Слайд 1«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА»
ПЛАН РАБОТЫ ПЕДСОВЕТА
Гудкова Г.В. «Психологические особенности развития учащихся с нарушениями слуха»
Малёванная Т.В. «Учёт психофизических особенностей учащихся с речевыми нарушениями»
Чнадель Е.А. «Причины нарушения слуха»
Дудко Л.В. «Сравнительная характеристика обучаемости детей с нарушениями слуха и речи»
Винокурова Н.П. «Эмоциональное общение и предметная деятельность слабослышащих учащихся»
Седова А.Н. «Особенности сюжетно-ролевой игры детей с нарушениями слуха и речи»
Гайдаржи Е.Ф. «Психологическая характеристика учебной деятельности учащихся с нарушениями слуха»
Крымская НВ. «Эмоциональная сфера и развитие самосознания слабослышащих учащихся»
Жабина А.А. «Межличностные отношения детей и подростков с нарушениями слуха»
Гуцал Л.И. «Роль семьи в развитии личности и формировании межличностных отношений у детей с нарушениями слуха»
Слайд 3ЦЕЛЬ
-РАСШИРИТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ПЕДАГОГОВ;
-ИЗУЧИТЬ СВОЕОБРАЗИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХОВОЙ
И РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ;
-УСТАНОВИТЬ ВОЗМОЖНОСТИ И ПУТИ КОМПЕНСАЦИИ НАРУШЕНИЙ РАЗЛИЧНОЙ СЛОЖНОСТИ.
Слайд 4 ЗАДАЧИ
-ИЗУЧИТЬ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ;
-ИЗУЧИТЬ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И РЕЧИ;
-ДАТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПУТЕЙ И СПОСОБОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И РЕЧИ.
Слайд 5
Развитие познавательной сферы у ребенка, имеющего нарушения слуха
Слайд 6
Ощущение и восприятие.
особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия;
более
тонко дифференцируют оттенки цветов;
при полном выключении слухового анализатора тактильно-вибрационная чувствительность резко обостряется.
Слайд 7Двигательная сфера
У неслышащих наблюдается:
-недостаточно точная координация и неуверенность движений.
-замедленность в
овладении двигательными навыками.
-трудности в овладении статического и динамического равновесия.
-нарушение плавности и синхронности движения.
-низкий уровень пространственной ориентировки.
-замедленная скорость выполнения отдельных движений и темпа в целом.
Слайд 8НЕГАТИВНАЯ СТОРОНА ОТРЫВОЧНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ
-ОТСУТСВИЕ АКУСТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВКДЁТ К ЕГО ОТРЫВОЧНОСТИ
-ПОЭТОМУ
У МНОГИХ С.С ФОРМИРУЕТСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БЕССМЫСЛЕНОСТИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА,ИМ КАЖЕТСЯ, ЧТО С НИМИ ПРОИСХОДЯТ НЕПОНЯТНЫЕ ВЕЩИ,КОТОРЫЕ ПОБУЖДАЮТСЯ ПОТУСТОРОННИМИ СИЛАМИ
-ПОЭТОМУ С.С РЕБЁНОК РЕЖЕ ЗАДАЁТ ВОПРОС «ПОЧЕМУ» И У НЕГО НЕ ВОЗНИКАЕТ ПОТРЕБНОСТЬ НАЙТИ ЛОГИЧЕСКУЮ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СОБЫТИЯМИ
-ПОЭТОМУ МНОГИЕ С.С НЕДОСТАТОЧНО ПОНИМАЮТ ПОСЛЕДСТВИЯ КАКОГО-ТО СВОЕГО ДЕЙСТВИЯ
Слайд 9ПОЗИТИВНАЯ СТОРОНА ОТРЫВОЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ
СЛАБОСЛЫШАЩИЙ ПОДХОДИТ К ВОСПРИНИМАЕМОМУ ОБЬЕКТУ
БЕЗ ПРЕДРАССУДКОВ
,БОЛЬШЕ ОБРАЩАЕТ ВНИМАНИЕ НА
ДЕТАЛИ И ОТКРЫВАЕТ ЕГО УДИВИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ, КАЖДЫЙ
РАЗ ВИДЯ МИР ЗАНОВО
Слайд 10
Внимание
- зависит от характера предъявляемой информации: буквы, цифры, фигуры;
-
Неустойчивое состояние вегетативной системы,нарушение моторики
Память
давно усвоенные представления могут уподобляться у глухих новым, плохо используют прием сравнения, еще хуже запоминают объекты по частям, не целиком, не могут передать своими словами прочитанный текст.
