Слайд 1ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Слайд 2В переводе с латинского языка слово «коррекция» (лат. - correctio) означает
поправку, частичное исправление или изменение. Термин «коррекция психического развития» впервые использовался как один из вариантов психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии. Он означал совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.
Что такое психокоррекция?
Слайд 3Цели и задачи психокоррекционной работы с детьми, имеющими особенности в развитии:
Оптимизация
интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.
повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности, формирование системы ценностных установок и ориентации.
Формирование коммуникативных навыков и интереса к речевому общению.
смягчение эмоционального дискомфорта у детей; устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожность и др.; коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Слайд 4Примерная программа диагностики нарушений психического развития ребенка.
Схема обследования
I. Общие сведения о
ребенке и его семье
II. Особенности психического развития ребенка
Особенности внимания ребенка. Устойчивость, концентрация, распределяемость, переключаемость.
Особенности восприятия и наблюдений.
Вид памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная).
Уровни памяти (механическая, смысловая, логическая). Нарушения памяти.
Особенности мышления. Протекание мыслительного процесса.
Установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей.
Затруднения в протекании мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации).
Особенности усвоения понятий (дифференцированность, подмена понятий, выделение существенных признаков, формирование определений).
Состояние видов мыслительной деятельности: наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное мышление. Творческое и репродуктивное мышление.
Нарушение мышления.
III. Обследование личностных особенностей
Особенности чувств, эмоций, воли.
Личность и поведение (интересы, потребности, идеалы, убеждения). Характер и темперамент.
Деятельность личности. Сензитивность возрастных периодов и ведущий вид деятельности. Мотивы различных видов деятельности: игровой, учебной, трудовой.
Слайд 5Перечень методик для дошкольников
Внимание: Корректурная проба.
Методика «Запомни и расставь точки»
Методика «Проставь
значки» (шифровка)
Пробы на переключение внимания («Красно-черная таблица).
Восприятие: Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»
Методика «Узнай, кто это»
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Память: Методика «Запомни рисунки»
Методика «Выучи слова»
Мыслительные
процессы: Понимание рассказов.
Понимание сюжетных картин.
Установление последовательности событий.
Классификация. Исключение. Простые аналогии.
Подбор слов-антонимов (Противоположности).
Интеллект: Методика Векслера.
Таблицы Равена.
Методики для исследования личностных особенностей:
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка
Проективная методика «Несуществующее животное».
Проективные методы исследования личности : «Дом, дерево, человек»
«Рисунок семьи»
«Автопортрет»
Цветовой тест Люшера
Слайд 6Игротерапия.
Игра и игрушки для ребенка — естественная среда развития, воспитания, обучения
и конечно же психокоррекции.
Методы психокоррекции:
Тара Делани «Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми»
Слайд 7ИГРЫ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С РЕБЕНКОМ.
Раскачивание на ручном гамаке.
Игра стимулирует ранний
зрительный контакт в процессе совместного действия, успокаивает ребенка. Раскачивание обеспечивает контролируемое вестибулярное воздействие.
Слайд 8«Сосиска» в одеяле.
Игра помогает ребенку идентифицировать части тела, стимулирует вестибулярную систему,
оказывает возбуждающее воздействие на нервную систему, снижает страхи ребенка перед новыми движениями.
Слайд 9Игры для развития высших психических функций:
«Будь внимателен!». Ребенок, повторяет слова,
которые вы произносите. Но слова определенной категории повторять нельзя . Например, нельзя повторять слова, обозначающие посуду.
Слайд 10 «Что исчезло?». На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок
рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет предмет, который исчез.
«Вспомни и покажи». Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, машещую крыльями птицу, косолапого медведя и т. д.).
Слайд 11Игры для развития коммуникативных навыков.
Настольные игры.
«Звонго». Игра так же
развивает мышление,
моторику,реакцию.
Слайд 12 Арт-терапия.
Основная цель - гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и
самопознания.
Виды арт-терапии:
изотерапия (рисуночная терапия) – коррекционное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т.д.
Слайд 13песочная терапия;
кинезитерапия (коррекционная ритмика, психогимнастика );
сказкотерапия, сочинение историй;
имаготерапия (воздействие через образ,
театрализацию): куклотерапия, образно-ролевая драматизация.
Слайд 14Методы поведенческой коррекции
Методы социальной терапии