Слайд 1МБОУ «Ершичская средняя школа»
Ситуация « успеха» через познавательную деятельность.
Учитель : Шакалина
Р.П.
Слайд 3
«Успех в учении –
единственный источник
внутренних сил, рождающий энергию для
преодоления трудностей,
желания учиться»
В.А.Сухомлинский
Слайд 4
Ситуация успеха – это совокупность педагогических действий, обеспечивающих самореализацию ребенка в
каком-либо виде социальной деятельности и способствующих формированию положительной и вместе с тем
адекватной самооценки.
Слайд 5
Успех — это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат,
к которому человек стремился, совпал с его ожиданием.
Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех.
Слайд 6Переживание учеником ситуации успеха
повышает мотивацию учения и развивает его познавательные интересы
стимулирует к высокой результативности труда
корректирует личностные особенности, такие, как тревожность, неуверенность, самооценку
развивает инициативность, креативность, активность
поддерживает в классе благоприятный психологический климат
Слайд 7Вопросы, которые возникают у каждого учителя постоянно
Как сделать обучение интересным?
Какова
роль ситуации успеха?
Знаем ли мы приемы создания ситуаций успеха?
Слайд 8
Каждый сумеет закончить с легкостью фразу: «Ученик – это не сосуд,
который надо заполнить, а факел, который надо зажечь.»
Как зажечь этот огонь? Как помочь формированию учебной мотивации? Как сделать так, чтобы ученик чувствовал себя нужным на каждом этапе урока, был полноценным членом единой команды класса?
Слайд 9Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того,
что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.
Слайд 10Ряд педагогических действий для создания ситуации успеха:
1. Изучение личности младшего школьника;
составление на этой основе его диагностической характеристики.
2.Формирование социально-психологической атмосферы, обеспечивающей ребенку положение приветствуемого члена коллектива.
3. Создание условий для эффективного участия в деятельности.
4. Достижение интеллектуального комфорта на уроке.
Слайд 11Психологический механизм включает обязательные условия
Желаемая для ребенка цель
Переживание чувства определенной степени
напряжения
Возможность преодоления возникающих трудностей
Переживание радости успеха
Разрешение трудностей
Слайд 12Ситуация выбора.
Это спроектированный учителем этап урока, когда дети поставлены перед необходимостью
отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач, способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.
Слайд 13Конструирование ситуации успеха.
ставьте перед учениками трудные, но достижимые цели;
при оценке деятельности
детей хвалите исполнителя, а критикуйте исполнение;
знакомьте родителей с алгоритмом создания ситуации успеха в семье;
расширяйте круг положительного общения путем включения детей в микрогруппы;
побуждайте ученика к самопознанию и самовоспитанию адекватной самооценки;
стимулируйте мотивацию успеха в общем деле;
способствуйте формированию увлечения самим процессом деятельности, а не только результатом.
Слайд 14Система методов создания ситуации успеха на уроке
Методы дифференцированного обучения
Ситуация выбора
Выбор содержания
обучения
Выбор содержания домашнего задания
Выбор задачи или упражнения для выполнения в классе
Выбор уровня сложности задания
Выбор методов обучения
Изучение с помощью учителя или самостоятельно
Выбор формы обучения
Работа индивидуально, в паре, в группе
Слайд 15Используемые технологии
игровая
элементы исследовательско — проектной
информационно - коммуникационной
личностно — ориентированный подход
Слайд 17 Похвала
- Использую устную похвалу
Ты очень постарался!
Ты
меня порадовал!
- Письменная похвала в тетрадях. Использую слова и выражения: «Старался!», «Молодец!», «Стал лучше писать!»
-Коллективная похвала
Каждый ребенок желает утвердиться не только в глазах учителя, но и среди одноклассников.
Самое главное – это снятие страха.
- Ничего страшного, если ошибешься, даже взрослые люди иногда ошибаются.
Слайд 19Задания разной сложности
Этот прием взят из методов дифференцированного обучения и позволяет
каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. При этом более сильные ученики получают шанс блеснуть своей эрудицией, "середнячки" могут отличиться творческим походом, зато и самые слабые получат удовлетворение от выполненного задания.
Слайд 20Оценивание учащихся на уроке.
В течение всего урока я часто произношу слова:
«хорошо», «отлично», «молодец», «умница». В конце концов, ребенок поверит учителю и станет принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку. Да, я «молодец», да, я «умница». Я заслужил эти слова, и все время буду доказывать, что я «молодец»!
Слайд 21Самостоятельный выбор задания
У детей формируется навык не теряться в ситуации выбора,
во-вторых, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей.
Слайд 22. Элементы соревнования. Рейтинг в классе.
В классном уголке размещаем коллективные грамоты, а
на доске вывешиваем грамоты отдельных учащихся, которые они получили в школе и вне школы. Ребята очень хотят, чтобы их фамилии, фотографии, дипломы, грамоты были на видном месте.
Слайд 23Портфолио
Один из методов, который позволяет ученику наглядно видеть свои достижения: есть
повод для гордости и переживания успеха. Портфолио можно разделить на несколько разделов: "Мои достижения", "Мои награды", "Мое творчество", "Отзывы". Хорошо, если к наполнению портфолио привлекаются не только учителя, но и родители, и одноклассники.
Слайд 24«Эврика»
Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при
которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания.
Слайд 25Нестандартные формы и методы
Работа в парах.
Работа в группах .
Проблемное обучение
.
Метод опорных схем С.Лысенковой
Слайд 26Проектный метод
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических
знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами.
Слайд 34Мозговой штурм.
В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе
была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу? За основу можно взять ситуацию успеха на уроке.