Презентация, доклад по внеурочной деятельности Праздники северных народов как отражение самобытности

Праздники северных народов как отражение самобытностиАвтор: Кунина Анастасия. Место выполнения работы: МБОУ «СОШ№2» г.Тарко-Сале Пуровского района ЯНАО 

Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»г .Тарко-Сале, ЯНАО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»г .Тарко-Сале, ЯНАО

Слайд 2Праздники северных народов как отражение самобытности
Автор: Кунина Анастасия.
Место выполнения работы:

МБОУ «СОШ№2» г.Тарко-Сале Пуровского района ЯНАО
 
Праздники северных народов как отражение самобытностиАвтор: Кунина Анастасия. Место выполнения работы: МБОУ «СОШ№2» г.Тарко-Сале Пуровского района ЯНАО 

Слайд 3 Знаете ли вы праздники коренных народов Севера? Опрошено 25 человек

Знаете ли вы праздники коренных народов Севера? Опрошено 25 человек

Слайд 4
Цель: Изучить своеобразный характер и особенности проведения праздников северных народов.

Цель: Изучить своеобразный характер и особенности проведения праздников северных народов.

Слайд 5Задачи:
Изучить литературу по теме исследования;
Встретиться с информаторами – старожилами края;
Посетить стойбище

с целью участия в празднике «Вороний День»
Методы: опрос, интервьюирование, описание, фотографирование, обобщение.
Объект исследования: праздники
Предмет исследования: ход проведения праздника
Актуальность: знание традиций и обычаев коренных народов Севера даст возможность понять духовный и нравственный мир этих народов. Знание культуры малочисленного народа избавит нас от ненависти, непримиримости, агрессивности, станет залогом толерантности.
Гипотеза: Праздники северных народов, представляют интерес для приезжего населения, подлежат изучению, пробуждают в нас чувство сопричастности и уважения к коренным жителям, малой родине, как части большого Отечества.
Новизна:
Политика Российской Федерации и Правительства ЯНАО обеспокоены снижением численности коренных народов Севера. Сегодня очень важно сохранить культурное наследие народа, его самобытность. Самобытность народов – важнейший ресурс дальнейшего развития страны.

Задачи:Изучить литературу по теме исследования;Встретиться с информаторами – старожилами края;Посетить стойбище с целью участия в празднике «Вороний

Слайд 6 Айваседо Н.П. рассказывает о праздниках ненецкого народа
Информатор - Айваседо

Нелли Питьевна – коренная ненка, знаток народных обычаев и традиций рассказывает Приложение №1
«День рождения человека отмечается всего один раз в жизни после того, как отпадёт пуповина у младенца. Это праздник только для взрослых, и сам именинник до конца своей жизни ни разу не отметит день своего рождения и не будет знать, как проходили его именины.
По случаю рождения ребёнка забивается молодой оленёнок, одариваются подарками пожилые женщины, принимавшие роды. Как правило, это небольшие подарки: плетёная тесьма для кос, кусочки сукна, предметы, используемые в гигиенических целях: кусочки бобровой шкуры, вывернутая, просушенная жирная оленья кишка. Пока женщины отмечают день рождения малыша, его братья и сёстры бегают вокруг, опережая друг друга в поисках следов нового человека на снегу, на песке у реки. Долгожданный или редкий гость на празднике – вестник новостей, приятный собеседник и советчик. По своей инициативе или по просьбе хозяев он может исполнить неизвестные или давно забытые фольклорные произведения. Мужчине дарят оленя, аркан, кисы, нарту.
Айваседо Н.П. рассказывает о праздниках ненецкого народаИнформатор - Айваседо Нелли Питьевна – коренная ненка, знаток

Слайд 7Замечательным ,радостным днем у ненцев является создание новой семьи-свадьба
Этому событию предшествует

