Презентация, доклад Систематизация и классификация педагогических учений в истории педагогики . для студентов педагогических вузов

Содержание

Характеристика категории обучающихся.Участники: Студенты педагогического вуза. Обобщение, систематизация  знаний.

Слайд 1Деловая игра аспирантка 1 года обучения АСОУ Каменская Оксана Александровна на тему:

«Систематизация и классификация педагогических учений в истории педагогики »

Для студентов бакалавриата

Время проведения 1ч.20 мин.

Деловая игра аспирантка 1 года обучения АСОУ  Каменская Оксана Александровна  на тему:   «Систематизация

Слайд 2Характеристика категории обучающихся.
Участники:
Студенты педагогического вуза.
Обобщение, систематизация  знаний.

Характеристика категории обучающихся.Участники: Студенты педагогического вуза. Обобщение, систематизация  знаний.

Слайд 3 Деловая игра — это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации.

Деловая игра — это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации.

Слайд 4Цель – обобщить и систематизировать знания студентов по данной теме.
Задачи:
Развивать

у студентов умение осмысливать различные основания и подходы к систематизации и классификации педагогических учений в историко-педагогическом процессе;

Направлять студентов к пониманию зависимости типа педагогических учений.
Цель – обобщить и систематизировать знания студентов по данной теме.Задачи: Развивать у студентов умение осмысливать различные основания

Слайд 5Форма проведения: деловая игра
Образовательные методы и приёмы:
эвристическая беседа,
анализ зрительных

образов,
анализ ситуации,
приём погружения 
Форма проведения:  деловая игра  Образовательные методы и приёмы:эвристическая беседа, анализ зрительных образов, анализ ситуации, приём

Слайд 6Основные понятия
«Классификация»; «систематизация»; «типология», «основания классификации педагогических учений»; «типы педагогических

учений».
Основные понятия «Классификация»; «систематизация»; «типология», «основания классификации педагогических учений»; «типы педагогических учений».

Слайд 7Фабула игры
Команда 1. Мыслители, педагогические учения которых зависят от понимания природы

человека, возможностей его обучаемости и воспитуемости, особенностей процессов его роста и развития.

Команда 2. Мыслители, педагогических учения которых зависят от трактовки природы познания.

Команда 3. Мыслители, педагогических учений от понимания природы общества и различных групп людей.
Фабула игрыКоманда 1. Мыслители, педагогические учения которых зависят от понимания природы человека, возможностей его обучаемости и воспитуемости,

Слайд 8Эксперты.
Эксперты должны оценивать достоверность и истинность данных, на которые ссылаются

участники команд. По окончании игры они выступают с заключением об использовании командами различных источников.

Гражданское общество.
 Представители гражданского общества после дебатов выражают сове мнение, по поводу того какая из команд оказалась наиболее убедительной, чьи идеи оказались ближе всего к слушателю. После этого представителю дается возможность высказать свое мнение о том, к какому типу педагогического учения он бы примкнул.
Эксперты. Эксперты должны оценивать достоверность и истинность данных, на которые ссылаются участники команд. По окончании игры они

Слайд 9Ход игры:
1. Установка преподавателя по игре.
2. Выступление команд.
3. Выступление эксперта.
4. Выступление

членов гражданского общества.
5. Оценка преподавателя деловой игры. Подведение итогов.
Ход игры:1. Установка преподавателя по игре.2. Выступление команд.3. Выступление эксперта.4. Выступление членов гражданского общества.5. Оценка преподавателя деловой

Слайд 10План лекции
Содержание и соотношение понятий
Основания классификации педагогических учений.
Зависимость типов

педагогических учений от понимания природы человека, возможностей его обучаемости и воспитуемости, особенностей процессов его роста и развития.
Зависимость типов педагогических учений от трактовки природы познания.
Зависимость типов педагогических учений от понимания природы общества и различных групп людей.
Зависимость типов педагогических учений от существующих связей с религиозными и философскими учениями, идеологическими доктринами, отраслями научного знания.
План лекции Содержание и соотношение понятий Основания классификации педагогических учений.Зависимость типов педагогических учений от понимания природы человека,

Слайд 11Содержание учебного материала
Классификация
(от лат. classis — разряд, классификация), в логике

— система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов.
Научная классификация выражает систему законов, присущих отображенной в ней области действительности.
Содержание учебного материалаКлассификация (от лат. classis — разряд, классификация), в логике — система соподчиненных понятий (классов объектов)

Слайд 12СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
(от греч. SYSTEMA - целое, состоящее из частей) — мыслительная

деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определённую систему на основе выбранного принципа.

Типология (от греч. tipos — отпечаток, форма)  — 1) учение о классификации, упорядочении и систематизации сложных объектов, в основе которых лежат понятия о нечетких множествах и о типе; 2) учение о классификации сложных объектов, связанных между собой генетически (напр., классификация общественно-экономических формаций); 3) учение о классификации сложных объектов, между которыми трудно провести строгие разграничительные линии и которые экземплифицируются их некоторыми типичными образцами (классификация людей по типам темперамента). 

