Слайд 1 Муниципальное казенное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа с.Важное"
Исследовательская работа
«Ремёсла. Резьба по дереву.»
Автор: учащийся 4а»
класса
Хапчаев Абрек
Муратович
Руководитель: Апаева
Кулистан Хусеевна
с.Важное 2019г.
АННОТАЦИЯ
Объект исследования:
Резьба по дереву.
Цель исследования:
Выяснить историю появления резьбы
Виды резьбы по дереву и орнаментов.
Выявить использование деревянной резьбы и её элементов в настоящее время
Изготовление разделочной доски .
Гипотеза:
Действительно ли резьба по дереву актуальна в наши дни?
Задачи исследования:
Изучить теоретический материал по данной теме, используя различные источники (книги, журналы, интернет.)
.Раскрыть значимость народного ремесла.
. Учиться элементам поисковой , экспериментально-опытной работе.
Слайд 3Каникулы я всегда провожу у дедушки и бабушки в
ауле Кумыш. Мой дедушка, Голаев Али-Магомед Хамидович , известный в Карачаево-Черкесии резчик по дереву . Большую часть времени он проводит в своей мастерской. Мне очень нравится наблюдать за его работой. Дедушка создаёт изумительные вещи. Даже не верится ,что из дерева можно создавать такое чудо. И я решил исследовать историю ,
а также востребованность резьбы по дереву в современном мире.
Слайд 4РЕМЕСЛО- это профессиональное занятие- изготовление изделий ручным, кустарным способом.
Такое
определение ремеслу дается в "Словаре русского языка" С.И.Ожегова.
Слайд 5Ремесло — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве
работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожествен-ные изделия.
Ремесел на свете много. Одним из них является резьба по дереву ,о котором я хочу сегодня рассказать.
Слайд 6Резьба по дереву – это изображение, рисунок или узор, выполненные на
деревянных изделиях. Резьба по дереву является одним из видов монументально-декоративного искусства и применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий и архитектурных сооружений. Резьбу используют также для украшения предметов декоративно-прикладного искусства: мебели, музыкальных инструментов, оружия, посуды.
Слайд 7Истоки резьбы и росписи по дереву на Руси очень древние и
восходят к искусству восточных славян. Обилие лесов делало дерево самым доступным, удобным в обработке и использовании материалом. Из дерева рубили избу, делали для ребенка колыбель и игрушку, для женщины - прялку и веретено, для праздничного стола - ковш и солонку, для езды - сани и дугу. И все это прочно, удобно, красиво из сосны и ели, лиственницы и березы, дуба и клена.
Слайд 8Резьба по дереву плотно вошла в жизнь и в судьбу русского
человека. Согласно славянской мифологии, мировое древо - ось мира - стоит на окраине Вселенной (у Лукоморья), его вершина упирается в небеса, корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги, по нему можно проникнуть в другие миры. В росписи русских крестьянских домов непременным элементом было "древо жизни", служившее "символом добрых пожеланий и охранительным знаком".
Слайд 9
Русские мастера вырезали из дерева все необходимое для жизни:
мебель, утварь, т. о. резьба по дереву сопровождает человека по жизни. В эпоху Петра I наши плотники удивляли голландских корабелов своим мастерством резьбы, умением точно и быстро работать с деревом. Но делать все это можно было только очень хорошо понимая дерево и ощущая его как живой, одушевленный материал. Любой кусочек дерева неповторим, живет своей жизнью. Почувствовать душу дерева, передать пространству его энергетику и старается автор в своих изделиях, особенно при работе с иконой
Слайд 10 В хозяйственной жизни карачаевцев важнейшее место занимала обработка дерева, имевшая
древнюю основу и традиции. В первую очередь оно было связано с тем, что в верховьях Кубани именно дерево выступало основным строительным материалом (при возведении как жилых, так и хозяйственных построек). Не только мастера по дереву (агъач устала), но и почти каждый хозяин коша или дома имел представление о свойствах различных видов дерева, времени заготовки их для хозяйственных нужд.
