Слайд 1
ГБПОУ КК ТГМТ
Студент как субъект образовательного процесса
Приёмы мотивации и целеполагания в
учебной деятельности студентов
Кулик Л.А.
Слайд 2План.
1. Возрастные особенности студентов.
2. Характеристика учебной деятельности студентов:
2.1. Понятие процесса обучения.
Типы обучения.
2.2. Структурные компоненты процесса обучения
2.3. Компоненты и структура учебной деятельности студентов.
2.4. Формирование учебной деятельности студентов.
2.5. Условия повышения эффективности учебной деятельности студентов.
Слайд 31. Возрастные особенности студентов.
Выделяют поведенческую автономию, которая выражается в потребности самостоятельно
решать личные вопросы,
эмоциональную автономию - выражается в потребности и признании права иметь свои привязанности,
моральную и ценностную автономию - выражается в потребности свои собственные взгляды и фактическое наличие или выстраивание жизненного плана;
осмысление своего жизненного пути,
«Чем я был?», «Что я сделал?», «Кем я стал?», «Куда и зачем идти в жизни?».
Слайд 4Студенческий возраст характеризуется наивысшим уровнем таких показателей, как мышечная сила, быстрота
реакций, моторная ловкость, скоростная выносливость и д.р. Как принято говорить, это возраст физического совершенства человека. Большинство спортивных рекордов установлено именно в этом возрасте. Однако как свидетельствуют данные Всемирной организации здравоохранения, именно студенты характеризуются худшими показателями физиологических функций в своей возрастной группе. Они лидируют по числу больных гипертонией, тахикардией, диабетом, нервно-психическими нарушениями. Причины этого, как показывают исследования, кроются в том, что в процессе обучения студенты испытывают сильное психологическое напряжение, часто разрушительное для здоровья.
Слайд 5Преподаватель должен учитывать, что эти нагрузки особенно велики в периоды контроля
и оценивания. Но именно здесь часто совершается одна из грубейших педагогических ошибок: негативную оценку результатов усвоения учебной программы преподаватель переносит на оценку личности студента в целом, давая студенту знать с помощью мимики, жестов, а то и в словесной форме, что он неумен, ленив, безответственен и т.п. Заставляя студента переживать негативные эмоции, преподаватель оказывает прямое влияние на физическое состояние и здоровье студента.
Слайд 6Важнейшая способность, которую должен приобрести студент в техникуме , - это,
собственно, способность учиться, которая радикальным образом скажется на его профессиональном становлении, ибо определяет его возможности в послетехнекумовском непрерывном образовании. Научится учиться важнее, чем усвоить конкретный набор знаний, которые со временем устаревают. Еще важнее способность самостоятельного добывания знаний, основанная на творческом мышлении.
Слайд 7Характеристика учебной деятельности студентов.
2.1. Понятие процесса обучения. Типы обучения.
Важнейшей составляющей целостного
педагогического процесса выступает процесс обучения.
С коммуникативной точки зрения, обучение можно определить как общение между теми, кто обладает знаниями и опытом и теми, кто их приобретает;
согласно деятельностному подходу, обучение – это взаимосвязанная деятельность педагогов и студентов, направленная на реализацию ведущих функций образования;
Признание преподавания в качестве ведущей деятельности создает тот тип совместной деятельности, который не обеспечивает переход студента к новому уровню развития, необходимому для подготовки к профессиональной деятельности.
В современном образовании осуществляется перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студентов.
Таким образом, обучение – это организация педагогом активной познавательной деятельности студентов, направленной на решение ими все новых и новых познавательных задач
Слайд 8типы обучения: традиционный и инновационный.
Традиционный (репродуктивный) тип обучения построен на трансляции
преподавателем и воспроизведении студентами полученных знаний и способов деятельности. При традиционном типе обучения студент не является субъектом деятельности, разрушена ее целостность, слаба мотивация, личностный смысл учения. Они чаще всего определяются не самой деятельностью, а внешними взаимодействиями. Педагог выступает как информатор, основной способ управления – авторитарный, основанный на стимулировании деятельности с помощью отметки и других внешних факторов.