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ (от греч. SYSTEMA - целое, состоящее из частей) — мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты

Слайд 13Основания классификации педагогических учений.
Существует необходимость в систематизации и классификации

педагогических учений в историко-педагогическом процессе. Суть систематизации педагогических учений заключается в выделении их однородных по некоторым признакам групп и сведение этих групп к определенному иерархизированному единству. Важнейшим видом систематизации является классификация, т. е. распределение педагогических учений по группам на основе установления сходства и различия.
Основания классификации педагогических учений.  Существует необходимость в систематизации и классификации педагогических учений в историко-педагогическом процессе. Суть

Слайд 14
Обращение к истории педагогических учений позволяет полнее

уяснить ход и результаты взаимодействия общества и педагогики. Возникают систематические представления, каков механизм педагогических ответов на вызовы времени, как воспитание и обучение закрепляют приобретаемые культурные ценности.
Обращение к истории педагогических учений позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества

Слайд 15Антропологический тип педагогических учений.
Педагогическая антропология рассматривается как самостоятельная

отрасль науки об образовании, как целостное и системное знание о человеке воспитывающемся, воспитываемом и воспитывающим, человеке как субъекте и объекте образования, как интегративная наука, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания, что предполагает определение ее предмета, объекта, методов, целей, задач, специфических закономерностей и содержания, места в системе наук, прежде всего в системе педагогического и антропологического знания;
Педагогическая антропология интерпретируется как основание педагогической теории и практики, как методология наук о воспитании, не как отдельная дисциплина, а своеобразное ядро общей педагогики, которое вбирает в себя научные результаты знаний о человеке в процессе воспитания.


Антропологический тип педагогических учений.   Педагогическая антропология рассматривается как самостоятельная отрасль науки об образовании, как целостное

Слайд 16 Идеи антропологизации педагогики нашли отражение, начиная с трудов Я.А.

Коменского. Активно разрабатывапи антропологический подход в педагогике К.Д. Ушинский, целая плеяда педагогов педологического направления: А.Ф. Чемберлен, С. Холл, Д.М. Болдуин, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, М.Я. Басов, А. П. Пинкевич и многие другие. Последовательно исповедовали и активно отстаивали эти идеи Р. Штайнер, М. Монтессори, С.И. Гессен и др. Во второй половине ХХ в. свой вклад внесли советские ученые Б.Г Ананьев, Б.Ф. Ломов, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и ряд других.
Идеи антропологизации педагогики нашли отражение, начиная с трудов Я.А. Коменского. Активно разрабатывапи антропологический подход в

Слайд 17Гносеология.
Слово греческого происхождения («гнозис» знание и «логос» слово,

учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а также на многие другие. 
Гносеология.   Слово греческого происхождения («гнозис» знание и «логос» слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы,

Слайд 18 Сущность познания заключается в активном и целенаправленном поиске и

получении человеком знаний, точных или же искаженных. В познавательной деятельности раскрываются творческие силы человека, его неисчерпаемая духовная энерегия. Раздел философии, в котором рассматриваются общие проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания. Познание мира человеком изучают под собственным углом зрения и некоторые науки - логика, психология, кибер­нетика, социология.
Сущность познания заключается в активном и целенаправленном поиске и получении человеком знаний, точных или же

Слайд 19Зависимость типов педагогических учений от трактовки природы познания.

Одним из первых выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. «Природа и воспитание подобны». Подчеркивал огромную роль труда в воспитании и упражнения в нравственных поступках.
Демокрит, Сократ, Аристотель, Платон,
Ф.Бэкон, Р. Декарт, Д. Локк, И. Кант
Зависимость типов педагогических учений от трактовки природы познания.   Одним из первых выдвинул вопрос о природосообразности

Слайд 20 Экспериментальная педагогика - направление в реформаторской педагогике, основой

которого было получение опытным (экспериментальным) путем необходимых достоверных данных о развитии ребенка, протекании пе­дагогического процесса с целью его усовершенствования. Основными пред­ставителями в зарубежной педагогике были: Г. С. Холл, В. А. Лай, Э. Мейман, Э. Торндайк, в отечественной педагогике - А. П. Нечаев, А. Ф. Лазурский.
Экспериментальная педагогика - направление в реформаторской педагогике, основой которого было получение опытным (экспериментальным) путем

Слайд 21«Человек рожден для общества».
Ф. Аквинский
Ж.Ж. Руссо
И.Г. Гердер
Г. Гегель
М. Вебер
Э. Дюркгейм

«Человек рожден для общества». Ф. АквинскийЖ.Ж. РуссоИ.Г. ГердерГ. ГегельМ. ВеберЭ. Дюркгейм

Слайд 22 На решающую роль

природы в развитии общества указывали античный мыслитель Геродоти мыслители Нового времени Ш. Монтескье, А. Тюрго и др. Последние развивали взгляды, получившие название географического детерминизма. Его суть заключается в утверждении, что природа, которая истолковывается как географическая среда жизни общества, выступает в качестве основной причины происходящих в обществе явлений. Она определяет не только направление хозяйственной жизни людей, но также их психический склад, темперамент, характер, обычаи и нравы, эстетические взгляды и даже формы государственного правления и законодательства, словом, всю их общественную и личную жизнь.
На решающую роль природы в развитии общества указывали античный

Слайд 23 Ш. Монтескье утверждал, что климат, почвы и географическое

положение страны являются причиной существования различных форм государственной власти и законодательства, определяют психологию людей и склад их характера. Он писал, что «народы жарких климатов робки как старики, народы холодных климатов отважны как юноши». По его мнению, климат и географическая среда определяют «характер ума и страсти сердца», что неизбежно сказывается на психологии людей, характере их искусства, нравов и законов.