Слайд 11
Воображение
образы художественной литературы, не всегда соответствуют описанию, чтобы
передать содержание текста, они его учат наизусть.
Мышление
долгое время преобладает наглядно- образное мышление, возникают проблемы при анализе текста, не акцентируют внимание на важных деталях, говорят чаще о различиях, чем сходствах.
Слайд 12
Абстрагирование
Только в старшем школьном возрасте начинает формироваться абстрактно
- понятийное мышление. К моменту окончания школы недостаточно сформированы приемы построения логических заключений.
Слайд 13Особенности развития личности, имеющей нарушения слуха
Особенности развития личности, имеющей нарушения слуха
зависят от ряда факторов: времени поражения слуха, степени потери слуха, уровня интеллектуального развития, отношений в семье, сформированности межличностных отношений.
Слайд 14Самооценка и уровень притязаний
Представление слабослышащих и глухих детей о самих
себе часто бывают неточными, для них характерны преувеличенные представления о своих способностях и, об оценке их другими людьми.
Слайд 15Уровень притязания слабослышащих и глухих учащихся в учебной деятельности характеризуется высокой
лабильностью (неустойчивостью). С возрастом устойчивость оценок, уровень притязаний и критичность таких детей повышается.
Слайд 16У слабослышащих и глухих детей большие трудности в формировании морально -
этических представлений и понятий, преобладают конкретные, крайние оценки, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, и выделение и осознание личностных качеств. Это мешает как адекватной оценке ими окружающих, так и формированию у таких детей правильной самооценки.
Слайд 17Развитие самооценки и уровня притязаний глухих школьников идет в том же
направлении, что и в норме. Наблюдается отставание глухих от слышащих, проявляющееся у младших подростков в ситуативности оценок, их обоснования, зависимости их от мнения педагога, окружающих.
Слайд 18Интересы и жизненные ценности
Для глухих подростков первая тройка жизненных ценностей-
счастливая семейная жизнь (72%), успешная профессиональная деятельность (36,5%), воспитание детей (34,1%); для слабослышащих - счастливая семейная жизнь (65,6%), достижение успеха в жизни (60,8%), успешная профессиональная деятельность (45,6%).
Слайд 19Учебная деятельность
Сознавая важность учения, глухие и слабослышащие учащиеся часто не
проявляют к нему интереса. Основным мотивом учебной деятельности у старшеклассников является получение образования. Интерес к самим знаниям у многих старшеклассников отодвигается на второй план.
Слайд 20Стремление к самоусовершенствованию приводит одних учащихся старших классов к чрезмерному увлечению
спортом, которые затмевают все другие интересы, у других - к бездеятельности и иждевенчеству.
Слайд 21Учитель в школе для неслышащих обладает большим социальным авторитетом по сравнению
с той ролевой позицией, которую занимает на уроке учитель общеобразовательных школ. У глухих и слабослышащих доминируют позитивные характеристики к взаимодействию с учителем на уроке.
Слайд 22Межличностные отношения
В коллективе неслышащих к числу лиц, имеющих хорошее социометрическое
положение, в основном (80%) относятся ученики контактные, с хорошо развитой речью, успевающие на «хорошо» и «отлично». Только 20% детей этой группы имеют неразвитую речь, учатся на «три», а также имеют неудовлетворительное поведение.
Слайд 23Среди учеников, имеющих плохое социометрическое положение, 100% имеют плохую неразвитую речь,
тяжелые нарушения слуха и замкнутый, необщительный характер.
Замкнутость и некоммуникабельность - это те основные качества, которые отличают детей, имеющих плохое социометрическое положение.
Слайд 24Социальное развитие слабослышащих
Особенности восприятия и общения не позволяют слабослышащим хорошо понимать
мотивы и реакции других людей
Слабослышащий нуждается в большей помощи в осознании собственных чувств
Слайд 25Самочувствие
Ощущение психологического дискомфорта, ухудшение общего самочувствия, настроения, активности у неслышащих
можно считать следствием низкого уровня сформированности умений и навыков планирования, самоконтроля, организованности, психологической готовности к труду.
Слайд 26Чувство недоверия к миру слышащих
«Слышащие считают нас неполноценными и используют нас»-это
утверждение можно встретить даже у самых образованных
Слайд 27Психологические
особенности формирования речи у неслышащих детей
Без специального обучения речь у
глухого и слабослышащего не развивается. И чем раньше начнется работа по формированию и развитии речи, тем лучше будут результаты в этом направлении. У глухого и слабослышащего процессы овладения устной и письменной речью могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной.
