Слайд 1
СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
(памятка
педагогу дополнительного образования)
2014г.
Слайд 2СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ:
Титульный лист.
Информационная карта.
Пояснительная записка (направленность программы, новизна, актуальность,
педагогическая целесообразность, цель и задачи, отличительные особенности, срок реализации, формы и режим занятий, основные формы работы, ожидаемые результаты и способы определения их результативности, контроль и учёт успеваемости, формы подведения итогов реализации программы)
Слайд 3СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ:
Календарный учебный график (п.9 ст.2; п.5 ст.47 Федеральный
Закон №273-ФЗ).
Учебный план (п.9,22 ст.2; п.5 ст.47 Федеральный Закон №273-ФЗ).
Рабочая программа (учебно-тематический план) (п.9 ст.2; п.5 ст.47 Федеральный Закон №273-ФЗ).
Содержание деятельности.
Методические материалы (п.9 ст.2; п.5 ст.47 Федеральный Закон №273-ФЗ).
Слайд 4СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ:
Воспитательная деятельность.
Система работы с родителями.
Приложение:
- Оценочные материалы (п.9
ст.2; п.5 ст.47 Федеральный Закон №273-ФЗ);
- Диагностики личностного роста;
- Мониторинг образовательного процесса и т.д.
Список литературы.
Слайд 5ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
направленность программы;
новизна, актуальность, педагогическая целесообразность,;
цель и задачи;
подходы к определению
объёма, содержания, планируемых результатов (п.9. ст. 2, п.5 ст. 47 ФЗ №273);
отличительные особенности;
срок реализации;
формы и режим занятий;
основные формы работы;
ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
контроль и учёт успеваемости;
формы подведения итогов реализации программы
Слайд 6Новизна:
- новое решение проблем дополнительного образования;
- новые методики преподавания;
- новые
педагогические технологии в проведении занятий;
- новизна в формах подведения итогов реализации программы и т.д.
Слайд 7Актуальность:
Актуальность программы – это ответ на вопрос, зачем современным детям в
современных условиях нужна конкретная программа.
Актуальность может базироваться:
- на анализе социальных проблем;
- на материалах научных исследований;
- на анализе педагогического опыта;
- на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги;
- на современных требованиях модернизации системы образования;
- на потенциале образовательного учреждения;
- на социальном заказе муниципального образования и других факторах.
Слайд 8Педагогическая целесообразность:
Отвечает на вопрос – какие проблемы позволяет решить обучение
по данной образовательной программе: занятость свободного времени детей, профессиональное самоопределение, пробуждение интереса обучающихся к новой деятельности…
Слайд 9Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить.
(С.И. Ожегов
Словарь русского языка.)
Это – положительный ожидаемый результат.
Это – идеально представленный, желаемый педагогический результат, имеющий границы и критерии, отражающий уровень образованности выпускников, который обеспечивает образовательная программа.
Слайд 10Цели могут быть направлены:
- на развитие ребёнка в целом;
- на развитие
определенных способностей ребёнка;
- на обеспечение каждому ребёнку требуемого уровня образования;
- на формирование у каждого ребёнка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;
- на воспитание обучающихся в соответствии с высокими моральными ценностями;
- на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно ценных личностных качеств; обеспечение гармоничного эстетического и физического развития; выработку навыков здорового образа жизни.
Слайд 11Задачи – это шаги к достижению цели:
- Образовательные (что ребёнок узнает,
в чём разберётся, какие представления получит, чем овладеет, чему научится)
- Развивающие (какие способности, творческие возможности будут реализованы, получат развитие, развитие психических процессов: внимания, память, мышление, воображение, речь.
Развитие ключевых компетентностей: умение думать, умение исследовать, умение общаться, умение взаимодействовать, умение доводить дело до конца...).
- Воспитательные – какие ценностные ориентации, отношения, личностные качества будут сформированы (уважение к истории и культуре, коммуникативные навыки, умения, способность работать в коллективе).
