Слайд 1ГБПОУ «ЧЕЧЕНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Научно-методический отдел
Методический семинар
по теме «Современное учебное занятие
- веление времени».
Презентация на тему:
«Современное учебное занятие – веление времени».
Подготовила
методист НМО
Хажгириева Б.М.
Слайд 3 Цель семинара – определить критерии современного учебного
занятия в рамках требований ФГОС третьего поколения.
Современное учебное занятие – это занятие, соответствующее настоящему времени.
Под настоящим временем я понимаю состояние общества, государства, мира, науки, всех сфер бытия, окружающих человека. А также состояние самого человека, прежде всего, главных героев занятия – обучающего и преподавателя.
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук
Слайд 4
В целом под учебным занятием понимается форма организации учебного
процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение обучающими этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.
Учебное занятие – это всё то время, которое педагог проводит с обучающими, организуя различную деятельность: учебную, воспитательную, досуговую и т.п.
Слайд 5Дидактическая структура современного
урока состоит из трёх этапов:
Актуализация опорных знаний и
способов действий (что значит не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и их применение в новой ситуации, стимулирование познавательной активности обучающихся, контроль преподавателя).
Формирование новейших понятий и способов действий (в значении более конкретном, чем “изучение нового материала”).
Применение знаний, формирование умений и навыков (включающее повторение и закрепление).
Слайд 6Все 3 этапа в разной степени решаются на каждом занятии, независимо
от его типа и вида. Поэтому дидактическая структура занятия является общим предписанием, общим методом организации современного урока.
Многие преподаватели полагают, что актуализация - это то же самое, что и опрос. Но, как отмечает М.И. Махмутов, «это далеко не так: значение самого слова “актуализация”, - подчёркивает он, - говорит о том, что нужно сделать знания актуальными, подходящими в данный момент, то есть “освежить” прежние знания и методы деятельности в памяти».
Актуальность – означает (от позднелатинского actualis) - фактически существующий, настоящий, современный), важность, значительность чего - либо для настоящего момента, современность, злободневность.
Слайд 7 Учебное занятие - сложнейший психолого - педагогический
процесс, к которому предъявляется
ряд требований:
Организация деятельности обучающихся на доступном для них уровне, в соответствии с их возможностями и в приемлемом темпе;
Установка не на запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний;
Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности обучающихся;
Применение разнообразных форм, методов и средств обучения;
Создание благоприятного психологического климата на занятии;
Опора на личностный опыт обучающихся;
Доминирование собственной исследовательской практики обучающихся над репродуктивным усвоением знаний.
Слайд 8Условия эффективности занятия
Комплексность целей и задач (обучающие, воспитательные, развивающие);
Адекватность
содержания поставленным целям и задачам, в соответствии с особенностями обучающихся;
Соответствие способа работы поставленным целям и содержанию;
Чёткая логика занятия, преемственность этапов;
Чёткая организация начала занятия, мотивация обучающихся на учебную деятельность;
Благоприятная психологическая атмосфера;
Активная позиция обучающего (включение каждого обучающего в учебную деятельность);
Полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами.
Слайд 9С чего начать подготовку учебного занятия и как спланировать учебный материал?
Слайд 10 Методика подготовки учебного занятия
1 этап: анализ
предыдущего занятия, поиск ответов на вопросы.
2 этап: моделирующий (построение модели будущего занятия):
-определения места занятия в системе тем;
-определение цели и задач;
-определение темы и её потенциала как
обучающего, так и воспитательного;
-определение вида занятия;
-продумывание этапов и логики занятия, отбор
методов работы;
-подбор способов контроля и оценки усвоения
материала занятия.
Слайд 11 Методика подготовки учебного занятия
3 этап: обеспечение учебного занятия:
Подготовка преподавателя:
подбор информационного, познавательного содержания занятия;
Обеспечение учебной деятельности обучающихся (подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала, подготовка заданий);
Подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и ИКТ, и т. д.
Слайд 12 типы урока по ФГОС
урок усвоения новых знаний;
урок актуализации
знаний (урок повторения);
урок комплексного применения знаний и умений (урок закреплений);
урок систематизации и обобщения знаний и умений;
урок контроля знаний и умений;
урок коррекции знаний, умений и навыков;
комбинированный урок.
Слайд 17Составление цели занятия
Наибольшие затруднения у преподавателя вызывает формулировка
целей учебного занятия, задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе.
Слайд 19Этапы учебного занятия
-организационный
-проверочный
-подготовительный
-основной
-контрольный
-итоговый
-информационный
рефлексивный(самоанализ)
Слайд 20Каждый этап занятия отличается от другого
-сменой видов деятельности,
-содержанием,
-конкретной задачей.
Основанием для выделения
этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена деятельности обучающихся:
Восприятие – осмысление – запоминание –применение – обобщение – систематизация.
Слайд 211 Этап - организационный
Задача: подготовка обучающихся к работе на занятии.
Содержание этапа:
организация
начала занятия,
создание психологического настроя на учебную деятельность,
активизация внимания.
Слайд 222 Этап - проверочный
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания
(если было),выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего
задания (творческого, практического),
проверка усвоения знаний предыдущего
занятия.
Слайд 233 этап – подготовительный
(подготовка к новому содержанию)
Задача: обеспечение мотивации и
принятие обучающими цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели занятия, мотивация к учебной деятельности (познавательная задача, проблемное задание обучающимся).
Слайд 24 4 этап - основной
1.Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение
восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.
Содержание этапа: использование заданий и вопросов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, объяснение нового материала.
2. Первичная проверка понимания материала.
Задача: установление правильности и осознанности
усвоения нового учебного материала, выявление
неверных представлений и их коррекция.
Содержание этапа: применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием способов практической деятельности.
Слайд 255 этап - основной
1.Закрепление знаний и способов действия.
Задача: обеспечение усвоение
новых знаний и способов действий.
Содержание этапа: применяет тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно обучающими.
4.Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления об объекте изучения.
Содержание этапа: Распространёнными способами работы являются беседа и практические задания.
Слайд 26 6 этап - контрольный
Задача: выявление качества и уровня овладения
знаниями, их коррекция.
Содержание этапа: используются тестовые задания;
виды письменного опроса;
вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
Слайд 27 7 этап - итоговый
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения
цели и наметить перспективу последующей работы.
Содержание этапа: подведение итогов, результатов занятия. Преподаватель сообщает ответы на следующие вопросы: как работали обучающиеся на занятии, что нового, какими умениями и навыками овладели?
Поощряет обучающихся за учебную работу.
Слайд 28 8 этап - информационный
Информация о домашнем задании (если необходимо);
инструктаж по
его выполнению;
определение перспективы следующих занятий.
Задача: обеспечение понимания цели содержания и способов выполнения домашнего задания, логика дальнейших занятий.
Слайд 29 9 этап - рефлексивный
Задача: мобилизация обучающихся на самооценку.
Содержание этапа: самооценка
обучающими своей деятельности, психологического состояния.
Может оцениваться работоспособность,
психологическое состояние,
результативность работы, содержание и
полезность учебной работы.
Слайд 30 Виды рефлексии:
1.Облако "тегов", которые необходимо дополнить:
сегодня я узнал...
было
трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось… и т.д.
Слайд 32Характеристика цветов Макса Лютера
Слайд 34Отличия традиционного урока от урока по ФГОС
Таблица №1
Слайд 35отличия традиционного урока от урока по ФГОС
Таблица №1