Слайд 1ОГАПОУ Борисовкий агромеханический техникум
ТЕМА . Характеристика технологических процессов обеспечения работоспособности автомобилей
Для
специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
преподаватель спец.дисциплин Бабич Федор Иванович
2018г.
Слайд 211.1 Понятие о технологическом процессе
Данные по надежности автомобилей, систематизированные в
виде соответствующих рекомендаций (система ТО и ремонта, виды ТО и ремонта, нормативы периодичности ТО и ресурса агрегатов, перечни операций ТО и ремонта и др.) определяют, что необходимо сделать для обеспечения работоспособности автомобилей. Эти технические воздействия можно выполнить различными способами (последовательность, оборудование, персонал и т.д.), т.е. применяя соответствующую технологию, устанавливающую, как при техническом обслуживании и ремонте следует обеспечивать необходимый уровень технического состояния автомобилей.
Слайд 3В общем виде технология (от греч. techne - искусство, мастерство, умение
+ logos - понятие, учение, наука, сфера знаний) представляет собой совокупность знаний о способах и средствах изменения или обеспечения заданных состояния, формы, свойства или положения объекта воздействия.
Применительно к ТЭА цель технологии - обеспечить заданный уровень работоспособности автомобиля или парка наиболее эффективными способами.
Технологический процесс - это определенная совокупность воздействий, оказываемых планомерно и последовательно во времени и пространстве на конкретный объект. В технологических процессах ТО и ремонта определены объекты воздействия (автомобиль, агрегат, система, узел, деталь, соединение или материал), место, содержание, последовательность и результат проводимых воздействий, их трудоемкость, требования к оборудованию, квалификации персонала и условиям труда.
Слайд 4Совокупность технологических процессов представляет собой производственный процесс предприятия. Оптимизация технологических процессов
позволяет применительно к конкретным условиям производства определить наилучшую последовательность выполнения работ, обеспечивая высокую производительность труда, максимальную сохранность деталей, экономически оправданный выбор средств механизации и диагностики.
Завершенная часть технологического процесса одним или несколькими исполнителями на одном рабочем месте называется технологической операцией (чаще - операцией).
Часть операции, характеризуемая неизменностью оборудования или инструмента, называется переходом.
Слайд 5Переходы технологического процесса могут быть расчленены на движения исполнителя. Совокупность этих
движений представляет собой технологический прием.
Для выполнения технологических процессов необходимы технологическое оборудование, оснастка, инструмент.
Технологическое оборудование - это орудия производства ТО и ремонта автомобилей, используемые при выполнении работ от начала до окончания технологического процесса. Оборудование подразделяется на специализированное, изготавливаемое непосредственно для целей технической эксплуатации автомобилей (моечные машины, подъемники, диагностические приборы, смазочно-заправочные устройства и пр.), и общего назначения (металлорежущие и деревообрабатывающие станки, прессы, кран-балки и пр.).
Слайд 6По назначению технологическое оборудование подразделяется на подъемно-осмотровое, подъемно-транспортное, специализированное для ТО
и специализированное для ТР.
Первая группа включает оборудование и устройства, обеспечивающие удобный доступ к агрегатам, механизмам и деталям, расположенным снизу и сбоку автомобиля. Сюда входят осмотровые канавы, эстакады, подъемники, опрокидыватели, гаражные домкраты.
Вторая группа включает оборудование для подъема и перемещения агрегатов, узлов и механизмов автомобиля. Это передвижные краны, электротельферы, кран-балки, грузовые тележки и конвейеры.
Слайд 7Третья группа - это оборудование, предназначенное для выполнения конкретных технологических операций
ТО: уборочно-моечных, крепежных, смазочных, диагностических, регулировочных, заправочных.
Четвертая группа - оборудование, предназначенное для выполнения технологических операций ТР: разборочно-сборочных, слесарно-механических, электротехнических, кузовных, сварочных, медницких, шиномонтажных, вулканизационных и т.д.
Слайд 8Отдельные виды наиболее распространенного оборудования представлены в следующей главе, с видами
работ, для которых это оборудование предназначается.
Технологическая оснастка - орудия и средства производства, добавляемые к технологическому оборудованию для выполнения определенной части технологического процесса
Слайд 911.2 Автомобиль – обьектом труда при ТО и ремонте. Виды автотракторных
предприятий
Слайд 10Автомобиль является сложным объектом труда. При проведении ТО и особенно ТР
требуется выполнять многие виды работ: от уборочно-моечных до сварочных и окрасочных. Некоторые виды работ по технологии и мерам производственной безопасности несовместимы и должны выполняться на разных производственных участках. Для некоторых видов работ требуются узкопрофильные специалисты.
