Слайд 1Деловая игра
аспирантка 1 года обучения АСОУ
Каменская Оксана Александровна
на тему:
«Систематизация и классификация педагогических учений
в истории педагогики »
Для студентов бакалавриата
Время проведения 1ч.20 мин.
Слайд 2Характеристика категории обучающихся.
Участники:
Студенты педагогического вуза.
Обобщение, систематизация знаний.
Слайд 3 Деловая игра — это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации.
Слайд 4Цель – обобщить и систематизировать знания студентов по данной теме.
Задачи:
Развивать
у студентов умение осмысливать различные основания и подходы к систематизации и классификации педагогических учений в историко-педагогическом процессе;
Направлять студентов к пониманию зависимости типа педагогических учений.
Слайд 5Форма проведения:
деловая игра
Образовательные методы и приёмы:
эвристическая беседа,
анализ зрительных
образов,
анализ ситуации,
приём погружения
Слайд 6Основные понятия
«Классификация»; «систематизация»; «типология», «основания классификации педагогических учений»; «типы педагогических
учений».
Слайд 7Фабула игры
Команда 1. Мыслители, педагогические учения которых зависят от понимания природы
человека, возможностей его обучаемости и воспитуемости, особенностей процессов его роста и развития.
Команда 2. Мыслители, педагогических учения которых зависят от трактовки природы познания.
Команда 3. Мыслители, педагогических учений от понимания природы общества и различных групп людей.
Слайд 8Эксперты.
Эксперты должны оценивать достоверность и истинность данных, на которые ссылаются
участники команд. По окончании игры они выступают с заключением об использовании командами различных источников.
Гражданское общество.
Представители гражданского общества после дебатов выражают сове мнение, по поводу того какая из команд оказалась наиболее убедительной, чьи идеи оказались ближе всего к слушателю. После этого представителю дается возможность высказать свое мнение о том, к какому типу педагогического учения он бы примкнул.
Слайд 9Ход игры:
1. Установка преподавателя по игре.
2. Выступление команд.
3. Выступление эксперта.
4. Выступление
членов гражданского общества.
5. Оценка преподавателя деловой игры. Подведение итогов.
Слайд 10План лекции
Содержание и соотношение понятий
Основания классификации педагогических учений.
Зависимость типов
педагогических учений от понимания природы человека, возможностей его обучаемости и воспитуемости, особенностей процессов его роста и развития.
Зависимость типов педагогических учений от трактовки природы познания.
Зависимость типов педагогических учений от понимания природы общества и различных групп людей.
Зависимость типов педагогических учений от существующих связей с религиозными и философскими учениями, идеологическими доктринами, отраслями научного знания.
Слайд 11Содержание учебного материала
Классификация
(от лат. classis — разряд, классификация), в логике
— система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов.
Научная классификация выражает систему законов, присущих отображенной в ней области действительности.
Слайд 12СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
(от греч. SYSTEMA - целое, состоящее из частей) — мыслительная
деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определённую систему на основе выбранного принципа.
Типология (от греч. tipos — отпечаток, форма) — 1) учение о классификации, упорядочении и систематизации сложных объектов, в основе которых лежат понятия о нечетких множествах и о типе; 2) учение о классификации сложных объектов, связанных между собой генетически (напр., классификация общественно-экономических формаций); 3) учение о классификации сложных объектов, между которыми трудно провести строгие разграничительные линии и которые экземплифицируются их некоторыми типичными образцами (классификация людей по типам темперамента).
Слайд 13Основания классификации педагогических учений.
Существует необходимость в систематизации и классификации
педагогических учений в историко-педагогическом процессе. Суть систематизации педагогических учений заключается в выделении их однородных по некоторым признакам групп и сведение этих групп к определенному иерархизированному единству. Важнейшим видом систематизации является классификация, т. е. распределение педагогических учений по группам на основе установления сходства и различия.