Слайд 12Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих:
- требуется изучение типовой
программы или аналогичной;
- дать ответ на вопрос, что не устраивает в уже имеющихся подобных образовательных программах;
- знания психологических и возрастных особенностей современных детей.
Слайд 13Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
- для
какой категории детей предназначена программа, степень предварительной подготовки и уровень базового образования;
- какому возрасту детей адресована программа;
- наполняемость групп;
- предполагаемый состав групп (одного или разных возрастов).
Слайд 14Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
- временные границы, на сколько лет рассчитана
программа, её продолжительность;
- этапы и уровни образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе;
- количество часов на каждый год.
Слайд 15Формы и режим занятий:
Указывается количество занятий в неделю и их продолжительность,
количество учебных часов в год.
Наполняемость учебной группы по годам обучения: по СанПиНу.
Формы организации обучающихся на занятии: групповая, фронтальная (работа по подгруппам) и индивидуальная. Возможные формы проведения занятий: семинар, круглый стол, мастер-класс, соревнование, экскурсия, сказка, поход, эстафета, беседа, гостиная, конкурс…
Слайд 16Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
Ожидаемый (прогнозируемый) результат –
это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет учащийся. Должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания.
Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».
Слайд 17Способы определения результативности:
В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности
овладения учащимися содержания программы.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
Педагогическое наблюдение;
Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, участия воспитанников в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов и т. п.
Мониторинг. Для отслеживания результативности можно использовать: 1) педагогический мониторинг (контрольные задания и тесты, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы, ведение журнала учета или педагогического дневника, введение оценочной системы); 2) мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка воспи-танника, ведение зачетных книжек, ведение творческого дневника обучающегося, оформление фото отчётов).
Слайд 18Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Виды и этапы аттестации учащихся
могут быть: начальная(входная), промежуточная (текущая), итоговая.
Некоторые формы подведения итогов: опрос, зачет, экзамен, концерт, выставка, конкурс, контрольное занятие, самостоятельная работа, защита рефератов и т.д.
Документальные формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы необходимы для подтверждения достоверности полученных результатов освоения программы и могут быть использованы для проведения педагогом, родителями и органами управления образованием своевременного анализа результатов.
Слайд 19КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Наименование дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы;
Количество лет обучения по программе,
количество учебных часов по годам обучения и на весь период освоения программы;
Количество учебных часов (в т.ч. недельной; месячной; годовой; каникулярной, если объединение работает в каникулярный период);
Примечания, конкретизирующие условные обозначения и особенности образовательной деятельности.
Слайд 20УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НУЖНО УКАЗАТЬ:
ПЕРЕЧЕНЬ, ТРУДОЁМКОСТЬ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ПЕРИОДАМ
ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ, ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ), ИНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Слайд 21Содержание программы
Содержание раскрывается (без указания часов) в именительном падеже через краткое
описание разделов и тем внутри разделов.
В содержании программы необходимо указать:
- название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами рабочей программы (учебно-тематического плана);
- перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему;
- указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии.
Слайд 22ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и
т.п.) за процессом овладения знаниями, умениями, навыками, компетенциями, предусмотренными образовательной программой;
Материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, а именно: тесты, вопросы, задания, задачи и т.п. с указанием критериев оценки их выполнения (пп.10,11 ч.3 ст.28 ФЗ №273)
Слайд 23МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
1) Методические и учебные пособия;
2) Учебно-методические комплексы;
3) Перечень (с указанием
темы, года выпуска) авторских методических разработок (частных методик изучения отдельной темы (раздела, модуля) программы, инновационных разработок), разработанных педагогом в рамках конкретной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы.
Слайд 24● ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
● СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
● СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Слайд 25ПРИЛОЖЕНИЕ:
Оценочные материалы (п.9 ст.2; п.5 ст.47 ФЗ №273);
Диагностика
личностного роста;
Мониторинг образовательного процесса и т.д.