Презентация, доклад Приемы работы с текстом на уроках истории и обществознания

Содержание

Расскажи мне, и я забуду.Покажи мне, и я запомню.Вовлеки меня, и я научусь.Китайская мудрость ЦЕЛЬ: Формирование Информационной Компетенции ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ.

Слайд 1ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Ткаченко О.Н.
Учитель истории

и обществознания
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Ткаченко О.Н.Учитель истории и обществознания

Слайд 2
Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и

я научусь.
Китайская мудрость



ЦЕЛЬ: Формирование Информационной Компетенции ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ.

Расскажи мне, и я забуду.Покажи мне, и я запомню.Вовлеки меня, и я научусь.Китайская мудрость  ЦЕЛЬ: Формирование

Слайд 3Для реализации этой цели необходимо научить школьников:
выделять в тексте главные положения

и мысли;
составлять различные виды планов;
развертывать текст, строя по плану собственное высказывание;
конспектировать и реферировать текст;
на основе сопоставления нескольких источников восстанавливать поврежденный текст;
составлять устное или письменное высказывание на основе представленной цифровой информации.

Для реализации этой цели необходимо научить школьников:выделять в тексте главные положения и мысли;составлять различные виды планов;развертывать текст,

Слайд 4Приемы:
Показ иллюстрации
Зачитывание отрывка из художественной книги
Показ отрывка из фильма
Работа с историческим

текстом
Рассказ-предположение по ключевым словам
Ряды понятий (необходимо определить принцип построения рядов, найти лишнее понятие или одно обобщающее понятие.)
Концептуальное колесо
Приём «КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЕН»
Прием «ДО-ПОСЛЕ»
Приём : «ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА».
Прием  МАРКИРОВКИ ТЕКСТА «ИНСЕРТ».
Приём ФИШБОУН
Прием «ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ»
Приём «УЧИМСЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ  РАЗНЫХ ТИПОВ» – « РОМАШКА БЛУМА» 
Приём КЛАСТЕР («ГРОЗДЬ»)
Прием «НАПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ.»
Прием «ЗАВЕРШИМ СХЕМУ»
Прием «ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО»
Приемы: Показ иллюстрацииЗачитывание отрывка из художественной книгиПоказ отрывка из фильмаРабота с историческим текстомРассказ-предположение по ключевым словамРяды понятий

Слайд 6 Приём : «ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА»
Цель: формировать умения задавать вопросы с помощью учебного

материала.
Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Пример. Урок истории по теме: «Крещение Руси. Владимир Святославич»
Приём : «ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА» Цель: формировать умения задавать вопросы с помощью учебного материала.Учащимся предлагается таблица вопросов

Слайд 7 Приём «УЧИМСЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ  РАЗНЫХ ТИПОВ» – « РОМАШКА БЛУМА» 
Шесть лепестков

– шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Направлены на установление причинно-следственных связей.
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?». Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.
Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между событиями.
Данные приемы позволяют сохранить активность ученика, делают чтение осмысленным.

Приём «УЧИМСЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ  РАЗНЫХ ТИПОВ» –  « РОМАШКА БЛУМА»  Шесть лепестков – шесть типов

Слайд 8Россия в первой четверти XVIII века
ОБЪЯСНЯЮЩИЕ: Почему Петр 1, а не

Иван был объявлен царем в 1682 г.?

ПРАКТИЧЕСКИЕ: Где используется брандер?

УТОЧНЯЮЩИЕ: Если я правильно поняла, то Петр 1 упразднил патриаршество.

ПРОСТЫЕ: Как формировалась личность Петра 1?

ОЦЕНОЧНЫЕ: что хорошего сделал Петр 1 для российского государства?

ТВОРЧЕСКИЕ: что бы произошло, если бы Петр 1 не стал проводить свои реформы и не выиграл бы в Северной войне?

Россия в первой четверти XVIII векаОБЪЯСНЯЮЩИЕ: Почему Петр 1, а не Иван был объявлен царем в 1682

Слайд 9ПРИЁМ «ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО»
Этапы:
1. Работая с текстом учебника, картой учащиеся по ходу чтения

самостоятельно заполняют таблицу «Плюс-Минус-Интересно»: «плюс»- записывают факты о Финикии, которые показывают достоинства народа, положительную роль государства в древнем мире; «минус» - недостатки финикийцев, отрицательную роль деятельности народа; «интересно» - факты, явления, которые вызвали желание узнать о них подробнее, или просто вопросы, возникшие по ходу чтения.
2.Итогом работы учащихся с использованием  приёма «Плюс-Минус-Интересно» является таблица.
 3. Работа в паре: дополняют, уточняют собранную информацию.
4..Учащиеся делают вывод об особенностях данного государства и народа, о его роли в истории древнего мира. Пояснение вносится в таблицу.
ПРИЁМ «ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО»Этапы:1. Работая с текстом учебника, картой учащиеся по ходу чтения самостоятельно заполняют таблицу «Плюс-Минус-Интересно»: «плюс»- записывают

Слайд 10 Приём «ОЦЕНКА ТЕКСТА»
ЦелЬ: оценить содержание изучаемого параграфа.
Пример: 9 класс «Духовная жизнь

Серебряного века».
Задание: прочитать и изучить текст и ответить на следующие вопросы:
Какие разделы встречаются в тексте?
Какие слова выделены курсивом?
Почему они так выделены?
Какие имена чаще всего встречаются в данном параграфе? Какие из них вам уже известны?
Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?
=== текст как инструмент познания становится более эффективным, так как мы создаём условия  его критичного осмысления.

Приём «ОЦЕНКА ТЕКСТА» ЦелЬ: оценить содержание изучаемого параграфа. Пример: 9 класс «Духовная жизнь Серебряного века».Задание: прочитать и

Слайд 11Приём КЛАСТЕР («ГРОЗДЬ»)

Цель – выделение смысловых единиц текста и графическое их

оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом.

Работа С Учебником Развивается По Такому Плану:
прочесть текст учебника и выделить в нем большие и малые смысловые единицы;
записать названия;
на основе текста учебника вокруг каждой рамки в кружках кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам;
попытаться установить связи между отдельными блоками и соединить их стрелками;
на основе других источников дополнить кластеры новыми «веточками» - сведениями, отсутствующими в учебнике.

Правила: В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.
+ Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием имеет большой потенциал на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации.

Приём КЛАСТЕР («ГРОЗДЬ»)Цель – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде

Слайд 13Составление плана
План – это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков.
ПЛАН

– это «Скелет произведения».
Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для организации умственного труда, для развития навыка четкого формулирования и умения вести другие виды записей.

Общие правила составления плана при работе с текстом.
1) Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.  2) Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента. 3) Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.  4) Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста

Составление планаПлан – это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков. ПЛАН – это «Скелет произведения». Форма записи

Слайд 14Тема: Маркетинг и рынок
План - назывной
1. Нужды людей.
2. Потребности людей

и их удовлетворение производителями товаров.
3. Современный рынок и маркетинг.
План – вопросный.
1. Какие нужды лежат в основе маркетинга?
2. Как связаны между собой  потребность и товар ?
3.Что такое рынок и маркетинг?
Если ребята на экзамене составят такой план, я думаю, они получат за него 2 балла.

1) Смысл понятия «средний класс»;
2) Группы населения, относящиеся к среднему классу;
3) Критерии выделения среднего класса;
4) Социальные функции среднего класса.

Тема:  Маркетинг и рынокПлан - назывной1. Нужды людей.2. Потребности людей и их удовлетворение производителями товаров.3. Современный

Слайд 15 Алгоритм решений ЗАДАНИЙ № 26 ОГЭ по обществознанию (2 балла)
№26
1.

Первое задание требует составить план текста, выделив его основные относительно завершенные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них.
 2. План – это  четкое последовательное представление частей содержания текста в кратких формулировках.
3.  Для выполнения задания необходимо:
внимательно прочесть текст,
уяснить его содержание,
понять тему,
выявить основные идеи текста.
 4. Названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста, выделяйте основную идею каждого фрагмента и кратко  сформулируйте ее.
5. Количество выделенных фрагментов может быть различным.
 6. План может быть простым или сложным.
7. План может быть составлен в назывной форме (нет глаголов).
8. План может быть составлен и в вопросной или тезисной форме.
9.  Максимальный балл за выполнение задания – 2 балла.

Алгоритм решений ЗАДАНИЙ № 26 ОГЭ по обществознанию (2 балла) №26 1. Первое задание требует составить план текста,

Слайд 16Прочитайте текст и выполните задания 26–31
Мы вступаем в век, в котором

образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…
Учитесь любить учиться! (Д.С. Лихачёв)


Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Какой по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXIв.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.
почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.




Прочитайте текст и выполните задания 26–31	Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть

Слайд 17 1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и

озаглавьте каждый из них.

1) роль образования в XXI в.;
2) нравственная ответственность человека науки;
3) молодые годы – время учёбы;
4) уметь найти радость в учёбе.


2 балла



1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.1)

Слайд 18 №2. Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в

XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) роль: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина;
2) качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность.
Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу Формулировках
2 балла

№2. Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два

Слайд 19№3 Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего

возраста? Используя текст, укажите две причины.

1) знания всё растут и усложняются;
2) именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.


Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу и Формулировках
2 балла

№3 Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две

Слайд 20 ПРИЕМ «Синквейн»
Цель: тренировать способность искать и находить самые адекватные, точные и

лаконичные слова, для выражения своей мысли.
Правила написания синквейна:
1. В первой строчке одним словом (обычно существительным) называется тема.
2. Вторая строчка - это описание этой темы двумя прилагательными.
3. Третья строчка - это три глагола (или глагольные формы), называющие самые характерные действия предмета.
4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая личное отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним темы, подчеркивающий ее суть.




Пример:
1. Свобода
2. Гонимая, неистребимая
3. Попирается, сопротивляется, взывает.
4. Пусть везде она побеждает,
5. Осознанная необходимость!

1. Колумб
2.Смелый, настойчивый,
3.Открывал, торговал, обогащал.
4.Воссоединил мир и потряс человечество.
5.Герой.

1.ПРИЕМ
2. Интересный, точный, лаконичный
3.Учит, вызывает, тренирует.
4. Все приемы хороши для работы с текстом.

ПРИЕМ «Синквейн» Цель: тренировать способность искать и находить самые адекватные, точные и лаконичные слова, для выражения

Слайд 21предлагаемые нами приёмы работы с текстом развивают интерес к чтению, формируют

навыки свободного, осознанного анализа текста, способствуют развитию учебно-информационных  умений.
систематическое применение данных приёмов позволяет обучающимся освоить учебный материал на повышенном уровне, что подтверждается  высокими результатами учеников (огэ и егэ по истории и обществознанию и победы на  олимпиадах, конкурсах  различного уровня).

предлагаемые нами приёмы работы с текстом развивают интерес к чтению, формируют навыки свободного, осознанного анализа текста, способствуют

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть