Слайд 1ГУ «Аккольская средняя школа №1 им. П. Исакова»
Мастер – класс
«Рациональные способы
решения
тестовых заданий на ЕНТ»
областной семинар
Струминская Лилия Оттовна
Слайд 2 «Мы прекрасно понимаем, что перспективы страны связаны не только с нефтью
и газом, не только с промышленными гигантами, а с тем качеством образования, которое мы сможем дать подрастающему поколению. По состоянию системы образования можно судить о перспективах страны. Появление новых технологий и знаний, о которых мы даже не подозреваем, глобализация процессов развития позволяет дать двадцать первому веку определение как веку Знаний. Поэтому я со всей определенностью могу сказать: все, что служит системе образования, служит и будущему нашей страны».
Н.А. Назарбаев.
Слайд 3 Сегодня перед каждым учителем стоит задача не просто дать школьникам
сумму знаний по предметам, но и сформировать у них логическое мышление, умение устанавливать причинно–следственные связи с раннее изученным материалом, учить анализировать, сравнивать и обобщать. Глобальной целью образования является то, чтобы выпускник школы умел ориентироваться в жизни, был способным найти свое место в ней. Образование должно помочь понять жизнь во всём её многообразии, со всеми печалями и радостями.
Слайд 4
Математика — одна из самых древних наук о количественных отношениях и
пространственных формах. Математика, как фундаментальная наука, является инструментом для изучения других естественных дисциплин, таких как физика, химия, география, биология, информатика и других наук.
Слайд 5 Счет и вычисления- основа математики. Заниматься математикой - значит развивать
своё внимание и мышление, тренировать упорство и настойчивость.
Слайд 6 В условиях перехода к новой форме сдачи итоговой
аттестации на базе школ, тестирования для поступления в ВУЗы РК остается актуальным вопрос о целенаправленной, системной, качественной подготовке учащихся к экзаменам.
Задачами педагогов остаются:
- помочь учащимся более эффективно изучить программный материал;
- интенсифицировать процесс повторения;
- поднять уровень знаний;
- вырабатывать четкость изложения знаний, умение анализировать и обобщать материал.
Слайд 7 Учащиеся должны уметь быстро ориентироваться среди данных
вариантов ответов, а для этого надо знать и уметь применять эффективные способы решения. Ведь ЕНТ выявляет не только знания, которые дают на уроке, но и умение ориентироваться в предложенной схеме, уровень тестовой культуры, а также психологическую готовность демонстрировать свои знания и умения в непривычной обстановке.
Педагоги нашей школы всегда работают над вопросами эффективности подготовки учащихся к сдаче государственных экзаменов и единого национального тестирования. Эта проблема волнует всех участников образовательного процесса: учителей, учеников и родителей.
Подготовка выпускников к ЕНТ является одним из направлений деятельности учителей математики.
Слайд 8 Моё педагогическое кредо:
помочь ученику научиться
самостоятельно добывать знания, размышлять, решать проблемы, чтобы стать свободной, творческой личностью. Я не устаю повторять детям: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!»
Айвен Нивен
Слайд 9
«Тысяча учителей – тысяча методов».
Китайская пословица
Перед
собой я ставлю следующие задачи:
1. Углубление и расширение знаний учащихся по предмету.
2. Развитие интереса к приобретению знаний.
3. Развитие памяти, логического мышления, математической грамотности, умения обобщать, высказывать свои мысли.
4. Отработка навыков выполнения тестовых заданий.
5. Обучение работе с дополнительной литературой и интернет -ресурсами.
6. Научить применять различные «хитрости» и «логически выстроенные рассуждения» для получения ответа наиболее простым и быстрым способом.
Слайд 10Расскажу о своих формах, методах и приёмах, применяемых для осуществления поставленных
задач.
Работа по подготовке к экзаменам и тестированию по математике ведётся, начиная со среднего звена. Контрольные, самостоятельные, проверочные работы, индивидуальные задания я составляю, применяя экзаменационные материалы, пробные сборники тестирований, рекомендованные Министерством образования и Науки РК.
Слайд 11 Для развития познавательного интереса к предмету и успешной
сдачи экзаменов, предлагаю: некоторые способы быстрых вычислений, исторический материал, различные способы решения задач, хитрые приемы при решении задач, в которых ответ находится сам собой, почти автоматически без серьезных усилий со стороны решающего.
Слайд 12Работая с тестами, учу ребят анализировать данные варианты ответов, путём логических
рассуждений, устных вычислений, либо подбором, исключать неверные ответы и приходить к правильному выбору.
В 11 классе консультации провожу по плану, по вопросам учащихся, повторяя изученный раздел или определенную тему; индивидуаль-ные занятия с одним или группой учащихся.
Слайд 13 Уже несколько лет применяю такую форму работы, начиная с 10
класса и в начале 11, как экспресс – тесты. Где не даются варианты ответов, а в течении нескольких минут надо, применяя формулы, получить верный ответ. Здесь идёт и повторение материала и выработка навыков рационального нахождения ответа.
Так же с 10 класса используем Диск 5plus, в который включены новые форматы тестов с просмотром правильных ответов.
Слайд 14 При изучении определённых тем, начиная со среднего звена, акцентирую
внимание учащихся на необходимость их твёрдого усвоения, для дальнейшего применения при более глубоком изучении в старших классах.
А с выпускниками при изучении нового материала предварительно повторяем ранее изученное по данной теме, так как все темы взаимосвязаны. В начале урока практикую «разминку» с тестовыми заданиями по изучаемой теме с «жестким» ограничением времени с самопроверкой и анализом. Одной из форм домашней работы предлагаю: выбрать упражнение на выбор или решить пять задания по соответствующей теме из сборников для подготовки к ЕНТ.
Слайд 15Проводя пробное тестирование, проверочные работы, с целью коррекции знаний, анализируем допущенные
ошибки индивидуально и всем классом.
Немало важным аспектом для достижения положительных результатов является психологический настрой: как учащихся, так и родителей. Вселяю в учеников уверенность в своих знаниях, умение сосредоточиться, не бояться, читать внимательно задание до конца, рационально использовать всё отведённое время.
Слайд 199. Рассмотрим некоторые текстовые задачи. Для решения которых не потребуется никаких
вычислений, а ответ находится сам собой, почти автоматически без серьезных усилий с помощью внимательного исследования ответов.
1. Средняя линия трапеции равна 7 см. Одно из ее оснований больше другого на 4 см. Найти основания трапеции.
А) 10 см, 4 см В) 5 см, 6 см C) 5 см, 9 см D) 11 см, 3 см Е) 2 см, 12 см.
Прежде всего, в глаза бросается, что ответ В) неверен, так как в трапеции с основаниями 5 см и 6 см средняя линия не равна 7 см. Однако эта попытка решения весьма слабая и не приводит сразу к ответу. Лучше не спешить и обратить внимание на то, что одно из оснований трапеции должно быть больше другого на 4 см и тогда ответ С) находится однозначно и мгновенно.
Слайд 202. Две трубы вместе наполняют бассейн за 6 часов. Определите, за
сколько часов наполняет бассейн каждая труба в отдельности, если известно, что из первой трубы в час вытекает на 50 % больше вода, чем из второй.
А) 10 ч, 20 ч В) 10 ч, 15 ч C) 30 ч, 15 ч
D) 25 ч, 20 ч Е) 18 ч, 23 ч.
Если время, необходимое для работы медленного насоса, увеличить на его половину, то получим время работы более производительного насоса. Такому условию удовлетворяет только ответ В).
Слайд 25 В заключение, хочется сказать, что самая сложная задача, которая
стоит перед учителем, заключается в том, чтобы научить каждого ученика учиться, осознанно получать знания и уметь их применять на практике. Подготовка к итоговой аттестации и ЕНТ не должна сводиться к зубрежке и простому запоминанию материала. «Единственный путь, который
ведет к знаниям – это ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Бернард Шоу
Как добиться, чтобы дети включились в деятельность, а не ждали, пока учитель сам все расскажет? Для меня ответ найден: использовать технологию развивающего обучения, которая рассматривает учебную деятельность как основную форму активности учащихся.
Слайд 26Результаты итоговой аттестации в форме ЕНТ
Пробные тестирования
выпускников 2017 – 2018
учебного года проводились три раза - средние баллы: 10,7; 12,7; 13,8 по математической грамотности;
средний балл по математике 20. Практически определились учащиеся профильным предметом, выбравшие математику. Наша совместная деятельность продолжается.
Слайд 27 Смысл в решении предметных задач состоит в том, чтобы
научить ученика решать задачи вообще. Решать любые задачи, которые приходится решать каждому человеку: рассчитывать свой бюджет, разбираться в отношениях с друзьями и близкими, решать, когда и куда отправиться в отпуск, сколько соли добавить в суп при его готовке и т.п. Если в школе дети не уяснили сути решения задач, то и в жизни решение задач им будет даваться с трудом.
Слайд 28Все наши дети очень разные:
одни яркие, талантливые,
другие не очень.
Но каждый
ребёнок должен самореализоваться.
Желаю Вам успеха!