Слайд 1«Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС
Слайд 2«Чтобы изменить общество, нужно воспитать другого человека, человека, умеющего жить в
современном мире, ориентироваться в любой жизненной ситуации»
Э́рих Зелигманн Фромм
Слайд 4
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а
всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Слайд 5Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных
Образовательных Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться
Слайд 6Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования:
формирование умения учиться.
Слайд 7А.В. Запорожец: «Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то
даже при наличии у него необходимого запаса знаний, умений и навыков, уровня интеллектуального развития , ему трудно в школе, т. к. не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе».
Слайд 8Преемственность
Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход от одной образовательной ступени к
другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания. Педагоги первых классов начальной школы не смогут обеспечить мягкость адаптации старших дошкольников, если они не знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы детского сада. Если старшие дошкольники не знакомы со школой и не имеют никакого представления о том, что их ждет за школьным порогом, будет очень непросто воспитать у них желание учиться.
Слайд 9Концепция содержания непрерывного образования
(дошкольное и начальное звено)
(одобрена и утверждена
Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17.06.2003 г.):
преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка.
Слайд 10Задачи сотрудничества педагогов дошкольной и школьной системы образования:
выработка единой концепции процесса
образования и воспитания в школе, в детском саду и в семье;
максимальное соответствие целей и задач воспитания на различных ступенях образования, способов их достижения;
просвещение родителей по основным психолого-педагогическим направлениям развития ребенка;
создание системы качественной психологической поддержки родителей для преодоления проблем при переходе детей в первый класс из детского сада;
распространение семейного опыта позитивного отношения к активной деятельности детей в обществе.
Слайд 11Возможные формы работы с дошкольниками:
экскурсии в школу с посещением спортивного зала,
класса, библиотеки, столовой и т.д.;
знакомство с учителями и учениками начального звена, совместные мероприятия, проекты с ними;
проведение совместных спортивных мероприятий и праздников (праздник первого звонка, праздник букваря);
участие детей в адаптационных занятиях с учителями и специалистами начальной школы;
подготовка совместных театральных представлений, выставок художественных работ.
Слайд 12Работа с педагогами:
посещение воспитателями уроков в первом классе и учителями —
образовательной деятельности в ДОУ;
совместные тренинги для педагогов, проведенные психологом;
анализ диагностики психологической готовности к школьному обучению выпускников ДОУ;
анализ результатов адаптации первоклассников к школьному обучению;
проведение совместных семинаров, мастер-классов, «круглых столов».
Слайд 13 совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
круглые
столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
дни открытых дверей;
анкетирование, тестирование родителей;
образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
визуальные средства общения;
заседания родительских клубов
Работа с родителями
Слайд 14
Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования ни
у кого не вызывает сомнений, однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных связей по основным компонентам образовательной системы. Есть причины, из-за которых возникают эти трудности: дети плохо говорят, не хотят читать; есть дети, которые не охвачены дошкольным образованием, много больных детей. Многие называют проблемой самостоятельное добывание знаний с первого класса. Родители, в основном сетуют на домашние задания, которые ребёнок без их помощи выполнить не может. Многообразие видов и типов учреждений, где используют самые различные программы, и реализация данных программ не требует жестких стандартов.
Слайд 15
Школьная готовность складывается из нескольких показателей, это и физическая, специальная (педагогическая),
и психологическая, к которой относятся: мотивационная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, коммуникационная готовности.
Слайд 16
Пять компонентов готовности к школе.
1.Мотивационная готовность - это стремление ребёнка идти
в школу, желание познавать новое .
2.Волевая готовность – это комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаясь на уроке, пересиливать желание играть, вступать во взаимоотношения со сверстниками.
3.Социально-психологической готовность – умение ладить со всеми и в любом коллективе.
4.Умственная готовность (Интеллектуальная готовность) – это развитие восприятия, развитие наблюдательности, развитие внимания, памяти, мышления; сформированность представлений о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях.
5.Умение учиться, умение слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать её.
Слайд 17«ШКОЛА НЕ ДОЛЖНА ВНОСИТЬ РЕЗКОГО ПЕРЕЛОМА В ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ. ПУСТЬ, СТАВ
УЧЕНИКОМ, РЕБЕНОК ПРОДОЛЖАЕТ ДЕЛАТЬ СЕГОДНЯ ТО, ЧТО ДЕЛАЛ ВЧЕРА. ПУСТЬ НОВОЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ В ЕГО ЖИЗНИ ПОСТЕПЕННО И НЕ ОШЕЛОМЛЯЕТ ЛАВИНОЙ ВПЕЧАТЛЕНИЙ»
В.А.СУХОМЛИНСКИЙ
Слайд 18Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада
и школы. Выиграют от этого все, особенно дети.
Слайд 19
Их много —
Курносых, несхожих,
Влетающих в школу гурьбой.
И с ними непросто. И
все же
Душе его дорог — любой.
Он вел их
По лесенке знаний,
Страной научил дорожить,
И видеть сквозь даль расстояний,
И с умницей-книгой дружить…
Пусть кто-то строителем станет,
А кто-то хозяином рек,
Но верится сердцу:
Поставит
Пятерку им завтрашний век.
И, взрослыми став, через годы
Ребята добром помянут
И строгость его, и заботы, —
Нелегкий учительский труд.