Слайд 28Письменная речь
Наиболее трудным для слабослышащего ребенка является усвоение грамматического строя предложения,
правил словосочетаний, грамматических связей слов. В самостоятельной письменной речи отмечаются и недостатки в логичности и последовательности изложения событий. У неслышащих детей затруднено планирование излагаемого материала.
Слайд 29Дактильная речь
Слабослышащие и глухие ученики, овладевшие дактилологией, лучше осваивают звуковой
состав слова. У них образуются условные связи между звуковым и дактильным образом слова. Такая речь является вспомогательным средством при овладении письменной речью, при чтении с губ речи окружающих .
Слайд 30Мимико-жестовая речь
Мимико–жестовая речь служит средством общения и познания окружающего мира.
Мысли
у глухого и слабослышащего формируются на основе конкретных образов, представлений, восприятий, возникающих благодаря сохранившимся органам чувств (зрению, осязанию, тактильно – вибрационным анализаторам).
Слайд 31 ЖЕСТОВАЯ РЕЧЬ ГЛУХИХ
Глухой для благополучного формирования личности
нуждается в языке ,в котором он неуязвим,который он может полностью контролировать и который не требует подтверждения слышащих
Важно,чтобы в своём родном языке у глухого была твёрдая основа,надёжный порт,из которого он может выйти «порыбачить» в опасное море устной речи
Слайд 32Жестовая речь слышащих
Нельзя требовать овладения жестовой речью со стороны всех слышащих,достаточно
их согласия использовать даже некоторые жесты-этим они показывают глухому своё желание ориентироваться на его способ общения
Слайд 33Отставание в овладении речью приводит к ограниченности социальных контактов неслышащих детей,
появление фрустрации. Трудности в обсуждении жизненных планов, описании событий внутренней жизни приводит к ограничениям социальных взаимодействий.
Глухие дети менее социально зрелы (адаптированы в обществе), чем их слышащие сверстники.
Слайд 34Учитель индивидуальной работы Малёванная Т.В.
УЧЁТ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Слайд 35 Не существует речевых расстройств, при которых не отмечались бы другие
психологические нарушения
Слайд 37Снижение познавательной деятельности:
- меньший объем запоминания и воспроизведения материала;
- неустойчивость внимания;
-
быстрая отвлекаемость;
- истощаемость психических процессов;
- снижение уровня обобщения и осмысления действительности;
- затрудненность развернутой связной речи.
Слайд 38Нарушения эмоционально-волевой сферы:
- повышенная возбудимость;
- раздражительность или общая заторможенность;
- замкнутость;
- обидчивость;
-
плаксивость;
- смена настроения.
Слайд 39Варианты и способы, которые направлены на послабление тяжелых речевых нарушений:
- индивидуальный
подход к каждому учащемуся;
- опрашивать ребенка с ТРН рекомендуется также как и всех детей, но заранее определить для него день и время, когда он будет отвечать;
- помнить, что при тяжелых речевых нарушениях труднее всего бывает начать ответ, поэтому желательно, чтобы учитель пришел на помощь и несколько первых или фонетически трудных слов проговорил вместе с ним;
- помнить, что учащиеся с ОНР больше времени тратят на списывание, не торопить:
- создавать ситуацию успеха, отмечать малейший успех в присутствии других, формировать чувство уверенности в себе.
Слайд 40У учащихся с нарушением письменной речи наблюдаются отклонения в двигательной сфере,
слабость мелкой моторики, трудности в ходе выполнения движений по словесной инструкции, не развит самоконтроль, наблюдается ригидность мышления, нарушена эмоционально-волевая сфера, очень остро реагируют на критику.
Слайд 41Основные виды коррекционно-педагогической помощи:
- подбор и адаптация обучающего материала,
поэтапное, дозированное изучение тем (от простого к сложному);
- тренировочные инструкции и способы запоминания;
- помощь должна быть индивидуальной:
для одних ориентировочная, для других совместно-поисковая,
для третьих практично-действенная, познавательная, наглядная;
- подключать как можно больше анализаторов:(слуховой,
зрительный, двигательный;
задания предъявлять в наглядно-действенном, практическом плане
обязательное практическое действие с предметами (особенно на уроках математики, курса Я и Украина, развитие речи и др.)
