Слайд 1Научно-исследовательская работа
Работу выполнил ученик 9 класса Костолович Ярослав
Руководитель: Чилимская Наталья Алексеевна
учитель математики
Свойства глаза и дефекты зрения
Слайд 2быть значительно улучшено. Однако это требует научного подхода со стороны различных
групп людей и каждого человека в отдельности.
Слайд 3Актуальность темы
Зрение обучающихся МБОУ «Травинская СОШ»
(данные анкетирования )
Слайд 4 Цель исследования:
Физическое объяснение дефектов зрения и болезней
глаз.
Исследование причин ухудшения зрения школьников МБОУ «Травинская СОШ»
Поиск путей решения проблемы улучшения качества зрения
Слайд 5 Задачи исследования
изучение имеющейся литературы по вопросу «Глаз и зрение. Дефекты
зрения»
сбор информации о качестве зрения учащихся школы (результаты медицинского обследования, анкетирование обучающихся)
поиск информации о способах улучшения зрения и коррекции зрения (подготовить санбюллютень о значении зрения и памятку с упражнениями для укрепления зрения)
Слайд 6Леонардо да Винчи:
Глаз называют окном души.
Аристотель:
Глаз — тот орган чувств, который
приносит нам более всего удовлетворения, ибо позволяет постичь суть природы.
Г. Гельмгольц:
Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудеснейшим произведением творческой силы природы.
Пифагор:
Очи — врата солнца.
Слайд 7Внутреннее несогласие с самим собой, ощущение себя “не от мира сего”,
нежелание кого-то простить, состояние подавленности, застарелые обиды, неспособность с радостью смотреть вперед, боязнь заглянуть действительности в глаза и т. п. — все это скрытые психологические причины ухудшения зрения.
Слайд 8Какие болезни глаз и дефекты зрения обнаружены у обучающихся МБОУ «Травинская
СОШ»
Близорукость (миопия слабой, средней и высокой степени)- 43,2%
Астигматизм (9,5%)
Спазм аккомодации (45%)
Косоглазие(2,3%)
Слайд 9Зрительный анализатор
Основной объём информации об окружающем мире
человек получает по оптическому каналу(глазу).
Слайд 10Строение глаза
Глаз- орган зрения животных и человека. Человеческий глаз - сложная
оптическая система
Глаз человека состоит из глазного яблока, соединенного зрительным нервом с головным мозгом и вспомогательного аппарата (веки, слезные органы и мышцы, двигающее глазное яблоко).
Слайд 11Палочки и колбочки
Сетчатка глаза состоит из рецепторных клеток, имеющих форму палочек
и колбочек. Палочки отвечают за, так называемое сумеречное зрение, с помощью которого различаются форма и размеры предметов, но не цвета. Цветовое зрение осуществляется с помощью колбочек.
Слайд 12 Отраженные от предмета лучи света проходят через оптическую систему
глаза и создают обратное и уменьшенное изображение на сетчатке
(мозг«переворачивает» обратное изображение, и оно воспринимается как прямое).
Механизм работы оптической
системы глаза
Слайд 13Аккомодация глаза
Аккомодация- способность глаза к изменению его оптической силы
При переводе
взгляда на другой предмет, нарушается резкость изображения на сетчатке. Сигнал об этом поступает в мозг. Хрусталик сжимается, увеличивается его оптическая сила, пока вновь не получится четкое изображение предмета на сетчатке.
Слайд 14Наблюдение изменения диаметра зрачка при аккомодации
При взгляде на темный предмет диаметр
зрачка увеличивается, а на освещенный предмет диаметр зрачка уменьшается.
Наблюдая одним глазом малое отверстие в черной бумаге, замечаем, что диаметр зрачка увеличивается. Закрыв глаз рукой, а через несколько секунд открыв, замечаем, что диаметр отверстия уменьшается.
Слайд 15Изменение с возрастом оптической
силы глаза
Уменьшение с возрастом оптической силы глаза
объясняется постепенным снижением сокращательной способности цилиарной мышцы и уменьшением эластичности хрусталика.
Слайд 16Астигматизм
Астигматизм- дефект зрения, связанный с не сферичностью роговицы,
то есть её различной кривизной в разных плоскостях.(Человек четко видит горизонтальные линии, но размыто видит вертикальные линии, или наоборот)
Слайд 17Близорукость (миопия)
Близорукость (миопия)- глаз либо удлинён, либо имеет
меньший радиус кривизны роговицы по сравнению с нормальным глазом. Поэтому пучок параллельных лучей преломляется излишне, сходясь в точке перед сетчаткой
Слайд 18Дальнозоркость
Дальнозоркость(гиперметропия ) – меньшая длина дальнозоркого глаза или
больший радиус кривизны роговицы по сравнению с нормальным глазом. Пучок лучей сходится за сетчаткой.
Слайд 19Примерно так видят человека люди с дефектами зрения (астигматизмом, близорукостью и
дальнозоркостью).
Слайд 20 Болезни глаз
Косоглазие
Дальтонизм
Катаракта
Глаукома
Катаракта – помутнение хрусталика глаза
Причины:
воздействие на хрусталик постоянного
электромагнитного излучения
травмы глаза
Глаукома – сужение поля зрения глаза
Причина: повышенное внутриглазное давление.
