Слайд 2Психодиагностика
-раздел психологии, изучающий методы определения психологических особенностей человека с целью наиболее
полного раскрытия его внутреннего потенциала во всех сферах жизни.
Слайд 3История психодиагностики
Начальным источником становления психодиагностики явилась экспериментальная психология, ее основы заложены
во всех психодиагностических методиках. Изучение психических явлений и фактов в рамках точных методов естественных наук, повышенное влияние естествознания на анализ психический явлений послужили дополнительным стимулом развития психодиагностики.
Слайд 4Методы психодиагностики и их классификация
Слайд 5ПСИХОДИАГНОСТИКА - область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей
личности, с целью описания состояния субъектов, объектов, которыми могут выступать в различных отношениях отдельная личность, группа, организация.
Основное средство психодиагностики - психологические тесты и опросники. Тесты и опросники - стандартизированные испытания личности, как предполагаемого носителя определенных психических свойств и качеств.
Диагностические тесты и методики подвергаются тщательной предварительной научной разработке, в которой определяется их надежность, валидность (пригодность для исследования данного психического качества).
Слайд 610 октября отмечается Всемирный день психического здоровья. Медики утверждают, что предвестниками
всевозможных психических заболеваний являются стрессы и депрессии. А шведские ученые установили связь между творчеством и отклонениями в психике. В истории полно знаменитых и гениальных людей, которые страдали теми или иными расстройствами личности.
Слайд 8ОБРАЗ ЧИЧИКОВА
Среди разнообразия интересных характеров выделяется удивительный
персонаж – Павел Иванович Чичиков. Образ Чичикова является объединяющим и собирательным, в нём совмещены разные качества помещиков.
Характерной чертой Чичикова является невероятная многогранность его натуры. Павел Иванович принадлежит к бедной дворянской семье. Умирая, отец его ничего не сказал о чести, долге, достоинстве. Чичиков быстро понял, что высокие понятия только мешают достижению заветной цели. В училище старался быть образцом послушания, вежливости и почтительности. Окончив учёбу, поступил в казённую палату, где угождает начальнику и даже ухаживает за его дочерью.
Слайд 9Чичиков - полный человек: "... полнота и средние лета Чичикова..." "...
круглые и приличные формы..." Чичиков пользуется одеколоном: "... вспрыснул себя одеколоном..." "... Наконец он был одет, вспрыснут одеколоном..."
Чичиков - не красавец, но с приятной внешностью: "... конечно, Чичиков не первый красавец, но зато таков, как следует быть мужчине, что будь он немного толще или полнее, уж это было бы нехорошо..." "...приятную его наружность..."
Чичикову нравится его лицо: "... свое лицо, которое любил искренно и в котором, как кажется, привлекательнее всего находил подбородок..."
Слайд 10 Собакевич Михайло Семёнович – помещик,
чьё имя и внешность указывают на могучесть его натуры.
Собакевич - хозяйственный человек, расчётливый, прижимистый хозяин, хитрый торгаш. С самого начала образ Собакевича связывается с темой денег, хозяйственности, расчёта. Главное для него цена, всё остальное не интересует. При торговле Собакевич расхваливает свой товар и успевает надуть Чичикова.
В его доме нет архитектурной красоты, на стенах висят картины, похожие на самого хозяина. Собакевич – это тип русского кулака, крепкого, расчётливого хозяина. Крестьянам его живётся неплохо. Живёт он исключительно в современности. От природы наделён многими хорошими качествами, у него богатый потенциал и могучая натура. Собакевич - один из помещиков, у которого много шансов на новое возрождение.
Образ Собакевича
Слайд 11Это прижимистый торгаш, «чёртов кулак».
«Казалось, в этом теле совсем не было
души, или она у него была, но вовсе не там, где следует.»
Слайд 12Похож на средней величины медведя
Фрак был совершенно медвежьего цвета
Лицо его …природа
рубила со всего плеча
Ступнями ступал и вкривь и вкось
Совершенный медведь!
Михаил Семёнович
Слайд 13
Образ Коробочки
Образ Коробочки Гоголь относит
к числу тех, «небольших помещиц», которые жалуются на неурожаи , убытки и держат голову несколько набок. Коробочка не претендует на высокую культуру : во всём её облике подчёркивается весьма незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя в отношениях с людьми.
Главная цель её жизни – упрочение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков не случайно видит в поместье все следы умелого хозяйствования. Эта хозяйственность обнаруживает её внутреннее ничтожество. У неё, кроме желания приобрести и извлечь пользу, нет чувств. Для неё нет разницы между одушевлённым и неодушевлённым существом. В предложении Чичикова её пугает перспектива что-то пропустить.
Слайд 16Образ Андрея Болконского
Князь Андрей Болконский — одна из самых ярких
и самых трагических фигур романа "Война и мир". С первого своего появления на страницах произведения и до смерти от ран в доме Ростовых жизнь Болконского подчинена своей внутренней логике. И в военной службе, и в политической деятельности, и в свете, и, что самое странное, в любви Андрей остается одиноким и непонятым. Замкнутость и скептицизм — вот отличительные черты Андрея даже в его общении с любимыми людьми: отцом, сестрой, Пьером, Наташей. Марья говорит ему: "Ты всем хорош, Andre, но в тебе есть какая-то гордость мысли". Но он далеко не человеконенавистник. Он всей душой желает найти применение своему уму и способностям, "он так всеми силами души искал одного: быть вполне хорошим..." Но его жизнь похожа не на поиски нового, а на бегство от старого. Острый ум подталкивает его к деятельности, но внутреннее ощущение стихии жизни останавливает, указывая на тщетность усилий человека.
Слайд 17Образ Андрея Болконского
Князь Андрей От отца, участника походов Суворова, ему
передалось чувство патриотизма и желание приносить пользу людям.
Его мечта – совершить подвиг во имя Родины.
Во время войны 1812 года воюет на передовой.
Слайд 18Встреча князя Андрея Болконского с дубом
"...На краю дороги стоял дуб.
Он был, вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными суками и корой, заросшей старыми болячками. С огромными, неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиниться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
Этот дуб как будто говорил: «Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, выросшие из спины, из боков — где попало. Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».
Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурый, неподвижный, уродливый и упорный, стоял посреди них.
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей. — Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем: наша жизнь кончена!» Целый ряд мыслей, безнадежных, но грустно-приятных, в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая...
Слайд 19Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять
в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. «Здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны. Да где он?» — подумал князь Андрей, глядя на левую сторону дороги. Сам того не зная, он любовался тем дубом, которого искал, но теперь не узнавал его.
Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробивались без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — все это вдруг вспомнилось ему.
«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно и бесповоротно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо. Надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе».
Слайд 20Образ Николая Ростова
«Невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица».
Служит в гусарском Павловском полку. Служебные взаимоотношения выстраивает при помощи трех составляющих: честь, достоинство и верность присяге.
Николая не отличает глубина ума, автор называет его «простодушным».
И на самом деле перед нами простая душа, честная и порядочная.
Слайд 22Самым известным героем-эпилептиком в произведениях Достоевского, конечно, является князь Лев Николаевич
Мышкин из романа “Идиот” (1868 г.). Подобно автору, он отдает преимущество аристократии, а не толпе. Его репутация “хорошего человека”, преданного русским традициям, в частности обрядам православия, отражает славянофильские взгляды писателя, антагонистичные относительно мировоззрения декадентской аристократии Петербурга, бездумно имитировавшей западный образ жизни. Еще одной важной чертой персонажа является его всепрощение — Мышкин прощает всех, даже своих злейших врагов. Он страдает как эпилептическими аурами, так и генерализованными судорогами. Когда его соперник Бородин хотел отправить князя на тот свет, то у последнего начался эпиприпадок, что и стало спасением.
Слайд 23Наиболее примечательные герои эпилептики в произведениях Достоевского это князь Мышкин из
романа "Идиот" и Смердяков из "Братья Карамазовы". Мышкин во многом автобиографичный персонаж, его образ основан на собственном эпилептическом опыте Достоевского. Через Мышкина, он дает наиболее яркое литературное описание "восторженной ауры" и того, как общество воспринимает эпилептиков. Достоевский вносит в роман и особенно подчеркивает реакцию людей, что видели его приступы Мышкина. Он изображается в роли Христа, чьи эмоции и интеллект скованы его заболеванием. Он подвергнут остракизму со стороны общества, во многом из-за своей болезни. Достоевский внес большой вклад в то, чтобы снять клеймо, которым общество наделило эпилепсию, благодаря своему роману.
Слайд 24В начале произведения "Идиот", мы узнаем, что Мышкин возвращается на поезде
в Россию после четырех лет проведенных в санатории в Швейцарии, где его лечили от "какой-то странной нервной болезни - особом виде эпилепсии с судорожными спазмами." Главный герой так же говорит пассажирам поезда, что "Они [Швейцарские доктора] не смогли научить меня многому по причине моей болезни". В этом отрывке, Достоевский дает яркое описание "восторженной ауры", что предшествует припадку Мышкина:
Слайд 25"Он задумался, между прочим, о том, что в эпилептическом состоянии его
была одна степень почти пред самым припадком (если только припадок приходил наяву), когда вдруг, среди грусти, душевного мрака, давления, мгновениями как бы воспламенялся его мозг и с необыкновенным порывом напрягались разом все жизненные силы его. Ощущение жизни, самосознания почти удесятерялось в эти мгновения, продолжавшиеся как молния. Ум, сердце озарялись необыкновенным светом; все волнения, все сомнения его, все беспокойства как бы умиротворялись разом, разрешались в какое-то высшее спокойствие, полное ясной, гармоничной радости и надежды, полное разума и окончательной причины. Но эти моменты, эти проблески были еще только предчувствием той окончательной секунды (никогда не более секунды), с которой начинался самый припадок. Эта секунда была, конечно, невыносима."
Слайд 27Профессор Сикорский, известный в XIX веке психиатр, считал, что в рассказе
«Красный цветок», действие которого происходит в психиатрической лечебнице, Гаршин дал классическое изображение душевной болезни. К сожалению, многие эпизоды этого рассказа носили автобиографический характер. Главный его герой, бедный безумец, увидел в больничном саду три красных цветка и, вообразив, что в них заключено все мировое зло, уничтожил их ценою собственной жизни.
Слайд 28
«Утром его нашли мертвым. Лицо его было спокойно и светло; истощенные
черты с тонкими губами и глубоко впавшими закрытыми глазами выражали какое-то горделивое счастье. Когда его клали на носилки, попробовали разжать руку и вынуть красный цветок. Но рука закоченела, и он унес свой трофей в могилу».
(Отрывок из рассказа
Гаршина
«Красный цветок»)
Слайд 30ПОВЕСТЬ А.П.ЧЕХОВА «ПАЛАТА №6» ЗАТРАГИВАЕТ ОСТРЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ
И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.
В ЭТОМ
ПРОИЗВЕДЕНИИ АВТОР ПЫТАЕТСЯ
РЕШИТЬ ВОПРОС О НАСИЛИИ НАД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ, ПРАВЕ И
БЕСПРАВИИ,
СМИРЕНИИ И БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
НАПИСАНА В 1892 ГОДУ, ОПУБЛИКОВАНА В ЖУРНАЛЕ «РУССКАЯ МЫСЛЬ».
САМ А.П. ЧЕХОВ ПИСАЛ:
« В ПОВЕСТИ МНОГО РАССУЖДЕНИЙ…ОТСУТСТВУЕТ ЭЛЕМЕНТ
ЛЮБВИ…ЕСТЬ ФАБУЛА, ЗАВЯЗКА, РАЗВЯЗКА. НАПРАВЛЕНИЕ –
ЛИБЕРАЛЬНОЕ»
Слайд 32«Сирень» (1900)
Безумие настигло его в зрелом возрасте — первые признаки болезни проявились, когда
художнику было 46 лет. Этому способствовало семейное горе — у Михаила родился сын с заячьей губой, а через 2 года ребенок умер. Начавшиеся приступы буйства чередовались с абсолютной апатией; близкие вынуждены были поместить его в лечебницу, где он и умер через несколько лет.
Слайд 33Художник создавал зыбкий, фантастический и не всякому понятный мир.Он увлекался музыкой,
театром и оперой. После знакомства с Надеждой Забелой он открыл для себя мир театральных декораций и эскизов сценических костюмов для жены.
Супруга стала музой для портретов, а Врубель был влюблен в ее голос, в создаваемый женщиной образ, в то, что так услужливо подсказывало воображение. В 1900 году композитор Н. Римский-Корсаков презентовал московской публике оперу «Царевна-Лебедь». Врубель трудился над эскизами костюмов для актеров, а Надежда Забела исполнила партию Царевны. Сам художник, боготворил жену и жил для нее, посещал все репетиции, ночами сидел над декорациями и костюмами, и бесчисленное количество раз рисовал. Вдохновленный музыкой и красотой сказочной героини, мастер создал картину «Царевна-Лебедь», прообразом для которой и послужила супруга.
Слайд 34"Царевна-Лебедь." Эскиз одноименной картины.
Слайд 35 Если проводить параллель между демонами и Царевной-Лебедью, многие с уверенностью
скажут, что она – демоница. Согласно опере и сказке, эта девушка помогает Гвидону.
Вторая ассоциация – Афродита, рожденная из вод и строчка из цветаевского «я – бренная пена морская». Царевна-Лебедь появилась из моря, в котором, согласно перечню мифов и легенд жили прекрасные девы с чарующим голосом и бездонными глазами, а чтобы выбраться из пучины, они превращались в прекрасных белых птиц.
Очи врубелевской героини – отдельный разговор. Они приковывают к себе и не отпускают, они похожи на взгляд существа из другой вселенной. Они страшны и одновременно загадочны, причем загадка эта настолько дикая и первозданная, что просто не подлежит объяснению.
Слайд 38Необыкновенная живопись
Ван Гога отражает душевные поиски и терзания, мучившие его
всю жизнь. Сейчас специалисты затрудняются сказать, какой душевный недуг терзал художника — шизофрения или биполярное расстройство, но в клинику он попадал не один раз. Болезнь в конце концов привела его к самоубийству в 36 лет. Брат его Тео, к слову, тоже умер в сумасшедшем доме.
"Звездная ночь" (1889)
Слайд 39"Едоки картофеля"
1885
Перед нами в тусклом свете керосиновой лампы люди за столом.
Перед ними блюдо с печеным картофелем, а чашка ячменного кофе - единственная "роскошь", которую себе могут позволить крестьяне. Узловатые руки, смуглая кожа. Художник необыкновенно скуп в выразительных средствах. В этой работе нет того буйства красок, которое присутствует во многих работах автора.
Слайд 41Картина "Крик" написана в нескольких версиях, каждая из которых выполнена разными
техниками. Существует версия, что эта картина - плод психического расстройства. Предполагается, что художник страдал маниакально-депрессивным психозом. "Крик" Мунк переписывал четыре раза, пока не прошел лечение в клинике. Этот случай был не единственным, когда Мунк оказывался с психическим расстройством в больнице.
Слайд 43Одни из последних работ Уэйна (представлены хронологически), наглядно иллюстрирующие психические расстройства
художника
Больше всего Луиса вдохновляли коты, которым в своих карикатурах он приписывал человеческое поведение. Уэйна считали странным человеком. Постепенно его эксцентричность превратилась в серьёзное психическое заболевание, которое стало прогрессировать с годами. В 1924 году Луис был помещён в психиатрическую лечебницу, после того как спустил одну из своих сестёр с лестницы. Через год он был обнаружен прессой, и переведён в больницу Нэпсбери в Лондон. В этой клинике было относительно уютно, там был сад и целый кошачий питомник, и Уэйн провёл там свои последние годы. Хотя болезнь прогрессировала, его мягкая натура вернулась к нему, и он продолжил рисовать. Его основная тема — кошки — долгое время оставалась неизменной, пока не была окончательно вытеснена фракталоподобными узорами.
Слайд 46Советский и германский композитор, музыковед, один из наиболее значительных музыкальных деятелей
второй половины XX века.
В его музыке слышится повествование о Человеке и Вселенной, о сознании и подсознании, а также о духовном и бездуховном, об извечной борьбе добра и зла. За чисто музыкальными категориями угадывается человек с романтически чутким, обостренным отношением к миру, человек как единая частица прошлого, настоящего и будущего. Человек и музыка оказываются для Шнитке героями одного ряда: музыка как бы становится в творениях композитора метафорой мира человека.
Слайд 48«Реквием»
В 1791 году, когда Амадей находился на грани нищеты, его посетил
странный незнакомец. Не называя имен и не ограничивая композитора в сроках, он попросил его написать заупокойную мессу. Незнакомец был немногословен. Он лишь сказал, что человек, которому будет посвящено это творение, был очень дорог господину, желающему остаться неизвестным.
Моцарт страстно отдался процессу создания произведения в столь непривычном для него жанре. Однако параллельно с «Реквиемом» ему приходилось трудиться над веселой и жизнерадостной пьесой «Волшебная флейта», которую он писал на безвозмездной основе для своего друга Шиканедера.
И вот окончание работы над одним произведением позволило композитору всецело посвятить себя «Реквиему». Увлеченность, граничащая с неистовством, с которой он отдавался этому творению, сопровождались ухудшением его самочувствия. Скорбь, тоска, жажда жизни и нежелание с ней расставаться, боль утраты, светлая грусть – «Реквием» пронизан самыми противоречивыми и разнообразными чувствами.
Слайд 49Однажды друзья зашли проведать Моцарта. Они были настолько потрясены плачевным состоянием,
в котором пребывал великий композитор, что заставили его немедленно лечь в постель. Моцарт согласился при условии, что они тут же исполнят «Реквием» вместе с ним. Но исполнение так возбудило композитора, что у него начался жар и бред. К вечеру, однако, сознание вернулось.
Моцарт успел поручить своему любимому ученику Зюсмайеру закончить Реквием. Разъяснив юноше, который был рядом в этот скорбный час, что именно надо доделать, Моцарт впал в беспамятство, а ночью скончался. Он умер во цвете лет – на 36м году жизни.
Слайд 50Подводя итоги:
Ученые из Каролинского института (Швеция) опубликовали в журнале Психиатрических исследований
статью, в которой утверждают, что связь между творческими занятиями и отклонениями от психической нормы определенно существует. Поводом для такого заключения послужила статистика аномалий в психике, собранная учеными среди более миллиона людей. Набор отклонений был весьма обширен: шизофрения, биполярное аффективное расстройство, депрессии, тревожное состояние, разнообразные зависимости, начиная с алкогольной, анорексия, аутизм и многое другое.
Слайд 51Результаты анализа подтвердили, что действительно психическим недугам более всего подвержены люди
творческих профессий, и чаще всего – биполярному аффективному расстройству, которое раньше называли маниакально-депрессивным психозом. Особенно высок риск этого расстройства у танцоров, фотографов, научных работников и писателей.
Занятия литературой служат некой приманкой для большей части психоневрологических отклонений. Выяснилось, что писатели в два раза больше склонны к суициду, чем остальные люди.