Слайд 11В Карачае из дерева изготовлялась основа средств передвижения (арба, сани), мебель,
посуда, орудия труда, игрушки, люльки, сундуки .
Слайд 12Мастера использовали технику резьбы по дереву. Большие обрядовые чаши, которые служили
заздравными сосудами во время семейных торжеств, украшались изящным резным орнаментом, ручками в виде вырезанных же бараньих голов с завитыми рогами. Большим разнообразием отличалась мебель, украшенная резьбой: кровати с тремя высокими стенками, детские люльки (бешик), столики-подносы. Наиболее распространенным орнаментом при резьбе был геометрический орнамент, частым стилевым изображением были бараньи рога. Ручки ложек украшали изображением рыбьего хвоста или головы, а иногда и деревянной цепочкой.
Слайд 13Древесина и его подготовка для работы
Для резьбы по дереву используют высококачественную
древесину различных пород. Выбор той или иной породы зависит от назначения и формы украшаемого изделия и вида резьбы.
Слайд 14липа
дуб
вишня
орех
бук
ольха
береза
тополь
осина
сосна
Слайд 15Орех –наилучший материал для резных работ. Она прекрасно режется во всех направлениях,
редко скалывается и позволяет выполнять самую точную резьбу. Древесина ореха хорошо отделывается и особенно полируется.
Яблоня, вишня: используются для мелких изделий, украшаемых резьбой
Сосна: используется для украшения наличников, икон, карнизов, ворот.
Слайд 16Береза: она тверже липы и ольхи и режется труднее, но качество
резьбы лучше. Древесина березы хорошо окрашивается и отделывается..
Тополь и осина: используется для резьбы на мелких изделиях – посуде, сувенирах .
Бук: хорошо окрашивается водными растворами красителей и отделывается. Применяют бук в основном для мелких резных работ.
Слайд 17Липа: древесина липы легко и чисто режется, мало подвержена растрескиванию и
короблению. Из-за низкой твердости липу не используют для изготовления мебели, поэтому ее применение ограничено мелкими бытовыми изделиями.
Дуб: издавна применяется для крупных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой.
Ольха: также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитируется под другие породы, например под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ.
Слайд 18Подготовка материала
1.Заготовку древесины для резных работ нужно производить с октября
по январь, когда прекращается движение соков в стволе и уменьшается опасность растрескивания древесины и поражения ее грибками и насекомыми.
2.Доски, предназначенные для резных работ, высушивают до влажности 8—10 %, следя за тем, чтобы не образовалось трещин и коробления.
3.Доски, предназначенные для резных работ, сначала раскраивают на заготовки на круглопильных станках, затем прострагивают в размер на фуговальных и рейсмусовых станках.
4.Широкие заготовки получают путем склеивания отдельных брусков или дощечек дисперсией ПВА.
5.Перед резьбой поверхность заготовки выравнивают циклеванием.
Слайд 19Сушка древесины — очень долгое и хлопотное дело.
Виды сушки Естественный вид сушки —атмосферный и воздушный.
Запаривание ускоряет сушку древесины.
Вываривание в масле. Посуда из древесины, пропаренной в масле, очень водостойка и не растрескивается даже при повседневном использовании.
Вываривание в соляном растворе ускоряет сушку небольших кусков твердых пород дерева
Сушкой готовых изделий в песке можно добиться интересного декоративного эффекта.
Сушка на цементном или бетонном полу основана на способности цементного камня интенсивно втягивать в себя влагу.
Слайд 20инструменты
Для успешной работы резчику по дереву необходимы хорошо оборудованное рабочее место,
соответствующие инструменты и приспособления.
Слайд 21Стамески и резцы
напильники
рашпили
стружок
Столярный инструмент
чеканы
Слайд 23Геометрическая резьба: выполняется в виде клинорезных выемок, образующих узор из геометрических
фигур - треугольников, квадратов, окружностей.
Контурная резьба. Резьба представляет собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной геометрии и глубины.