Слайд 14
Обращение к истории педагогических учений позволяет полнее
уяснить ход и результаты взаимодействия общества и педагогики. Возникают систематические представления, каков механизм педагогических ответов на вызовы времени, как воспитание и обучение закрепляют приобретаемые культурные ценности.
Слайд 15Антропологический тип педагогических учений.
Педагогическая антропология рассматривается как самостоятельная
отрасль науки об образовании, как целостное и системное знание о человеке воспитывающемся, воспитываемом и воспитывающим, человеке как субъекте и объекте образования, как интегративная наука, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания, что предполагает определение ее предмета, объекта, методов, целей, задач, специфических закономерностей и содержания, места в системе наук, прежде всего в системе педагогического и антропологического знания;
Педагогическая антропология интерпретируется как основание педагогической теории и практики, как методология наук о воспитании, не как отдельная дисциплина, а своеобразное ядро общей педагогики, которое вбирает в себя научные результаты знаний о человеке в процессе воспитания.
Слайд 16 Идеи антропологизации педагогики нашли отражение, начиная с трудов Я.А.
Коменского. Активно разрабатывапи антропологический подход в педагогике К.Д. Ушинский, целая плеяда педагогов педологического направления: А.Ф. Чемберлен, С. Холл, Д.М. Болдуин, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, М.Я. Басов, А. П. Пинкевич и многие другие. Последовательно исповедовали и активно отстаивали эти идеи Р. Штайнер, М. Монтессори, С.И. Гессен и др. Во второй половине ХХ в. свой вклад внесли советские ученые Б.Г Ананьев, Б.Ф. Ломов, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и ряд других.
Слайд 17Гносеология.
Слово греческого происхождения («гнозис» знание и «логос» слово,
учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а также на многие другие.
Слайд 18 Сущность познания заключается в активном и целенаправленном поиске и
получении человеком знаний, точных или же искаженных. В познавательной деятельности раскрываются творческие силы человека, его неисчерпаемая духовная энерегия. Раздел философии, в котором рассматриваются общие проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания. Познание мира человеком изучают под собственным углом зрения и некоторые науки - логика, психология, кибернетика, социология.
Слайд 19Зависимость типов педагогических учений от трактовки природы познания.
Одним из первых выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. «Природа и воспитание подобны». Подчеркивал огромную роль труда в воспитании и упражнения в нравственных поступках.
Демокрит, Сократ, Аристотель, Платон,
Ф.Бэкон, Р. Декарт, Д. Локк, И. Кант
Слайд 20 Экспериментальная педагогика - направление в реформаторской педагогике, основой
которого было получение опытным (экспериментальным) путем необходимых достоверных данных о развитии ребенка, протекании педагогического процесса с целью его усовершенствования. Основными представителями в зарубежной педагогике были: Г. С. Холл, В. А. Лай, Э. Мейман, Э. Торндайк, в отечественной педагогике - А. П. Нечаев, А. Ф. Лазурский.
Слайд 21«Человек рожден для общества».
Ф. Аквинский
Ж.Ж. Руссо
И.Г. Гердер
Г. Гегель
М. Вебер
Э. Дюркгейм
Слайд 22 На решающую роль
природы в развитии общества указывали античный мыслитель Геродоти мыслители Нового времени Ш. Монтескье, А. Тюрго и др. Последние развивали взгляды, получившие название географического детерминизма. Его суть заключается в утверждении, что природа, которая истолковывается как географическая среда жизни общества, выступает в качестве основной причины происходящих в обществе явлений. Она определяет не только направление хозяйственной жизни людей, но также их психический склад, темперамент, характер, обычаи и нравы, эстетические взгляды и даже формы государственного правления и законодательства, словом, всю их общественную и личную жизнь.
Слайд 23 Ш. Монтескье утверждал, что климат, почвы и географическое
положение страны являются причиной существования различных форм государственной власти и законодательства, определяют психологию людей и склад их характера. Он писал, что «народы жарких климатов робки как старики, народы холодных климатов отважны как юноши». По его мнению, климат и географическая среда определяют «характер ума и страсти сердца», что неизбежно сказывается на психологии людей, характере их искусства, нравов и законов.
