Слайд 1Одаренность
Доклад выполнил:
Ткачева Елена Владимировна
МОУ «СОШ №20»
Слайд 2Гений падает с неба. И на один раз, когда он встречает
ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо. Дидро
Слайд 3Цели и задачи работы с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС
Выявление
способных детей и создание эффективных условий для гармонического развития личности.
Побуждение и стимуляция к самостоятельной и творческой деятельности.
Создание условий для оптимального развития одаренных и способных детей.
Расширение возможностей научной работы учащихся для участия в олимпиадах, конференциях и конкурсах.
Слайд 4 Условия развития одаренности
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками
и способностями. По статистическим данным , примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для их развития поддержки и сопровождения, в результате лишь 2-5% учащихся проявляют себя одаренными. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности
Слайд 5 Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет
возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его жизни в сочетании с высокой познавательной мотивацией
Слайд 6Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки.
Задатки – это
генетически обусловленные свойства индивида, влияющие на возможность высоких достижений. Они могут превратиться в способности, а могут и не превратится.
Слайд 7по особенностям возрастного развития
Вундеркинды (ранняя одаренность)
Без резкого возрастного опережения при высоком
умственном развитии.
«Антивундеркиндный» тип (поздняя одаренность)
Слайд 8Степени одаренности
Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная
группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.
Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %.
Третья — собственно одаренные (15‑25 %).
Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) и 2-5% относят к умственно отсталым.
Слайд 9Типы характеров одаренных детей
1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый, с
хорошим речевым развитием, лидер, фантазер.
2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий, застенчивый пугливый.
Слайд 10Критерий «форма проявления»:
явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко
и отчетливо); скрытая одаренность (проявляется в атипичной, замаскированной форме, не замечается окружающими; при этом может возникнуть опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности у ребенка);
Слайд 11широта проявлений в различных видах деятельности
общая одаренность - проявляется по отношению
к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности,
специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.)
Слайд 12вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики
В практической деятельности: одаренность в
ремеслах, спортивная и организационная.
В познавательной деятельности: интеллектуальная одаренность.
В художественно-эстетической деятельности: хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, музыкальная, изобразительная одаренность.
В коммуникативной деятельности: лидерская одаренность.
В духовно-ценностной деятельности: одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов.
Слайд 13Интеллектуальная одарённость: повышенная любознательность, исключительная сообразительность, динамичность и оперативность мыслительных процессов,
успешное применение знаний и умений в практических ситуациях, острота аналитического ума, развитые навыки планирования.
Академическая одарённость: Ярко выраженный интерес к предмету, Способность конструктивного овладения понятиями, Исключительная способность классифицировать, систематизировать материал, тяга к логическим умозаключениям, Полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса
Слайд 14Психомоторная одарённость : Повышенная активность в движениях Предпочтение деятельности, требующей точной
моторики, координации двигательных процессов, пластики, Спортивность, соревновательность.
Творческая одарённость: Умение переструктурировать информацию, Пытливость ума и дотошность в получении сведений, Стремление мыслить и разрушать стереотипы обыденной среды, Частая импровизация, способность генерировать неординарные идеи, Ослабленное внимание к условностям.
Слайд 15Лидерская одарённость: Свободное и лёгкое общение со сверстниками и взрослыми людьми,
Склонность к руководству и организации деятельности других, Проявление инициативы, повышенной ответственности, Оказание влияния на разрешение конфликтов.
Художественно-эстетическая одарённость: Обострённая интуиция, Предпочтение визуальной информации (подробно детализирует, запоминает и воспроизводит увиденное), Неповторимость в самовыражении, Сильная увлечённость разными видами искусства, Настойчивость в достижении мастерства.
Слайд 16Признаки одаренности «Сильные» стороны
Раннее проявление высокой умственной активности, высокие интеллектуальные способности;
Любопытство, любознательность, активность, стремление к знаниям;
Быстрота и точность выполнения умственных операций; Способность к быстрому усвоению материала, хорошая память;
Устойчивость внимания;
Слайд 17Сформированность навыков логического мышления
Оригинальность высказываний Развитая речь,
богатство словарного запаса
Творческое выполнение заданий, развитость воображения
Деятельная активность при высокой продуктивности деятельности
Разнообразие интересов
Высокая личностная ответственность;
Самостоятельность суждений;
Позитивная Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой
Слайд 18«Слабые» стороны
желание продемонстрировать своё превосходство: перебивают, берут инициативу на себя в
общении, сарказм (жесткость) интеллекта
Несобранность, неорганизованность (результат правополушарного развития)
проявление крайнего индивидуализма: вспыльчивость, обидчивость, неумение общаться неряшливость
«ломаный» почерк, грязь в тетрадях
неадекватная самооценка: либо очень высокая (высокомерие), либо заниженная (уход в себя)
Слайд 19Направления работы с одаренными детьми
Вовлечение детей в деятельность по интересам; Организация
олимпиад, соревнований, конкурсов; Междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения; Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы; Развитие умений самостоятельно работать; Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов; Обучение творческим методам работы; Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей; Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.
Слайд 21Рекомендации учителям:
Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с
ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель. Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы. Другая крайность — преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны учителя,— конечно, недопустима.
Слайд 22Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций
относительно того, чем они должны заниматься. Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.