Инновационный (продуктивный) тип обучения основан на организации педагогом интенсивной, самостоятельной и творческой деятельности обучающихся. Студент при данном типе обучения становится субъектом учебной деятельности, осуществляет ее целостно на всех этапах, осознает процесс учения и управляет им. Педагог является координатором, организатором деятельности учения, в процессе которой помогает студенту осуществлять целеполагание, овладеть способами и приемами учебной деятельности, осуществлять самоанализ, самооценку. Основная задача обучения – поиск и открытие студентами новых знаний и способов деятельности, перевод их в режим саморазвития и самообучения.
Слайд 92.2 Структурные компоненты процесса обучения
В целостном процессе обучения выделяют следующие структурные
компоненты:
1) Личностный компонент– это совокупный субъект процесса обучения (педагог + студент).
2) Целевой компонент. Цели обучения задаются требованиями к личности и деятельности профессионала, которые содержатся в модели специалиста, квалификационной характеристике, государственном образовательном стандарте. Вместе с тем, их конкретизация осуществляется на основе соотнесения данных требований с реальными возможностями, потребностями и интересами студентов, также содержанием преподаваемого курса.
3) Содержательный компонент. Содержание обучения включает то, что подлежит усвоению студентами для реализации заданных целей обучения. При этом минимум содержания обучения определен госстандартом, на основе которого разрабатываются учебные планы учреждения профессионального образования, программы конкретных учебных дисциплин.
4) Операционно-деятельностный компонент (технологии, формы, методы, приемы обучения). Реализация целей и задач обучения осуществляется посредством организации обучающего взаимодействия с помощью определенных методов, приемов, технологий обучения и организационных форм.
5) Педагогические условия, как компонент процесса обучения. Для организации эффективного процесса обучения необходимо создание мотивационных, содержательных и организационных условий. К мотивационным условиям относятся: формирование у студентов необходимой мотивации на активную учебную и познавательную деятельность, презентация студентами своих достижений. К организационным условиям относятся: временные рамки и режим обучения, организационная структура учебного процесса, применение преподавателем активных форм и методов обучения, смена разнообразных видов деятельности обучающихся, учет периодов наибольшей работоспособности и т.д. Содержательные условия включают в себя разработку необходимой учебно-программной документации, обеспечение студентов учебно-методическими комплексами по дисциплинам, дидактическими материалами, методическими пособиями.
6) Контрольно-регулировочный компонент. Его значение определяется необходимостью обратной связи как важнейшего элемента управления любой системой. Контроль результатов обучения позволяет определить эффективность учебного процесса и осуществлять коррекцию – вносить изменения во все его другие компоненты.
7) Оценочно-результативный компонент. Любой цикл обучения завершается анализом его результатов. Подведение итогов каждого этапа обучения необходимо не только для оценки его результативности, но и для развития рефлексии и самоанализа как свойств личности студента, самого преподавателя, также формирования потребности в самосовершенствовании и того, и у других
Слайд 102.3. Компоненты и структура учебной деятельности студентов
Учебная деятельность состоит из следующих
этапов:
1) мотивация,
2) целеполагание,
3) планирование и программирование,
4) исполение,
5) контроль,
6)анализ и оценка результатов.
В соответствии с данными этапами выделяют следующие структурные компоненты учебной деятельности: мотивация, учебная задача, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценка и самооценка.
Мотивация – это совокупность всех факторов, определяющих побуждение к учению и решению учебных задач: мотивы, потребности, интересы, убеждения, установки и др.
Слайд 112.4. Формирование учебной деятельности студентов.
Педагогические средства и приемы развития учебной мотивации:
приемы,
связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала:
показ новизны содержания, обновление уже усвоенных знаний, их углубление; раскрытие практической, научной и др. значимости знаний и способов действий; профессиональная направленность содержания; межпредметные, внутрипредметные связи; занимательность изучаемого материала; историзм, показ достижений современной науки и т.д.;
использование интерактивных методов обучения и методов проблемного обучения. Использование следующих приемов: разъяснение целей деятельности, постановка информационных и проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, организация работы с источниками, применение заданий на производственной основе, использование занимательных и игровых форм занятий и др.
