Слайд 1Автор: Анашкина А.М., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №12»
г.Балахны
Сетевой проект как образовательное пространство учебно-исследовательской деятельности
Слайд 2Актуальность
21 января 2010 г. впервые прозвучала президентская инициатива «Наша новая
школа», среди пунктов которой были переход на новые образовательные стандарты и развитие системы поддержки талантливых детей. Прошло 8 лет. В школах происходит цифровое оснащение кабинетов, педагоги активно повышают квалификацию по ИКТ-компетентности и ФГОС, организуют внеучебную деятельность учащихся. В этих условиях всё более актуальными становятся сетевые проекты.
Слайд 3Введение
Основное требование нового ФГОС - научить школьников учиться:
Самостоятельно добывать знания;
Уметь работать
с информацией;
Эффективно использовать
полученную информацию.
Слайд 4Сетевой проект
Интегрирует в себе проблемный подход;
Включает исследовательские и поисковые методы
обучения.
Слайд 5Проблемы, с которыми сталкиваются учителя:
Что такое сетевой проект?
Как выбрать тему сетевого
проекта?
Каковы этапы проектной деятельности в сети интернет?
Как организовать работу над проектом при изучении русского языка?
Как правильно оформить презентацию, сайт, блог или иной конечный продукт проекта?
Слайд 6Проектная деятельность направлена на выработку следующих самостоятельных исследовательских умений:
Слайд 9Проект (от лат. projekt – брошенный вперед) – план, замысел, описание
того, что предстоит сделать.
Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланиро-ванного результата.
Слайд 10Не стоит путать!
Метод проектов – педагогическая технология.
Проект –
совокупность определенных действий и замыслов для создания реального объекта или теоретического продукта.
Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.
Слайд 11Не стоит путать!
Сетевой (телекоммуникационный) проект – это сетевое удалённое взаимодействие учащихся
из разных классов, школ, регионов и стран.
У участников проекта должны быть едиными:
тема проекта, цель, к которой идут команды, формы работы, методы исследования.
Конечный продукт – это результат сетевого взаимодействия всех его участников.
Сетевой учебно-исследовательский проект может быть реализован в рамках ФГОС-ов второго поколения.
Слайд 12Как выбрать тему сетевого проекта?
Слайд 13Тема должна представлять интерес для ученика!
1) Предлагаем какую-либо проблему в самых
общих чертах и даем ученикам возможность обсудить ее и домыслить, переформулировать или самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно поработать.
2) Можно предложить собирать разную информацию по общей теме.
Слайд 14Требования к формулировке темы (названия) проекта
в названии должна быть заложена какая-то
проблема, вопрос или тайна;
название должно выражать главную идею;
название проекта не должно быть сухим, только констатирующим содержание;
название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным.
Слайд 15Каким может быть сетевой проект?
Проектный продукт
Слайд 16Проектный продукт – это то, что должно быть создано в результате
работы над проектом
Мультимедийный продукт:
мультимедийная презентация;
видеоклип;
видеофильм;
гипермедиа-сочинение (озвученное сочинение, проиллюстрированное видеофрагментами, изобразительно-музыкальным материалом);
компьютерная графика;
веб-сайт.
Слайд 17Научные или учебные материалы:
научный доклад;
научная статья;
сравнительно-сопоставительный анализ какого-либо явления, процесса и
т.п.;
отчет об исследовательской экспедиции;
анализ данных социологического опроса;
словарь;
тесты;
атлас, карта;
учебное пособие.
Слайд 18Публицистические материалы:
стенгазета;
школьная тиражная газета;
журнал;
заметка, интервью, обзор и т.п.
Нормативные документы:
инструкция;
законопроект;
система школьного самоуправления.
Слайд 19Творческий продукт:
сборник стихотворений;
литературный альманах;
альбом с иллюстрациями;
картина;
театральная постановка.
Мероприятия:
экскурсия;
праздник;
соревнование;
деловая игра;
викторина (КВН, «Что? Где?
Когда?» и т.п.);
выставка;
пресс-конференция;
литературное кафе.
NB! Одна и та же тема может быть реализована через разные проектные продукты.
Слайд 20Каждый сетевой проект реализуется в несколько этапов
Этапы реализации
Слайд 221. Подготовительный этап заканчивается формулированием:
Темы (что мы будем делать?)
Цели (для чего
мы будем это делать?)
Задача проекта (как мы будем это делать?)
Определением проектного продукта (что должно получиться в результате?)
Слайд 24Лист планирования (вариант)
Алгоритм планирования работы над проектом:
Шаг 1. Зачем мы это
делаем? (Формулирование проблемы и цели проекта).
Шаг 2. Что нужно сделать (создать) для решения проблемы? (Выбор проектного продукта).
Шаг 3. Кто это будет делать? (Формирование групп, назначение ответственных).
Шаг 4. Все ли у нас есть для решения проблемы? Что еще необходимо? (Выявление имеющихся и необходимых ресурсов).
Шаг 5. Какие шаги нужно предпринять от выявления проблемы до реализации цели проекта? (Основные этапы работы).
Шаг 6. Что нужно сделать на каждом шаге? (Построение развернутого плана работы).
Шаг 7. К какому сроку необходимо закончить работу? (Построение графика проектной работы).
Слайд 25Этап 3. Реализация сетевого проекта
Важнейшая задача учителя на данном этапе грамотно
определить степень своего участия в проекте, чтобы поощрять самостоятельность учащихся и в то же время при необходимости поддержать, направить, помочь, создать условия для проявления творческой активности.
Слайд 26Этап 4. Презентация сетевого проекта
Основная задача этого этапа – представить одноклассникам
или специальному жюри результаты своей работы.
Слайд 27Этап 5. Осмысление и оценка проекта
Вопросы для обсуждения проекта:
Что было самым
трудным в работе над проектом?
Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решали?
Можно ли считать проблему решенной?
Чем работа в конце проекта отличалась от работы в его начале?
Что нуждается в доработке?
Чего вы до сих пор не понимаете?
В чем вы стали более уверенны?
Что было наиболее значительным из того, что вы узнали?
Слайд 29Список литературы:
1) Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя.
– 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
2) Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
3) Подругина И. А. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – 2-е изд. – М.: просвещение, 2013.
4) Бухаркина М. Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003 г.
5) Нарушевич А. Г. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие/ под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: ООО «Легион», 2013.
6) Полякова Т. Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения. – М.: Просвещение, 2011.
7) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011 .