Слайд 42Причины нарушения слуха
учитель индивидуальной работы Чнадель Е.А.
Слайд 43
Два вида недостаточности слуховой функции: глухота и тугоухость (слабослышащие)
Глухота- стойкая
потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха. При этом сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки и некоторые речевые звуки на близком расстоянии.
Слайд 44
Тугоухость – стойкое понижение слуха, возможно накопление минимального речевого запаса
на основе сохранившихся остатков слуха.
Тугоухость и глухоту разделяют на три группы: наследственная, врожденная и приобретенная.
Слайд 45
К факторам риска по тугоухости и глухоте относятся:
неблагоприятное течение беременности:
токсикоз беременности, угроза выкидыша и преждевременных родов, резусконфликт матери и плода, заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, ОРВИ, цитомегаловирусная инфекция и др.) и др.
патологические роды: преждевременные, стремительные, затяжные, наложение щипцов, кесарево сечение, частичная отслойка плаценты, ягодичное и тазовое предлежание и др. патологии.
патология периода новорожденности: выраженная желтуха, вызванная гемолитической болезнью новорожденных, недоношенность, вес до 1500 г, врожденные пороки развития (в том числе лор-органов) и др.
Слайд 46
Причины глухоты:
1) Применение ототоксических антибиотиков (повреждающих орган слуха, преимущественно нервов),
2)
Повышение общего радиационного фона и увеличение пороков развития уха,
3) Увеличение числа вирусных заболеваний,
4) Алкогольная и иная интоксикация в период беременности.
Слайд 47
факторы риска раннего детства: сепсис — появление и размножение болезнетворных
бактерий в крови новорожденного; заболевания, сопровождающиеся повышением температуры, вирусные инфекции (краснуха, ветряная оспа, корь, паротит, коклюш, скарлатина, грипп); менингоэнцефалит — воспаление мозга и его оболочек; болезни лорорганов; черепно-мозговые травмы; наркоз и др.
наследственная патология
Слайд 48
Формы наследственной сенсоневральной тугоухости:
1) Изолированная, т.е. без другой сопутствующей патологии.
2)
Связанная с различными сопутствующими патологиями, такими как:
аномалии наружного уха;
заболевания глаз;
заболевания костно-мышечной системы;
поражения кожных покровов;
заболевания почек
патологии нервной и эндокринной систем.
Слайд 49ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ И ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ
Учитель Винокурова Н.П.
На начальных этапах
онтогенеза Д.Б.Эльконин выделил следующие виды ведущих деятельностей:
-непосредственно-эмоциональное общение (младенчество),
-предметно-манипулятивная деятельность (раннее детство),
-сюжетно-ролевая игра (дошкольный возраст),
-учебная деятельность (младший школьный возраст)
Слайд 50ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Воспитатель 1-А класса Седова А.Н.
Игра
– это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. (Д.Б. Эльконин)
Л.С. Выгодский:
Сущность игры – исполнение желаний, обобщение аффектов.
В игре ребенок принимает на себя различные роли взрослых.
Всякая игра есть игра по правилам.
Игра требует от ребенка действий.
Игра источник развития.
Слайд 51Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры:
сюжет и ее содержание;
использование предметов-заместителей;
роль взрослого, которую
берет на себя ребенок (Д. Б. Эльконин).
Этапы в подготовке к сюжетно-ролевой игре:
подготовка к экскурсии;
проведение экскурсии, выполнение действий во время экскурсии ;
беседа о впечатлениях от экскурсии;
уточнение и активизация необходимого речевого материала;
закрепление знаний детей;
обыгрывание сюжетных игрушек, подбор предметов-заместителей;
изготовление необходимых атрибутов;
определение замысла предстоящей игры, планирование ее этапов, распределение ролей;
проведение коллективной игры с участием воспитателя;
выражение непосредственных впечатлений от игры, исполнения ролей детьми.
Слайд 52РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
1. Продолжать изучение своеобразия психического развития детей с
недостатками слуховой и речевой функции с целью улучшения взаимоотношений в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик».
Учителя, воспитатели
2.Организовать обмен опытом учителей и воспитателей на тему «Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности учащихся с нарушениями слуха»
Руководители МО
3.Продолжать расширение психологического мировоззрения через самообразование педагогов школы-интерната.
Практический психолог
4.Создать картотеку литературы и электронных носителей по теме «Психологические особенности развития учащихся с нарушениями слуха»
Руководители МО