Плоскорельефная резьба: узор формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае рисунок будет иметь одну и туже высоту по всей площади композиции.
Слайд 24Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом
разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.
Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной.
Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру
Домовая резьба Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек
Слайд 25Виды орнаментов
По используемым мотивам орнамент
может быть:
- геометрическим —из различных геометрических элементов.
- растительным — из стилизованных растительных форм;
- зооморфным — из стилизованных фигур реальных или фантастических животных и птиц;
- геральдическим — из знаков, символов, эмблем или атрибутов искусства, войны и т. п.;
- гротескным — из фантастических сочетаний декоративных мотивов;
- комбинированным — из комбинации различных мотивов
Слайд 27И в век высоких технологий резьба по дереву
очень актуальна. Многие люди понимают, что красоту натурального дерева ничто не заменит. Поэтому мебель , оформление интерьера домов, , веселые украшения для загородных домов, парков , детских площадок и т. д.
И по сей день обязательным атрибутом приданого для невесты (у карачаевцев) является резной сундук из дерева. Новорожденного кладут в люльку из дерева. Изделия из дерева будут всегда в тренде.
Слайд 28Изготовление разделочной доски из липы
Для изготовления р/доски я использовал древесину липы
, так как она мягкая, однородного строения, достаточно вязкая, легко режется вдоль и поперек волокон.
1.Подготовить заготовку
2.Разметка контура доски
Слайд 293.Выпиливание контура
4.Шлифовка наждачной бумагой (прошкуривание)
Слайд 305.Переносим основной узор на середину доски
6.Наносим фигурное обрамление по краям доски
Слайд 317.Вырезаем розу
8.Вырезаем обрамление
Слайд 329.Прошкуриваем и удаляем чертёжные линии
10.Лакируем в 3 слоя
Слайд 34Молитвенные «орехи» - яркий образец мастерства голландских умельцев XVI века. Эти резные
миниатюры использовались во время молитв и вешались на четки. Владение таким произведением искусства означало не только чрезвычайную набожность человека, но и его высокий социальный статус, т. к. каждый «орех» стоил целое состояние.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Слайд 35Неограниченно стремление художника найти «холст» - поверхность для своего творчества. Результат
одного из поисков – потрясающее дерево и на нем находится уникальное художественное произведение. На живом, могучем, многовековом дереве. Это необычное дерево растет в южной Африке. Издалека ничего особенного, дерево как дерево. Но если подойти поближе и присмотреться повнимательнее, то вы увидите ТАКОЕ... Сплелись воедино природа и рука человека.
Это необычное дерево растет в южной Африке. Издалека ничего особенного, дерево как дерево. Но если подойти поближе и присмотреться повнимательнее, то вы увидите ТАКОЕ... Сплелись воедино природа и рука человека
Слайд 36Изучив материал и познакомившись с историей, мы выяснили, что своими корнями
резьба по дереву уходит в глубь веков. Это доказывают такие находки археологов, как деревянные скульптурки птиц и зверей Алтая V века, или новгородская утварь IX-XV веков, украшенная резьбой и росписью. Трудно установить время изготовления первых культовых символов - идолов, стилизованных изображений зверей, небесных светил. Многие такие изделия служили своего рода талисманами, в них верили, им поклонялись.
Заключение
Древнейшее искусство резьбы по дереву, актуальность которого, очень сильно выросла в последнее время, все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. Структура дерева ласкает и зачаровывает взгляд.
Слайд 371."Резьба по дереву .Техники, приемы, изделия." Юрий Федорович Подольский. Издательство Книжный
Клуб "Клуб Семейного Досуга"
Литература
2."Словарь русского языка" С.И.Ожегова под редакцией Н.Ю.Шведовой
Москва "Русский язык" 1990г.
3.Полный курс для начинающего. Резьба по дереву. Мн.: Харвест, 2003.
4. Гасарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву.
5.Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. М., 1978.
6.Интернет –ресурсы.Википедия КЧР.