Слайд 1Поговорим о сквернословии
(внеклассное мероприятие
для 8-9 классов)
МОУ «С(К)ОШИ№52»
Митькова А.П.
Слайд 2Цель: Дать детям представление об истории возникновения сквернословия и пагубном его
влиянии на духовное и физическое здоровье человека.
Задачи:
формирование культурного слоя для более осознанного использования словарного запаса русского языка;
развитие навыков культуры общения;
воспитание нравственно-этических чувств, уважительного отношения друг к другу;
коррекция зрительного восприятия через просмотр презентации;
коррекция мышления через перенос знания на новые условия.
Слайд 4РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
Знаете ли вы, что согласно результатам анкетирования проведенного
в нашей школе среди учеников 8-9 классов: 36% используют при общении со сверстниками нецензурную лексику, и считают это нормальным поведением.
Слайд 5Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.
Бранные -
нецензурные - матерные слова – это неприличные непристойные, оскорбительные слова.
(Большой толковый
словарь русского языка
под ред. С. Ожегова)
Слайд 7
Административная ответственность подростка
Публичное употребление нецензурной лексики
– это административное правонарушение и это карается в соответствии с УК РФ. Гл.20 ("оскорбление") предполагает штраф в размере от 500 до 1000 рублей или до 15 суток административного ареста. В соответствии со ст.130 УК РФ ("хулиганство") – наказанием может послужить штраф в размере до 200 МРОТ или лишение свободы сроком до 1 года.
Слайд 8«Слово- серебро...»
«Словом оправдаешься...»
«Не торопись языком…»
«Слово не воробей: вылетит…»
«От доброго слова …»
«Кроткое
слово …»
«Ласковое слово, …»
«Слово лечит - …»
«Ласковые слова, …»
«Рана от сабли заживает, …»
Слайд 9История возникновения сквернословия
В языческой древней Руси мат являлся ни
чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы.
Слайд 10
Но все знали, бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.
Материться
в доме нельзя:
бесы будут жить в этом жилище.
Также нельзя было ругаться в лесу:
леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной.
Слайд 11 Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди,
сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких.
Слайд 12 Сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто
ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства.
Слайд 13В наше время мат используется как:
1) Демонстрация принадлежности к `своим`.
2) Оскорбление,
унижение адресата речи.
3) Демонстрация агрессии.
4) Демонстрация отсутствия страха.
5) Демонстрация раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов.
6) Эмоциональная разрядка.
Слайд 14
Сквернословие, как и хамство, оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет
им скрыть собственную уязвимость.
Слайд 16
Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для
здоровья
он способствует снижению интеллекта,
провоцирует преступления, создавая иллюзию
вседозволенности,
обворовывает нас духовно,
унижает и оскорбляет нас, но и впитывая в себя
словесную грязь,
калечит людские судьбы,
приводит к раннему старению и преждевременной
смерти.
Слайд 17человека - энергия
Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и
оно кому-то помогает.
Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.
Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека.
Слайд 18Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды
(а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры.
В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли.
Слайд 19Например, на растения, на которые направляли матерные слова хуже развивались, больше
болели и давали меньший урожай; вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой.
Слайд 20
Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в
себе, укрепить его дух.
Самой большой целебной силой обладают слова: «добро», «вера», «надежда», «любовь», «красота».
Слайд 21 Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу
доброе слово, не забывая при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека – это тоже хорошее доброе слово. Мы часто обращаемся друг к другу как угодно, только не по имени.
( Дети выполняют задание).
Слайд 22Мне кажется, что у нас в классе стало немного теплее. А
если бы такие слова звучали каждый день!
Слайд 23Как избавиться от сквернословия?
Перестать ругаться самому.
Избегать общения с людьми, которые употребляют
нецензурные слова.
Использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний.
Научиться позитивным методам расслабления.
Слайд 25
Дискуссия: « Нужен ли нам мат» (обсуждение фактов, которые касаются сквернословия).
Слайд 26Вывод:
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались
с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас.
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы!
Слайд 28Информационные источники
В.И. Даль «Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка» - словарь
современного написания; М., 2004
Д.Э.Розенталь. Говорите и пишите по-русски. М.,2006
Скворцов Л. И. Стихия слова: О русском мате // Русский декамерон. М., 1993.
Н.И.Формановская «Речевой этикет и культура общения»
Журнал «Воспитание школьников» – 2004/4; 2010/9
Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008.
Лекция о сквернословии – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206