Места технологических воздействий при ТО и ремонте могут быть сбоку, снизу автомобиля, внутри салона и т.д. (рис. 10.1). Это выдвигает требования к расположению исполнителей, последовательности операций, которые необходимо выполнить при минимальном перемещении объекта. Взаимосвязь перечисленных и ряда других факторов характеризует совершенство технологического процесса.
Слайд 11Для поддержания автомобилей в работоспособном состоянии, их хранения, заправки эксплуатационными материалами
существуют предприятия различной функциональной направленности.
Автотранспортные предприятия по своему назначению делятся на грузовые, пассажирские (автобусные и легковые), смешанные и специальные (скорой помощи, муниципального обслуживания и др.). Автомобили могут как принадлежать отдельному юридическому лицу, так и быть собственностью какого-либо ведомства, общества, подразделения государственной структуры регионального или местного уровня.
Слайд 12По форме организации производственной деятельности эти предприятия могут быть подразделены на
следующие группы.
Комплексные АТП осуществляют перевозочный процесс, хранение, обслуживание и ремонт своего подвижного состава. Крупные комплексные предприятия, насчитывающие несколько сотен единиц подвижного состава, называются автокомбинатами. Они могут состоять из головного предприятия и нескольких филиалов, расположенных на других территориях - в районах обслуживания перевозками. Это способствует сокращению нулевых пробегов автомобилей. На головном предприятии для всего подвижного состава выполняют ТО-2, наиболее трудоемкие и сложные виды ТР. В филиалах проводится хранение подвижного состава, техническое обслуживание в объеме ЕО и ТО-1, несложный текущий ремонт.
Слайд 13Специализированные транспортные предприятия ("депо") выполняют только перевозочный процесс, а все виды
ТО и ТР (иногда и хранение подвижного состава) проводят в других предприятиях на контрактной основе. К последней группе, как правило, относятся предприятия с небольшим числом автомобилей, где создание своей производственной базы нерационально, или при определенных формах лизинга.
Автообслуживающие предприятия могут представлять собой базы централизованного технического обслуживания (БЦТО), станции технического обслуживания, ремонтные мастерские, гаражи (стоянки), автозаправочные станции.
Слайд 15БЦТО предназначены для выполнения сложных видов ремонта и обслуживания на договорных
условиях. В объем ремонтных работ может входить замена агрегатов, требующих капитального ремонта, на агрегаты из собственного оборотного фонда. Кроме того, на базах может быть организован ремонт отдельно доставляемых механизмов, узлов, агрегатов автомобилей.
СТО и автосервисы сориентированы в основном на обслуживание автомобилей индивидуальных владельцев, но могут предоставлять услуги для транспорта юридических владельцев. Доля услуг этого вида в последние годы значительно возрастает.
Гаражи (стоянки) являются предприятиями для хранения автомобилей. Наиболее широко они используются для хранения индивидуальных автомобилей. К этому типу предприятий относятся компании и автогостиници (мотели). Последние могут так же выполнять отдельные операции по ТО или ремонту автомобилей.
Слайд 16АЗС является предприятиями по снабжению автомобилей эксплуатационными материалами, преимущественно топливом, а
так же маслами, водой, охлаждающей жидкостью и др. В зависимости от мест расположения АЗС могут иметь в своей структуре мастерские по выполнения мелких типовых работ: замене масла, замене или ремонту шин, регулировке системы зажигания питания и пр.
АЗС могут быть специализированны по роду выдаваемого автомобильного топлива: бензина, дизельного топлива, сжиженного газа и др. АЗС может быть установлена на территории АТП, что характерно для автобусных парков. Это позволяет сократить простои автомобилей при заправке, снизить порожние пробеги, вести достоверный учёт расхода топливно-смазочных материалов.
Слайд 17Авторемонтные предприятия предназначены для проведения капитального ремонта автомобилей в целом или
их агрегатов. В настоящее время объемы заказов на ремонт в целом незначительны. Большее распространение получили специализированные ремонтные предприятия под конкретный агрегат, например двигатель, автоматическую коробку передач, шины.
Производственный процесс ТО и ТР на АТП связан с работой автомобиля на линии. Выполняется он в производственных зонах (цехах, участках), которые могут быть объединены в производственный корпус (рис. 10.2), и в общем виде может быть проиллюстрирован линейным графиком, показанным на рис. 10.3.
Слайд 19Контрольные вопросы
Что такое в общем виде технология?
Какое определение технологического процесса?
Что такое
производственный процесс?
Какие виды технологического оборудования меняются на автотранспортном предприятии?
Как распределяются места технологического воздействия при ТО и ремонте?
Как распределяются автотранспортные предприятия по своему назначению?