Слайд 1
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Разноуровневое обучение.
Мехина В.С
Слайд 2Понятие о педагогической технологии.
Слово «технология» происходит от греческих techne – искусство,
мастерство и logos – учение.
Термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
Слайд 3Разноуровневое обучение - истоки
Основоположник -американский ученый и педагог Дж. Дьюи.
В
нашей стране наибольший вклад в разноуровневое обучение внесли. Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев,
Слайд 4Технология разноуровневого обучения.
Разноуровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой
информации, а обеспечивается ориентацией обучающихся на различные требования к его усвоению.
Чтобы технология уровневого обучения была эффективной необходимо ориентироваться на особенности субъектного опыта обучающихся: особенности личностно-смысловой сферы; особенности психического развития (особенности памяти, мышления, восприятия, умения регулировать свою эмоциональную сферу и др); уровень обученности в рамках определенного предмета (сформированные у обучающихся знания, способы деятельности).
Слайд 5Концептуальные положения
(по Дж. Кэрролл).
добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного
материала (не ниже Госстандарта);
- полное усвоение базового компонента содержания обучения гарантировано всем при условии соблюдения правил коммуникаций и общения, и если все будут помогать друг другу;
- главный акцент в обучении делается на самостоятельную работу с индивидуальным темпом в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки;
Слайд 6Виды разноуровневого обучения.
. Психологические задачи (определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их
развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности и т. п.).
2. Предметно-дидактические задачи (разработка учебного материала, его гибкое структурирование), обеспечивающих изоморфизм структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся.
3. Реализации принципа «воспитывающего обучения».
Слайд 7Технологическая схема
разноуровнего обучения.
1. Проблемное изложение (учащийся осваивает образец умственных
действий).
2. Частично-поисковый (формируются элементарные умения и навыки поисковой деятельности).
3. Исследовательский (формируются навыки творческой деятельности). .
Слайд 8Уровни разноуровневого обучения
I уровень - сохраняет логику самой науки и позволяет
получить упрощенное, но верное и полное представление о предмете;
II уровень - углубляет первый и обогащает по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания. Это происходит за счет включения ранее намеренно пропущенных подробностей, тонкостей, нюансов и т. п.;
III уровень - углубляет и обогащает второй как по содержанию, так и по глубине проработки. Это происходит за счет включения дополнительной информации, не предусмотренной стандартами.
Слайд 9Разновидности разноуровневого обучения
уроки общего разбора темы;
комбинированные занятия с
углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся;
уроки-практикумы;
уроки обобщения и систематизации знаний (так называемые тематические зачёты)
Слайд 10Процессуальность
(алгоритм обучения как учебного иследования)
1.Проведение психолого-педагогическая диагностики, позволяющей определить уровень сформированности
общеучебных умений и навыков, а, следовательно, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся.
2. Отслеживание результатов каждого ученика, фиксация полученных данных.
3. Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики.
4. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному.
5. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников – на повышенном уровне.
Слайд 11Системность разноуровневого обучения.
системно-разноуровневый подход, концептуально базируется на обеспечении
соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Слайд 12Литература
Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2004. – 1456 с.: ил.
Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий,2006.816 с.