приемы, связанные с применением наглядных, дидактических и технических средств обучения: использование карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач (алгоритмами действий), предъявление информации с помощью ТСО и компьютеров, обеспечение обучающихся оперативной обратной связью, постановка заданий к наглядной информации, повторная подача информации, опорных сигналов, управление самостоятельной работой обучающихся и т.д.;
приемы, основанные на общении, взаимодействии педагога и обучающихся, оценочные обращения преподавателя (опосредованная оценка, замечание, отрицание, согласие, одобрение); поощрение (похвала, подбадривание), создание ситуации успеха, оказание помощи, стимулирование педагогом постановки вопросов самими учащимися, поддержка их начинаний, прием апперцепции (связь с жизненным опытом учащихся, их интересами, склонностями) и др.;
приемы, учитывающие внутриколлективные отношения: организация коллективной работы по планированию и выполнению совместной деятельности, проведение коллективного обсуждения итогов работы, задания по взаимоконтролю и взаимопомощи обучающихся, сочетание различных форм совместной работы, общественная оценка действий студентов, опора на общественное мнение и др.
Замедляют формирование учебной мотивации: эмоциональная бедность учебного материала, излишняя повторяемость одних и тех же приемов или приемов одного порядка; однообразные задания, отсутствие оценки, недоброжелательное отношение преподавателя к студентам (сарказм, насмешка, упрек, угроза, нотация), приемы понуждения (наказание, необоснованное требование, придирчивость)
Слайд 12От самоанализа и самооценки в процессе учебной деятельности необходимо вести студентов
к анализу и оценке своих действий в конкретных производственных ситуациях, затем – к более обобщенной рефлексии уровня своей профессиональной готовности и компетентности, например, с помощью письменного самоанализа ( предложить студентам написать сочинение «Мое представление о себе как о педагоге» до и после практики).
Говоря о проблемах формирования учебной деятельности студентов, необходимо выделить те факторы, которые определяют учебную успешность студентов. В качестве таковых выделяют следующие три блока факторов :
1) социологический (социальные и социально–демографические факторы, социальное положение и происхождение, место жительства, уровень и качество допрофессиональной подготовки, половозрастные различия);
2) психологический (интеллектуальная, профессиональная и учебная мотивация, уровень развития общих и специальных способностей, обучаемость и воспитуемость, индивидуальный стиль деятельности, психологические особенности личности);
3) педагогический (общая организация учебного процесса, его материально–техническая база, ТСО, уровень педагогического мастерства преподавателей).
Так, по данным Н.П. Жучевой , успеваемость в профессиональном образовательном учреждении находится в прямой зависимости от уровня общеобразовательной школьной подготовки студентов, средняя оценка аттестата обладает довольно высокой прогнозирующей функцией относительно уровня будущей академической успеваемости студентов.
Слайд 13Существует типология студентов по успешности учебной деятельности
. В основу типологии
были положены успехи студентов по отдельным циклам дисциплин: общественные науки, общетеоретические курсы, специальные предметы и практика.
Студенты, имеющие высокие оценки по всем циклам предметов, отнесены к группе «универсалы». Для этих студентов характерен высокоразвитиый самоконтроль, высокий уровень интеллекта, в частности, невербального, это люди общительные, открытые, сердечные, достаточно самоуверенные, обладающие творческим воображением, но тревожные, беспокойные,
Согласно исследованиям, они составляют 8 % от общего числа студентов.
Студенты, имеющие высокую успеваемость по общественным и теоретическим наукам и несколько ниже – по специальным дисциплинам и практике – «теоретики». У этих студентов хорошо развит вербальный интеллект, логическое мышление; это практичные, добросовестные люди, уверенные в себе, но в то же время внутренне конфликтные, с высокой личностной тревожностью (20 %).
«Специалисты» – студенты, имеющие высокие оценки по специальным дисциплинам. Для них характерна развитая реалистичность, расчетливость, смелость, беззаботность, практичность, преобладает невербальный интеллект. В основном – это спокойные люди, эмоционально стабильные (22%).
«Практики» – студенты, имеющие самые высокие оценки по практике. По своим характеристикам они близки к специалистам, но отличаются большей эмоциональностью, самоуверенностью и средним уровнем личностной тревожности (40 %).
«Слабые» – студенты, имеющие самые низкие оценки по всем циклам предметов. Самоуверенны, независимы, расчетливы, погружены в себя, ориентированы на собственные желания, эмоционально стабильны, но внутренне конфликтны и жестки. Личностная тревожность невысокая (10 %).
Слайд 142.5. Условия повышения эффективности учебной деятельности студентов
Развитие мотивации, т.е. стремления и
желания заниматься умственной работой, учиться, решать умственные задачи. По утверждению Э.П. Утлик, без этого психологического условия трудно говорить обо всем остальном, потому что за пределами мотивации только «технические» проблемы. Мотивация также в значительной степени зависит от умения
учиться. Нередко «не хотят» работать те, которые «не могут», у которых не получается.
Формирование рациональных навыков умственной работы, приемов решения различных умственных задач.
Здесь важное место занимает тренировка восприятия. Для этого предназначены определенные упражнения (например, увидеть как можно больше при неподвижном взгляде, работа со специальными таблицами, чтение газетной колонки движением взгляда сверху вниз по средней линии, классификация наблюдаемых объектов и элементов содержания и др.). Большое внимание уделяется тренировке мышления и с этой целью также используются специальные упражнения (арифметические вычисления в уме, всякого рода логические и образные построения и планы способствуют укреплению мыслительных навыков, преднамеренное использование таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, абстрагирование, классификация и др.; методы «сжатия информации» – классификация, группировка материала, построение схем, графиков, таблиц). Немаловажным является тренировка памяти. Здесь применяются два рода упражнений. Первый включает «силовые» упражнения, которые влияют на память в целом. Они заключаются в нагрузке памяти, в задании ей работы (заучивание стихотворений, работа над словами иностранного языка и др.) Второй вид упражнений – овладение приемами запоминания и воспроизведения, в том числе мнемотехникой.
Слайд 15Рациональная организация учебной деятельности в целом, построение ее с учетом законов
психологии и физиологии. Здесь важную роль играет планирование умственной деятельности, которое включает определение последовательности решения учебных задач. Начинать работу лучше с легкой или короткой задачи – это обеспечит «врабатывание». Легкую задачу можно также оставить и на завершающий период работы, когда будет сказываться усталость. Таким образом осуществляется учет динамики умственной работоспособности. Важны также знания об индивидуальном биологическом суточном ритме.
Так, у большинства людей умственная и физическая работоспособность в ночные часы ниже, чем в дневные. Днем работоспособность также колеблется. Отмечается два подъема: первый – около 10–11 часов, второй – около 16–17 часов. Минимальный уровень работоспособности в дневное время – между 13 и 14 часами. Периоды пониженной работоспособности лучше использовать для отдыха или не напряженной работы.
Слайд 16Умелое восстановление работоспособности. При прочих равных условиях хорошо работает тот, кто
умеет хорошо отдыхать. Приостановить непроизвольную умственную деятельность лучше всего можно путем перехода к другой активности – физической, двигательной, требующей напряжения внимания, затрат энергии. Для эффективной умственной работы нужна тренировка органов и систем, обеспечивающих нормальную работу мозга, – дыхания и кровообращения. Эффективными в этом плане являются дыхательные упражнения, упражнения, тренирующие мозговое кровообращение – бег, ходьба, гимнастика для мышц лица, головы, шеи, а также все упражнения, которые дают нагрузку на механизмы, обеспечивающие стабильность мозгового кровотока. Необходимо подбирать такие физические упражнения, которые не мешали бы умственной работе.
Слайд 17Для того, чтобы иметь хорошие результаты в умственной (учебной) работе, надо
создавать и поддерживать благоприятные внешние условия, совершенствовать обстановку, место работы. Это физико–химические условия-: освещенность, шумовой фон, чистота и влажность воздуха, температура, удобные столы и стулья, хорошее качество рабочих инструментов (ручка, бумага, компьютер т т.п.). Это также социально–психологические условия: отношение группы к учебе, тому или иному учебному предмету или форме учебной деятельности, коллективная культура совместного учебного труда, уровень сотрудничества и взаимопомощи, товарищества.
Учеба успешна там, где внутриколлективный климат ей благоприятствует, где мысли и устремления студентов направлены на свои главные профессионально значимые цели.
Т.О. Гордеева выделяет пять основных условий успешности учебы, обеспечиваемой вкладом со стороны мотивации:
наличие познавательной и достиженческой мотивации, искренний интерес к учебе и убежденность в ее необходимости и важности;
умение ставить перед собой адекватные учебные цели (ясные, конкретные, реалистичные и в меру трудные) и достигать их (планировать учебную деятельность и браться за нее без лишних колебаний;
умение концентрироваться на задаче, работать настойчиво, не отвлекаясь и доводя начатое дело до конца;
вера в контролируемость условий деятельности и свои способности справиться с ней (самоэффективность);
адаптивное раегирование на неудачи, возникающие в процессе учебной деятельности (умение преодолевать трудности).
Таким образом, чтобы хорошо учиться надо уметь учиться!