Ш. Монтескье утверждал, что климат, почвы и географическое положение страны являются причиной существования различных

Слайд 24Мысли о воспитании и образовании.
«Хорошими людьми становятся скорее от упражнения,

нежели от природы... воспитание перестраивает человека и создает природу» Демокрит.
«Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может». Сократ.
Мысли о воспитании и образовании. «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы... воспитание перестраивает человека

Слайд 25 «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам

только жизнь, а первые — достойную жизнь». До сих пор актуален принцип, сформулированный Конфуцием: «Учиться и время от времени повторять изученное».

Педагогические идеи и наставления.
Трактаты : Конфуций «Беседы и суждения», Плутарх «О воспитании», Квинтилиана «Ораторское образование», Авиценн «Книга исцеления», Аверроэс «Система доказательств», «Опыты» Монтень.
 «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые — достойную

Слайд 26 Зависимость типов педагогических учений от существующих

связей с религиозными и философскими учениями, идеологическими доктринами, отраслями научного знания.

Педагогические учения античности. В период эллинизма превратились в своеобразные высшие учебные заведения со сроком обучения 1 год, где преподавались грамматика, риторика, философия с элементами математики, физики, логики, этики, а также военно-физические упражнения. (Древняя Греция)
Эмпирико-сенсуалистическая педагогическая концепция - система философско-педагогических идей, согласно которым результаты сенсорного (чувственного) восприятия формируют опыт и привычки, влияя на организацию процесса обучения и содействуя более сознательному усвоению знаний, а также необходимых для жизни качеств личности. Концепция была разработана Дж. Локком относительно воспитания нового человека - джентльмена.

Зависимость типов педагогических учений от существующих связей с религиозными и философскими учениями,

Слайд 27Зависимость типов педагогических учений от понимания природы человека, возможностей его обучаемости

и воспитуемости, особенностей процессов его роста и развития.

Экспериментальная педагогика - направление в реформаторской педагогике, основой которого было получение опытным (экспериментальным) путем необходимых достоверных данных о развитии ребенка, протекании пе­дагогического процесса с целью его усовершенствования. Основными представителями в зарубежной педагогике были: Г. С. Холл, В. А. Лай, Э. Мейман, Э. Торндайк, в отечественной педагогике - А. П. Нечаев, А. Ф. Лазурский.

Зависимость типов педагогических учений от понимания природы человека, возможностей его обучаемости и воспитуемости, особенностей процессов его роста

Слайд 28Способы подведения итогов
Межгрупповая дискуссия
Ведущий

дает общую оценку всем участникам игры и каждому в отдельности; разбирает весь ход игры, акцентируя внимание на удачных и неудачных решениях; оценивает общую манеру поведения участников игры – интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину и т.д. Кроме того, желательно, чтобы сами игроки высказали свое мнение об игре – о ее содержании, организации, а также внесли предложения по ее усовершенствованию.
Способы подведения итогов   Межгрупповая дискуссия   Ведущий дает общую оценку всем участникам игры и

Слайд 29Библиографические ссылки:
Джуринский, А. Н. История педагогики и образования : учебник для

бакалавров [Текст] / А. Н. Джуринский. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 676 с. [Гриф УМО]
Джуринский, А. Н. Сравнительная педагогика : учебник для магистров [Текст] / А. Н. Джуринский. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 608 с. [Гриф УМО]
Канке, В. А. История, философия и методология психологии и педагогики : учебное пособие для магистров / В. А. Канке; под ред. М. Н. Берулавы. – М.: Юрайт, 2015. – 496 с. [Гриф УМО]
Корнетов, Г. Б. Педагогика: теория и история : учебное пособие [Текст] / Г. Б. Корнетов. 3-е изд., перераб., доп. – М.: АСОУ, 2016. – 472 с. . [Гриф УМО]
Корнетов, Г. Б. История педагогики: теоретическое введение : учебное пособие [Текст] / Г. Б. Корнетов, М. А. Лукацкий. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: АСОУ, 2015. – 492 с. [Гриф НМС Минобранауки РФ]
Крянев, Ю. В. История и философия науки (Философия науки): учебное пособие / Ю. В. Крянев, Н. П. Волкова и др.; под ред. Л. Е.Моториной, Ю. В.Крянева - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 416 с. [Гриф НМС Минобранауки РФ] – URL: http://znanium.com
Библиографические ссылки:Джуринский, А. Н. История педагогики и образования : учебник для бакалавров [Текст] / А. Н. Джуринский.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть