Слайд 1Профессиональный рост педагога как система требований к качествам (компетентности) педагогической деятельности
Хаджимурадова Х.Н.
учитель химии
МБОУ «СОШ № 39»
Слайд 2Эффективен не тот, кто просто знает,
а тот,
у кого сформированы
навыки приобретения,
организации и применения знаний.
Слайд 3 Эффективное профессиональное образование сегодня - это развитие у обучаемых новых
способов мышления и деятельности.
Слайд 4Возрастает потребность в преподавателе, который способен обогащать и изменять содержание и
формы своей деятельности посредством критического, творческого освоения и применения достижений науки и нового педагогического опыта.
Слайд 5Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей.
Слайд 6 Для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным.
Слайд 7 Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств,
необходимых для успешной педагогической деятельности.
Слайд 8 Профессионально компетентным
можно назвать учителя, который
на достаточно высоком уровне
осуществляет педагогическую деятельность,
педагогическое общение,
достигает стабильно высоких результатов
в обучении и воспитании обучающихся.
Слайд 9Следовательно, компетентность проявляется в деятельности.
Слайд 10Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к
педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Слайд 11Совершенствование профессиональной компетентности – процесс постоянный. Он длится в течение всей
трудовой деятельности человека.
Слайд 12Однако профессионализм педагога,
его педагогическая культура
еще не гарантируют успеха в
осуществлении педагогической деятельности.
Слайд 13Профессия педагога предъявляет серьёзные требования к эмоциональной сфере личности.
Работа учителя
требует от него огромных душевных сил.
Слайд 14Чем более познание связано с сердцевиной «Я»,
тем в большей мере
в ней задействованы эмоции.
Слайд 15Эмоциональное отношение учителя к ученикам во многом определяет успех его педагогической
деятельности и эмоциональное благополучие учащегося в процессе обучения.
Слайд 16 Положительное, комфортное общение учителя с учащими возможно при грамотном умении
учителя выражать перед учениками свои чувства, раскрыть свой внутренний мир.
Дети любят людей
с доброжелательным выражением лица, поэтому мимика педагога должна быть разнообразной.
Слайд 17Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную и здоровую зрелость личности
и влияет на имидж педагога.
Слайд 18Есть различные источники информации и задача учителя научить учащихся
пользоваться ими,
научить их учиться.
Слайд 19Одной из ключевых компетентностей педагога является информационная компетентность - это знания
педагога о себе, учениках, их родителях, о коллегах.
Слайд 20Педагог должен владеть основными приемами получения информации:
наблюдением, беседой, анализом результатов
деятельности.
Слайд 21 Холерикам легче всего работать с сангвиниками,
сангвиникам - с меланхоликами,
а меланхоликам –
с флегматиками.
Слайд 22
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
1. Работа в методических объединениях,
творческих группах;
2. Исследовательская, экспериментальная деятельность;
3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
4. Различные формы педагогической поддержки;
5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
6. Обобщение собственного педагогического опыта;
7. Использование ИКТ.
Слайд 23 Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если
педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Слайд 24Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального
опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Слайд 25Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому
именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.
Слайд 26Существуют два пути совершенствования педагога в профессии: эффективный и неэффективный.
Слайд 27Первый путь - саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование, который постепенно превращает педагога в
творческую и самостоятельную личность.
Слайд 28Второй путь - это путь запретов, ограничений, изоляции своей жизни от
жизни и переживаний обучающихся, превращающий преподавателя в
«несчастного, больного человека».
Слайд 29Система состоит из нескольких взаимосвязанных элементов:
повышение образовательного уровня (образовательная подготовка)
– курсы, семинары, самообразование, взаимообучение и др.;
практическое применение знаний на практике (педагогическая работа) открытые учебные и внеклассные занятия, обобщение и презентация педагогического опыта, проведение мастер-классов и др.;
научно-методическая деятельность (разработка учебно-методических документов, конференции, проектно-исследовательская деятельность и др.).
Слайд 30"Учитель - это человек, который учится
всю жизнь, только в этом
случае он обретает право учить" .
В. М. Лизинский
Слайд 31«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя
улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
Константин Дмитриевич Ушинский
Слайд 32Эта деятельность предполагает:
- постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области
преподавания различных дисциплин;
- изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий;
- ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания.
Слайд 33Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает учителя.
Слайд 34“…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений,
и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах”.
Слайд 35Коммуникативная компетенция предполагает не только формирование таких личностных качеств как общительность,
открытость во взаимодействии с другими людьми, но и развитие у учащихся практических умений, способности управлять своей учебной деятельностью.
Слайд 36Рефлексивная компетенция – характеристика реальных учебных возможностей ученика; способность определить учителем
тип урока в соответствии с поставленными задачами и содержанием учебного материала, обосновать отбор его содержания и оптимальность выбранных методов и приемов обучения; т. е. умело соотнести теорию обучения с практикой, способностью проецировать полученные данные на индивидуальные возможности конкретной личности учащегося и конкретные условия обучения.
Слайд 37Компетенция:
круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен;
круг чьих либо
полномочий, прав.
Слайд 38Компетентность:
- это непросто обладание знаниями, обладание компетенцией, позволяющими судить о
чем-либо, это потенциальная готовность учителя разрешать проблемы различного уровня сложности со знанием дела.
Слайд 39Компетентный учитель:
овладевший профессиональными знаниями и умениями;
способный не только проектировать свою
деятельность, но и управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения образовательного процесса.