Слайд 24Мысли о воспитании и образовании.
«Хорошими людьми становятся скорее от упражнения,
нежели от природы... воспитание перестраивает человека и создает природу» Демокрит.
«Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может». Сократ.
Слайд 25 «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам
только жизнь, а первые — достойную жизнь». До сих пор актуален принцип, сформулированный Конфуцием: «Учиться и время от времени повторять изученное».
Педагогические идеи и наставления.
Трактаты : Конфуций «Беседы и суждения», Плутарх «О воспитании», Квинтилиана «Ораторское образование», Авиценн «Книга исцеления», Аверроэс «Система доказательств», «Опыты» Монтень.
Слайд 26 Зависимость типов педагогических учений от существующих
связей с религиозными и философскими учениями, идеологическими доктринами, отраслями научного знания.
Педагогические учения античности. В период эллинизма превратились в своеобразные высшие учебные заведения со сроком обучения 1 год, где преподавались грамматика, риторика, философия с элементами математики, физики, логики, этики, а также военно-физические упражнения. (Древняя Греция)
Эмпирико-сенсуалистическая педагогическая концепция - система философско-педагогических идей, согласно которым результаты сенсорного (чувственного) восприятия формируют опыт и привычки, влияя на организацию процесса обучения и содействуя более сознательному усвоению знаний, а также необходимых для жизни качеств личности. Концепция была разработана Дж. Локком относительно воспитания нового человека - джентльмена.
Слайд 27Зависимость типов педагогических учений от понимания природы человека, возможностей его обучаемости
и воспитуемости, особенностей процессов его роста и развития.
Экспериментальная педагогика - направление в реформаторской педагогике, основой которого было получение опытным (экспериментальным) путем необходимых достоверных данных о развитии ребенка, протекании педагогического процесса с целью его усовершенствования. Основными представителями в зарубежной педагогике были: Г. С. Холл, В. А. Лай, Э. Мейман, Э. Торндайк, в отечественной педагогике - А. П. Нечаев, А. Ф. Лазурский.
Слайд 28Способы подведения итогов
Межгрупповая дискуссия
Ведущий
дает общую оценку всем участникам игры и каждому в отдельности; разбирает весь ход игры, акцентируя внимание на удачных и неудачных решениях; оценивает общую манеру поведения участников игры – интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину и т.д. Кроме того, желательно, чтобы сами игроки высказали свое мнение об игре – о ее содержании, организации, а также внесли предложения по ее усовершенствованию.
Слайд 29Библиографические ссылки:
Джуринский, А. Н. История педагогики и образования : учебник для
бакалавров [Текст] / А. Н. Джуринский. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 676 с. [Гриф УМО]
Джуринский, А. Н. Сравнительная педагогика : учебник для магистров [Текст] / А. Н. Джуринский. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 608 с. [Гриф УМО]
Канке, В. А. История, философия и методология психологии и педагогики : учебное пособие для магистров / В. А. Канке; под ред. М. Н. Берулавы. – М.: Юрайт, 2015. – 496 с. [Гриф УМО]
Корнетов, Г. Б. Педагогика: теория и история : учебное пособие [Текст] / Г. Б. Корнетов. 3-е изд., перераб., доп. – М.: АСОУ, 2016. – 472 с. . [Гриф УМО]
Корнетов, Г. Б. История педагогики: теоретическое введение : учебное пособие [Текст] / Г. Б. Корнетов, М. А. Лукацкий. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: АСОУ, 2015. – 492 с. [Гриф НМС Минобранауки РФ]
Крянев, Ю. В. История и философия науки (Философия науки): учебное пособие / Ю. В. Крянев, Н. П. Волкова и др.; под ред. Л. Е.Моториной, Ю. В.Крянева - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 416 с. [Гриф НМС Минобранауки РФ] – URL: http://znanium.com