Слайд 1Забайкальский государственный университет
Факультет филологии и массовых коммуникаций
«Портфолио»
Слайд 2Основные понятия:
Собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях,
услугах фирмы или специалиста (обычно художника, архитектора, фотографа, фотомодели и др.)
Портфолио – это сборник завершенных проектов и достижений. Оно показывает профессионализм, стиль работ, опыт соискателя. Само слово произошло от английского “portfolio”, которое переводится как “папка с документами”.
Слайд 3Портфолио как технология
Школьники тоже заводят портфолио. Они складывают в одну папку
грамоты, награды, отчеты о внеклассных мероприятиях, творческие работы, эссе. С помощью него они повышают самодисциплину, им проще поступить в колледж или университет.
Слайд 4Виды портфолио
Существует 3 вида портфолио школьника:
портфолио документов, содержащее материал о достижениях
ребенка в виде сертифицированных документов (аттестат, сертификаты, премии, награды);
портфолио работ, представляющее собой собрание творческих, учебных или проектных работ школьника;
портфолио отзывов, состоящее из характеристик отношения ученика к видам деятельности.
Наиболее информативным и распространенным является комплексное портфолио, включающее все перечисленные виды.
Источник: https://womanadvice.ru/kak-sdelat-portfolio-dlya-shkolnika
Слайд 5Структура портфолио.
На титульном листе для портфолио школьника указывается фамилия и имя
ребенка, его возраст, номер и название школы, класс, добавляется фото.
Далее оформляется раздел («Мой мир» или «Мой портрет»), включающий в себя биографию ученика, информацию о его имени, семье, друзьях, увлечениях, родном городе, школе и т.д. Материал подается в виде коротких эссе и сопровождается фотографиями.
Следующим составляется раздел «Моя учеба», в котором отражается успеваемость ребенка, описываются учителя и любимые школьные предметы, с прилагающимися примерами удачных сочинений, решенных задач.
Слайд 64. В портфолио школьника начальной школы описывается и участие в различных
школьных и внешкольных мероприятиях, конкурсах, спортивных соревнованиях, олимпиадах и интеллектуальных играх с указанием названия, даты проведения, и прикреплением фото. Обязательно прилагаются оригиналы или копии медалей, грамот и дипломов, которыми ребенок был награжден. Этот раздел называется «Мои достижения».
5. Если ребенок увлекается каким-либо творчеством, это можно отразить в разделе «Мои увлечения» или «Мое творчество» с собственными стихами и рассказами, фотографиями поделок, рисунков и т.д.
Можно включить разделы, посвященные посещению выставок, экскурсий, отзывы учителей и тд
Слайд 7Роль
портфолио в образовании
В первую очередь, портфолио – это продукт какой-то
деятельности: учебной, социальной, индивидуально, творческой», – поясняет ведущий научный сотрудник Института развития образования Высшей школы экономики Марина Пинская, участвовавшая в разработке стандарта.
Слайд 8Эксперты говорят, что портфолио может пригодиться при переходе ребенка из детского
сада в школу и особенно – из одной школы в другую. «К примеру, из «портфолио дошкольника» видно, что у ребенка получается лучше, что хуже, на чем нужно сконцентрировать больше внимания педагогу, что требует коррекции. То же самое, если ребенок переходит из одной школы в другую. Его портфолио даст учителям информацию о том, какой уклон образования и какой уровень изучения предмета ему подойдет», – поясняет Марина Пинская.
Слайд 9Из личного педагогического опыта
Портфолио – это память, это семейный архив, реликвия.
Портфолио-это
наблюдение над своей деятельностью и самооценка ребенка. Это путь к продвижению вперед, это стимул саморазвития.
Портфолио-это творческий процесс, развивающий у детей не только креативность, но и стремление пополнять свою копилку достижений.
Слайд 10Подведем итоги
Портфолио - это форма выражения индивидуальности ученика, так как портфолио позволяет
учитывать результаты, достигнутые школьником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Уже в среднем звене (5-9 классы) важно помочь учащимся определить сферу своих интересов, выбор которого будет желанным, где ребенок сможет проявить свои возможности, способности, и это поможет ему в дальнейшем правильно выбрать профессию.
Слайд 11Сбор материалов и оформление портфолио происходит при определённой помощи и поддержке
учителей и родителей, так как у большинства учащихся, к сожалению, нет элементарных навыков самоанализа и систематизации: в среднем звене главное помочь, правильно направить ребенка в создании портфолио под руководством педагога. Работа сопровождается с помощью взрослых: в ходе совместной работы которых устанавливаются отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет ученикам постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность. Ответственность за оформление портфолио ложится на учащихся, родителей, классных руководителей
Слайд 12Ученик:
Самостоятельно формирует портфолио, выбирает те или иные материалы;
самостоятельно оценивать свои результаты;
самостоятельно
вступает в контакт с экспертами-консультантами;
сам представляет себя во всей уникальности своих возможностей, достижений, образовательных и карьерных планов.
Слайд 13Учитель:
является консультантом и помощником, в основе деятельности которого - сотрудничество, направление
поиска, просветительская деятельность, обучение основам ведения портфолио;
является организатором деятельности в данном направлении: организует выставки, презентации портфолио, информирует учащихся о конкурсах и форумах различного рода и уровня;
способствует вовлечению учащихся в различные виды деятельности;
отслеживает индивидуальное развитие ученика;
является ответственным за внедрение в образовательный процесс в рамках своих полномочий и классного коллектива современного метода оценивания портфолио.
Слайд 14Родители:
помогают в заполнении портфолио;
осуществляют контроль за исполнением портфолио.
Принимают участие в жизни
школы
Слайд 15Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки
ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен не только результат, но и сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе.