Слайд 1Проблемы приемных
семей и детей
Выполнила: Новикова Наталья Филипповна,
учитель начальных классов
МБОУ-СОШ
№1 г.Искитима
Новосибирской области
Слайд 2Приемная семья:
это правовая форма принятия на воспитание в семью детей, оставшихся
без попечения родителей, на основании договора, который заключается между гражданами, желающими взять ребенка на воспитание, и органом опеки и попечительства.
Граждане, желающие взять ребенка (или несколько детей) на воспитание, именуются приемными родителями, ребенок, передаваемый на воспитание, – приемным ребенком, а такая семья – приемной семьей.
Слайд 3Успех этого социального института зависит от:
позитивного общественного мнения;
поддержки органов местного самоуправления;
поддержки
органов исполнительной власти;
предоставления соответствующих льгот и преимуществ.
Слайд 4Приемная семья сталкивается со следующими проблемами:
Социальными
Психологическими
Эмоциональными
Педагогическими
Слайд 5Социальные проблемы :
недоработка федерального закона, ограничивающего права приемных родителей в трудовой
и социальной сферах;
законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмом их реализации;
ограничены финансовые ресурсы региональных бюджетов оплаты труда приемных родителей;
отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям;
данная форма семейного воспитания недостаточно рекламируется и пропагандируется средствами массовой информации.
Слайд 7Психологические проблемы семьи зависят от структуры этой семьи
В семье только приемные
дети
В семье приемные и родные дети
Детско – родительские отношения
Детско – родительские отношения
Отношения между приемными и родными детьми
Слайд 8Психологические проблемы родителей
Чувство неуверенности и страха у родителей: они боятся, что делают
что-то не так, что они не могут вернуть детей в детское учреждение, «если не справятся с воспитанием», боятся осуждения.
Повышенная ответственность родителей за приемных детей: часто родители не готовы взять на себя ответственность за приемного ребенка. При заболевании приемного ребенка на дом вызывается врач, даже если свой ребенок при такой же болезни лечится родителями самостоятельно.
Несоответствие приемного ребенка представлениям родителей: ожидания часто не совпадают с реальностью поведения, развития приемного ребенка.
Степень принятия ребенка: положительное отношение к ребенку при адекватном восприятии его достоинств и недостатков. Этот процесс является чрезвычайно важным, поскольку он составляет основу для формирования взаимоотношений между приемными родителями и ребенком.
Слайд 9Психологические проблемы детей
Положение ребенка в приемной семье: сложности с освоением новой
ролевой позиции: члена семьи, сына, дочери.
Отношения между родными и приемными детьми. Опыт многих семей показывает два явных типа отношений родных и приемных детей.
Разделение своих и приемных детей очень заметно, родители сравнивают своих детей с приемными. В момент сравнения «плохой» ребенок вынужден быть плохим. Родители настораживаются, начинают запрещать, угрожать – отсюда опять плохой поступок ребенка из-за страха, что от него откажутся.
Родители ко всем детям относятся одинаково, у всех равные условия жизни.
Слайд 10трудность положения родных детей
они теряют часть внимания и любви родителей.
Поэтому очень важно сделать их сторонниками родителей, партнерами в помощи и заботе о приемных детях. Практически это выражается в совместном решении о принятии ребенка в семью. Если родные дети уверены, что их положение в семье прочно, то есть они по-прежнему любимы, то они могут во многом помочь родителям. Через пример родных детей приемные учатся взаимодействию с родителями. Наличие тревожности, стрессов родных детей является ярким показателем неблагополучия всей семьи, отсутствия психологической защищенности всех членов семьи.
Слайд 11Адаптация ребёнка в новой семье
Первая стадия - «Знакомство», или «Медовый месяц».
Здесь отмечается
опережающая привязанность друг к другу.
Ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно.
Слайд 12Вторая стадия - «Возврат в прошлое», или «Регрессия»
Происходит очень болезненная ломка
сложившегося стереотипа поведения.
обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, ваших привычек и привычек ребенка.
Конфликт ожидаемой идеальной семьи и фактической.
ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей
Слайд 13Педагогические проблемы родителей:
Особенно ярко в этот период проявляются:
отсутствие знаний об
особенностях возраста,
умений устанавливать контакт, доверительные отношения и выбирать нужный стиль общения.
Попытки опереться на свой жизненный опыт, на то, что их так воспитывали, часто терпят поражение.
Обнаруживается разница во взглядах на воспитание у родителей,
влияние авторитарной педагогики,
стремление к абстрактному идеалу,
завышенные или, наоборот, заниженные требования к ребенку.
Процесс воспитания рассматривается как исправление врожденных недостатков.
Исчезает радость общения, естественность отношений.
Может возникнуть стремление подчинить ребенка себе, своей власти.
начинается его сравнение со сверстниками, которое, зачастую, не в пользу приемного ребенка.
Слайд 14Третья стадия - «Привыкание», или «Медленное восстановление»
Исчезает напряжение, дети начинают шутить
и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми.
Ребенок привыкает к правилам поведения в семье.
Он начинает вести себя также естественно, как ведет себя родной ребенок в кровной семье.
Ребенок принимает активное участие во всех делах семьи.
Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни.
Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям.
Слайд 15Эмоциональные проблемы детей:
Расставание с родной семьей
Амбивалентное отношение к родным родителям
Страх встречи
с новой семьей, новые условия жизни
Проявление синдрома «Мое»
Незнакомая речь (иностранцы)
Конфликт отождествления себя с семьей.
Ломка сложившегося стереотипа поведения.