Катаракта и глаукома приводят к полной слепоте.
Слайд 21 Дальтонизм.
Дальтонизм- это нарушение цветоощущения глаза. Цветовая слепота зависит от отсутствия
в сетчатке колбочек одного или нескольких типов, что связано с отсутствием гена, поэтому дальтонизм чаще всего передаётся по наследству.
Слайд 22Цветовое зрение.
Нормальный глаз
Глаз дальтоника
Слайд 23Статистические данные
(с детской поликлиники)
Слайд 24Когда были впервые обнаружены дефекты зрения
48%
Слайд 25Для чего учащиеся используют компьютер?
Слайд 26Как влияет на зрение ПК
Картинка экрана отличается от естественной тем, что
она самосветящаяся, а не отраженная.
Зрительная нагрузка существенно возрастает из-за необходимости постоянного перемещения взора с экрана монитора на клавиатуру и бумажный текст.
Зачастую невозможность правильно и рационально организовать рабочее место (блики на экране монитора от внешних источников, неправильное расстояние от глаз до экрана, неудачный выбор цветов, чрезмерно большая яркость экрана) усугубляют ситуацию.
Слайд 27Сколько времени в день учащиеся проводят за компьютером?
Слайд 28Не пренебрегайте посещением офтальмолога, и не занимайтесь самолечением.
ограничьте время работы за
компьютером не более 4 часов в день(школьники – не более 3 часов)
делайте обязательные паузы во время работы на близком расстоянии через каждые 20-30 минут
выбрать правильно расстояние (не менее 60 см.) до монитора
Освещение: должно изменяться так, чтобы устранить отражения, блики. Для этого можно использовать специальный козырек или фильтр.
Чаще моргайте – это способствует увлажнению роговицы и массирует глазные яблоки.
Полезные советы
Слайд 29Роль телевизора для зрения
Существует несколько объяснений:
Глаза постоянно сфокусированы на одной
плоскости, в результате чего мышцы перенапрягаются. Аккомодация хрусталика теряет возможность быстро изменяться.
Не стабильное изображение на экране.
На телеэкране предъявляется нерезкое изображение, далекое от разрешающей способности глаза.
Диапазон изменения яркостей телеэкрана.
Слайд 30Сколько времени учащиеся смотрят телевизор?
Слайд 31На каком расстоянии учащиеся смотрят телепередачи?
Слайд 32Для предупреждения зрительного утомления и зрительного напряжения при просмотре телепередач очень
важны три условия:
освещение в комнате,
расстояние от зрителя до телевизора,
качество изображения на экране,
длительность просмотра телепередачи
Слайд 33Влияет ли наследственность на зрение учащихся?
Слайд 34Также зрение может портиться
от депрессии
из-за мучных продуктов
от неправильного положения рук
слишком узкая
одежда отрицательно влияет на зрение!
Слайд 35Профилактика
1. Рабочее место
2. Режим работы
3. Лечебная физкультура и процедуры.
4 .
Питание (продукты, богатые витаминами А и С)
5. Лекарственные препараты.
Глазные капли.
Улучшают метаболизм и питание тканей глаза.
Витаминные препараты:
- Аскорбиновая кислота (вит. С) драже
- Ретинола ацетат (вит. А) капсулы
Тренировка глазной мышцы
Слайд 36Свойства пищевых продуктов с точки зрения влияния на зрение.
Свекла.
Содержит: фосфор, натрий, марганец, йод, витамины С, В6 В2, РР, Е, U, фолиевую кислоту, каротиноиды.
В чём польза: снимает утомление глаз, очищает кровь.
Норма в день: 100 г.
Как есть: в свежем, варёном виде, можно делать сок.
Шиповник.
Содержит: витамины С, Р, В,, В2, А, К, Е, органические кислоты, натрий, кальций, марганец, железо.
В чём польза: обеспечивает прочность и эластичность сосудов глаз.
Норма в день: 1 стакан.
Как пить: в виде настоя.
Свойства пищевых продуктов с точки зрения влияния на зрение.
Куриные яйца.
Содержат: белок, лютеин.
В чём польза: вещества препятствуют образованию катаракты, защищают глазной нерв, нейтрализуют вредное воздействие среды.
Норма в день: одно яйцо.
Как есть: в варёном и
жареном виде.
Свойства пищевых продуктов с точки зрения влияния на зрение.
Слайд 39Морковь.
Содержит: бета-каротин, йод, магний, железо,
кальций, фосфор.
В чём польза: поддерживает процесс
образования и роста клеток, улучшает функции зрения.
Норма в день: 1 средняя морковка.
Как есть: в свежем или тушёном виде.
Свойства пищевых продуктов с точки зрения влияния на зрение.
Слайд 40Проведенные исследования позволили выяснить, что 15,2% учащихся школы имеют нарушенное зрение,
причем у 81%, из тех, у кого обнаружены дефекты, оно испортилось за время учебы.
Выяснено что лишь 51 % учеников используют компьютер в познавательных целях и что 49% проводят за компьютером больше позволенного времени.
Около 50% смотрят телепередачи ближе, чем предписано и 63% больше положенного времени.
Многие задумались о большой значимости зрения.
Выводы: