Слайд 1Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства
имени Я.П.Осадчего»
Программно-методическое обеспечение аудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине
«Устройство автомобилей»
Преподаватель профессиональных дисциплин
Емельянова Надежда Анатольевна
Слайд 2Актуальность
Постепенно, с большими трудностями происходит замена старой парадигмы: «дать знания»
на
новую субъектно- ориентированную
(субъект – обучающийся, осознающий свою деятельность, самостоятельность и ответственность в образовании и собственных достижениях): «обеспечить способность и готовность к грамотному действию», поэтому возрастает роль повышения эффективности программно-методического обеспечения аудиторной самостоятельной работы студентов.
Слайд 3Формы самостоятельной работы
Слайд 4«Три кита» самостоятельности
УМЕНИЕ
владение обучающимся системой
ведущих знаний и способов учения
МОТИВ
это
осознанное побуждение,
которое обуславливает
целенаправленную деятельность
ВОЛЯ
Побуждение к действию
Самостоятельность
Слайд 5Роль самостоятельной работы возросла в рамках модернизации образовательного пространства, как альтернатива
практико-ориентированных качеств абстрактно-теоретическим знаниям.
В связи с этим главной целью научно-методического обеспечения аудиторной самостоятельной работы студентов становится перевод стихийной работы и работы по образцу в русло структурированной, многоплановой управляемой учебной работы.
Слайд 6Эффективность аудиторной самостоятельной работы в ходе изучения дисциплины основывается на следующих
принципах:
Предоставление обучающимся структурированной и полной информации о цели, задачах, средствах, условиях выполнения и результатах предстоящей работы.
Мотивация обучающихся посредством погружения в проблему и акцентирования на значимости работы.
Анализ алгоритма работы и образцов (при наличии) выполнения и оформления.
Наличие четких и понятных критериев оценки работы.
Индивидуализация, многоуровневость и дифференциация сложности работ.
Разноплановость и практическая ориентация работ.
Обязательное оказание консультативной помощи.
Наличие форм самоконтроля и контроля.
Слайд 7Программно-методическое обеспечение аудиторной самостоятельной работы по дисциплине включает совокупность дидактических материалов,
содержащих методические указания и рекомендации, тестовые материалы, банк заданий для проведения аудиторной самостоятельной работы, электронные ресурсы и многое другое.
Программно-методическое обеспечение предусматривает наличие трех уровней:
ознакомительного, репродуктивного и продуктивного, реализуемых в ходе аудиторной самостоятельной работы.
А также реализацию интегративного подхода к организации самостоятельной работы, т.е. наличие в ней внутрипредметного и межпредметного аспекта.
Слайд 8Методика организации аудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Устройство автомобилей» включает в
себя ряд этапов:
Подготовительный (предполагает планирование работ, в частности формулировку цели, задач, методов, форм работы, алгоритма выполнения и системы контроля, а также разработку методического сопровождения).
Основной этап (заключается в непосредственной организации и обеспечении самостоятельной работы, от начала проведения до диагностики результатов)
Заключительный (ориентирован на анализ значимости и качества проведенных работ, оценку эффективности и поиск путей оптимизации и совершенствования работы).
Слайд 9При закреплении и систематизации знаний применяются такие виды работ как:
обработка
текстового материала;
составление тематических кроссвордов;
тезисов;
тематического портфолио;
рецензирование и составление аннотаций;
составление и заполнение таблиц;
подготовка докладов, рефератов, сообщений и другое.
В рамках формирования профессиональных компетенций по дисциплине используется:
выполнение расчетных и графических, исследовательских работ;
разработка проектов;
решение вариативных, ситуационных практических задач;
задания, связанные с моделированием, работ с опытно-экспериментальным уклоном и другие виды.
Слайд 10Классификация аудиторной самостоятельной работы
воспроизводящие (репродуктивные) самостоятельные работы, основанные на работе обучающегося
по образцу и осуществление алгоритмической деятельности;
реконструктивные самостоятельные работы, предусматривающие частично измененные условия выполнения работы и наличия известного алгоритма действия;
эвристические работы основанные на частично-поисковой деятельности;
творческие работы, основой которых выступает индивидуальная исследовательская или проектная деятельность.
Слайд 11Проблемы при проведении аудиторной самостоятельной работы :
слабый уровень мотивации обучающихся и
нацеленности на результат;
низкий уровень образовательной базы, логического и аналитического мышления;
отсутствие у обучающихся навыков реализации творческого потенциала;
формальный подход обучающихся к выполнению самостоятельной работы;
низкий уровень технологического обеспечения учебного процесса;
неумение обучающихся планировать и структурировать самостоятельную работу.
« Мозговая атака»
Группа делится на «генераторов» и«экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За определённое время студенты предлагают различные варианты решения предложенной задачи, фиксируемые на доске. По окончании отведённого времени «в бой» вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды меняются ролями. Предоставление студентам на занятии возможности предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление и повышает степень доверия к преподавателю, но и делает обучение «комфортным».
Формы аудиторной самостоятельной работы
Слайд 13
Круглый стол
Характерной чертой круглого стола является сочетание тематической дискуссии с групповой
консультацией.
Выбирается ведущий и 5–6 комментаторов по проблемам темы.
Выбираются основные направления темы, и преподаватель предлагает студентам вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает занятие, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению всю группу.
Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям.
При этом происходит закрепление информации, полученной в результате прослушивания лекций и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
Слайд 14 Анализ конкретных ситуаций
Один из наиболее эффективных и распространенных методов
организации активной познавательной деятельности студентов. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу профессиональных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, студент должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить своё отношение к ситуации, предложить варианты решения проблемы.
Деловые игры
Такое занятие удобнее проводить при повторении и обобщении темы. Группа разбивается на команды (2–3).
Каждая команда получает задание и затем озвучивает их решение.
Слайд 15Заключение
Качественная организация аудиторной самостоятельной работы позволит поднять профессиональный уровень студентов, их
конкурентоспособность.
Подводя итог, необходимо отметить, что в целях повышения эффективности реализации аудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Устройство автомобилей» необходимо дальнейшее структурированное совершенствование программно-методического обеспечения, которое должно включать уточнение и трансформацию содержательных форм самостоятельной работы, совершенствование технологий реализации, оптимизация структуры программно-методического обеспечения, внедрение эффективных методов, и приемов самостоятельной работы в контексте формирования профессиональных компетенций, а также упорядочение оценочных средств результативности работы и модернизация диагностической базы оценки эффективности программно-методического обеспечения самостоятельной работы на всех этапах ее проведения.