Слайд 1Психомоторная (спортивная) одаренность
Подготовила студентка группы ПС-41 Руденкова О.С.
УО «Гомельский госуниверситет им.
Ф. Скорины» /
Под ред. доц. А.А. Лытко
Слайд 2Литература
Ридецкая, О. Г. Психология одаренности / О. Г. Ридецкая. – М.
: Изд. центр ЕАОИ, 2010. – 374 с.
Озеров, В. П. Психомоторные способности человека. – Дубна : «Феникс+», 2002. – 320 с.
Васильченко, Л.Ф. Одаренные дети : Сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей / Л. Ф. Васильченко, Я. П. Атласова. – СПб. : ДДТ «На реке Сестре»,2014. – 2-е изд. - 39с.
Слайд 3Психомоторика – основной̆ вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных
реакциях и актах. Они представляют собой̆ объективное восприятие человеком всех форм психического отражения, начиная с ощущения и заканчивая сложными формами интеллектуальной̆ активности. Понятие «психомоторика» ввел выдающийся русский̆ физиолог И.М. Сеченов.
Психомоторные акты человека – это сложно организованные познавательно-регуляторные системы, в которых в единстве представлены как мотивационные, функциональные, так и операционные компоненты; при этом точность, интенсивность и эффективность управления движениями зависят и существенно определяются уровнем функционирования психических процессов ощущения и восприятия.
Слайд 4Психомоторика
Сложнокоординированные и
многопланометрические движения
Сенсомоторные реакции
Пространственный ком-т
+
Временной ком-т
+
Силовой ком-т
Простая
Сложная Координационная
три типичных психических момента:
• сенсорный момент реакции – процессы обнаружения и восприятия стимула;
• центральный момент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда с различением, узнаванием, оценкой и выбором тех или иных стимулов;
• моторный момент реакции – процессы, определяющие начало движения.
Слайд 5
В. П. Озеров, изучая психомоторные способности человека, утверждает, что они являются
ядром двигательных способностей, в их основе лежит когнитивно-моторный компонент, включающий сенсомоторные, перцептивные, интеллектуальные и нейродинамические возможности психофизической деятельности человека.
Слайд 6Уровень V выражает универсальное развитие нескольких психомоторных способностей̆.
IV уровень предусматривает общие
компоненты, а именно: психический̆ и моторный̆.
III уровень включает в себя групповые компоненты: психический̆, сенсорный̆, моторный̆ и энергетический̆.
На II уровне групповые компоненты расчленяются на специальные компоненты, которые, включают психический̆ компонент – мышление, память, внимание и волевое усилие; в сенсорный – различительную чувствительность движений и двигательную память, а также быстроту реагирования и координацию движений. Моторный̆ компонент, в свою очередь, включает быстроту реагирования, координацию движений и работоспособность мышечной̆ системы. Энергетический̆ компонент – работоспособность сердечно-сосудистой̆, мышечной̆ и дыхательной̆ систем.
I уровень включает широкий̆ арсенал психофизиологических задатков, каждый̆ из которых может входить в состав разных специальных компонентов.
Слайд 7Изучение психомоторных способностей в последнее десятилетие позволило установить возрастную динамику их
развития:
наиболее высокие темпы развития психомоторики имеют место в младшем школьном возрасте;
в подростковом возрасте наблюдается диспропорция в развитии отдельных сенсомоторных функций;
в юношеском – развитие психомоторики приостанавливается.
Слайд 8Наиболее информативным для прогноза психомоторной̆ одаренности является возраст 9–10 лет.
Для
более объективной̆ диагностики психомоторных способностей̆ тестирование целесообразно проводить трижды.
В периоды спада и подъема личных биоритмов и в общий̆ для всех день обследования.
Проводя такое тестирование, надо иметь в виду, что при длительной̆ тяжёлой̆ работе показатели моторики и энергетики снижаются, а сенсорики и психомоторики улучшаются.
Слайд 9
Анатомо-физиологические особенности и задатки предшествуют становлению тех или иных способностей̆ и
присущи индивиду с рождения в виде сложившегося и упрочившегося комплекса психических процессов при новой̆ «природной̆ способности» (С.Л. Рубинштейн), которая подлежит развитию и совершенствованию в зависимости от возрастной̆ сензитивности и соответствующих условий деятельности.
Слайд 10Диагностика психомоторных способностей̆ невозможна без качественного и количественного изучения структуры психомоторных
способностей и их задатков. Классификация психомоторных способностей̆ и их компонентов должна исходить из психологического и двигательного анализа конкретной двигательной,̆ или спортивной̆ деятельности.
Тем не менее, авторы единодушно выделяют такие основные двигательные характеристики, как:
время реакции и скорость движений (быстроту),
силу,
выносливость,
ловкость, или координационные способности человека,
и гибкость.
Слайд 11Исходя из вышерассмотренных теоретических обоснований, психомоторная одаренность – это высший уровень
развития психомоторики и психомоторных актов человека, которые проявляются в способности к выполнению точных и/или быстрых комплексов движений.
В презентации использованы изображения, находящиеся в открытом доступе