу решения проблемных задач выделяют четыре
метода:
проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее);
совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися);
исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно);
творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение).
Слайд 15 Примеры проблемных задач уровня несамостоятельной активности.
Гласные и-е в суффиксах
Слайд 16Примеры проблемных задач уровня несамостоятельной активности.
Правописание приставок
пре, при
Слайд 17 Примеры проблемных задач уровня полусамостоятельной активности.
Суффиксы –чик, -щик;
Слайд 18 Примеры проблемных задач уровня самостоятельной т творческой активности.
Фразеологизмы-синонимы
Слайд 19Примеры проблемных задач уровня самостоятельной т творческой активности.
Повторение «О и Ё
после шипящих
В правописании О и Ё после шипящих ребята довольно легко ориентируются, основная задача состоит в том, чтобы за короткий промежуток времени составить рассказ с довольно большим количеством слов и обозначить орфограмму, ориентируясь в сводной таблице.
С данными словами составить рассказ или сказку: Ш…тландия, щ…голь, ж…лудевый, ж…нглер, ш…роховатый, прож…рливый, стуж…й, береж..т, хоч…шь, ещ.., певуч.., ухаж…р, воротнич…к, смеш…н, напомаженн…е, ж…лкнуть (блёкнуть), маж…рный, ш…к, капюш…н, трущ…ба, ш…колад, реч…нка, холщ…вый, свеч…й, береж…т, девч…нка, лж…т, ож…г руку, танцевал чеч…тку, мелоч…вка, изж…га, крыж…вник.
Обозначьте орфограмму.
Слайд 20
Педагогические «плюсы» и «минусы» технологии проблемного обучения.