Слайд 1Современные отечественные концепции воспитания и развития ребенка
Слайд 2Становление отечественной концепции воспитания и развития
Концепция - система взглядов, определенное понимание
явлений и процессов. Описать концепцию воспитания значит охарактеризовать основные компоненты воспитания: цели, содержание, принципы, методы, средства и формы, условия. В современной литературе часто в значении "концепция" употребляется термин " модель".
Слайд 3Содержание воспитания описывается:
как базовая культура личности, включает культуру жизненного самоопределения,
семейные отношения,
культуру
общения,
интеллектуальную,
нравственную,
художественную,
физическую,
экономическую,
экологическую,
трудовую,
правовую культуру.
Слайд 4Методы и формы воспитания
клубы,
объединения детей и взрослых по интересам,
традиционные и новые
формы обучения и взаимодействия участников процесса воспитания (центры досуга, общественные движения, самодеятельные организации).
Слайд 5Авторские концепции воспитания и развития
Концепции воспитания и развития А.А. Бодалев, З.А.
Малькова, Л.И. Новикова
Концепции воспитания и развития О.С. Газманом и А.В. Ивановым
Концепции воспитания и развития Игоря Михайловича Ильинского
Концепции воспитания и развития Николая Михайловича Таланчука
Концепции воспитания и развития И.А. Колесникова, А.С. Нагавкина, Е.Н. Барышников.
Слайд 6Концепции воспитания и развития А.А. Бодалев, З.А. Малькова, Л.И. Новикова
В начале
90-х годов коллективом ученых под руководством Алексея Александровича Бодалева, Зои Алексеевны Мальковой, Лидией Ивановной Новиковой и других была предложена концепция воспитания учащейся молодежи в современном мире. Она ориентирует педагогов на гуманистическое воспитание, социальное взаимодействие с личностью.
Цель воспитания, которая определяется в этой концепции - всестороннее развитие личности.
Слайд 7Концепции воспитания и развития
О.С. Газманом и А.В. Ивановым
Авторы обратились к
проблеме целей воспитания и, наряду с идеальной целью - формирование гармонической, всесторонне развитой личности, предложили реальную: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
Слайд 8Концепции воспитания и развития Игоря Михайловича Ильинского
Концепция воспитания Игоря Михайловича Ильинского
предлагает в качестве цели формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и самой себе.
Жизнеспособность - это наличие у человека (поколения) таких свойств и качеств, которые позволяют не только выжить, не деградируя, в "жестких" и ухудшающихся условиях социальной и природной среды, но и жить и развиться, духовно возвышаться, воспроизводить и воспитывать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном плане, чем он сам.
Слайд 9Концепции воспитания и развития Николая Михайловича Таланчука
Системно-синергетический подход к воспитанию лежит
в основе концепции Николая Михайловича Таланчука, который определяет путь в будущее через «освобождение от философии борьбы, через освоение разумной и цивилизованной философии жизни, т.е. через воспитание человека разумного, человека цивилизованного, ориентированного не на разрушение, а на созидание».
Слайд 10Концепции воспитания и развития И.А. Колесникова, А.С. Нагавкина,
Е.Н. Барышников
Современный период характеризуется
появлением региональных концепций, которые имеют не только местное значение, но и могут быть полезными для любого российского педагога. Так, привлекает внимание Петербургская концепция, авторами которой являются И.А. Колесникова, А.С. Нагавкина, Е.Н. Барышников.
Цель воспитания, по их мнению, ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.
Слайд 11Заключение
Таким образом, цели воспитания не остаются неизменными, в каждую конкретную историческую
эпоху они претерпевают изменения.
Современных концепций дошкольного образования базируются на ведущих принципах (развития, системности, интеграции, активности, личностно-ориентированного подхода и др.).
Общая характеристика современных концепций дошкольного образования, охватывающих локальные направления развития ребенка: социальное, когнитивное, нравственно-правовое, гражданское, эстетическое, экологическое, физическое развитие и др.