своеобразный ритуал: приходит в чум невесты сват и ломает свой посох у входа. Затем он говорит, что послан просить иголку с жилами, это значит, что он пришёл сватать девушку- мастерицу. Далее сообщает о том, чью просьбу он выполняет. После того, как родители девушки готовы к разговору, сват называет предлагаемое количество оленей, пушнины за возмещение приданого невесты, которое должна была иметь девушка, будь она из богатой или бедной семьи. Отец невесты с гордостью говорит о достоинствах своей дочери, о том, какое видное место занимает она в семье. Между тем, сват восхищается деловыми качествами невесты – будущей хозяйки чума, рассказывает о достоинствах жениха.
Как только проводили свата, речь о предстоящей свадьбе вспыхивает в кругу семьи с новой силой: детально обговариваются предметы приданого, предстоящие подарки семьи жениха.
После сватовства невесты, сваты и гости приезжают ещё раз в стойбище невесты.
Женщины наряжают невесту, мужчины ведут разговоры около чума, запрягают оленей в аргиш. После забивают оленя, разделывают тушу, угощают всех гостей парным мясом, пьют чай. После чаепития все мужчины выходят на улицу. Выводят невесту. В руках она держит тучу (сумку), ядко, нож. Далее все гости едут в стойбище жениха, где мужчины так же забивают оленя. Мать невесты и свекровь заводят её в чум и сажают на место, которое она должна занимать всю жизнь – честно и с достоинством, быть любящей женой, верной опорой мужа и семьи, быть хорошей хозяйкой и матерью.
Начинается общая трапеза. По ненецким обычаям, молодожёны ведут себя скромно, мало едят. Гости и друзья, особенно люди старшего поколения, высказывают молодым свои пожелания.
Замечательным ,радостным днем у ненцев является создание новой семьи-свадьбаЭтому событию предшествует своеобразный ритуал: приходит в чум невесты

Слайд 8 В день свадьбы

забивается олень
В день свадьбы забивается олень

Слайд 9Родямова Е.С. знаток и хранитель культуры народа ханты
Родямова Елена Семёновна

- знаток, хранитель культуры народа ханты не только рассказала о традиционных праздниках своего народа, но и пригласила автора принять непосредственное участие в празднике «Вороний день».

Ворона – птица сообразительная, приспособилась жить рядом с человеком. По научной классификации называют её «серой», потому что туловище у неё серое, голова, крылья, хвост – чёрные. Серая ворона в отличие от чёрного ворона предпочитает жить в городах и населённых пунктах. У нас, на Севере, серая ворона – перелётная птица – осенью улетает на юг, правда, недалеко, весной возвращается. Гнёзда ворона обычно строит на деревьях. Птенцы появляются в мае, летать начинают в возрасте пяти недель. Ворон считают вредными за то, что они часто воруют то. Что плохо лежит, нападают на домашних птиц. Но они и пользу приносят, истребляя вредных насекомых и грызунов на полях.
На Севере ворона – первая перелётная птица. Ханты радуются её прилёту и посвящают ей праздник.

Родямова Е.С. знаток и хранитель культуры народа хантыРодямова Елена  Семёновна - знаток, хранитель культуры народа ханты

Слайд 10Гости и хозяева в нарядных ягушках.

Гости и хозяева в нарядных ягушках.

Слайд 11 Сушки «принесла» ворона.
Вороний

день» празднуется всегда 7 апреля, когда по православному календарю отмечают Благовещенье. 7 апреля – седьмой месяц лунного календаря.
В этот день ворона самая умная, хитрая, самая желанная и святая птица. Этот день в старину считался нерабочим. Нельзя было шить, колоть дрова, рубить лес.
В Вороний день люди старались встать пораньше. По традиции на завтрак подавалась стряпня, например, блины, шаньги. Для гостей выставляли на стол какое-то блюдо из рыбы. Для детей по утру на нарты и деревья развешивают свежеиспечённые калачи, сушки, которые имеют форму круга, напоминающие солнце. Дети, проснувшись, собирают их и съедают. Считается, что подарки принесла Ворона. «Вороний праздник» - семейный, должен отмечается с родственниками. При организации этого праздника уделяется внимание семьям. Суть праздника состоит в следующем: кто первым увидит красавицу – ворону, то, по поверьям народа ханты, его ждёт удача в течение всего года: и на охоте, и на рыбалке. А это самое главное для хантыйского народа. В этот день взрослые ходят друг к другу в гости и готовят много еды из мяса. Приносят в жертву оленя.
Сушки «принесла» ворона.Вороний день» празднуется всегда 7 апреля, когда

Слайд 12 Танцы имитируют весеннее поведение

птиц
Танцы имитируют весеннее поведение птиц

Слайд 13

Заключение

Каждый народ, принадлежащий к той или иной этнической группе, не должен ограничивать себя только рамками своей культуры и языка. Чем шире и глубже будут наши знания в области культурного наследия других народов, тем прочнее наша жизненная позиция, тем богаче наш духовный мир, тем гармоничнее личность. Радует то, что традиционные праздники северных народов возрождаются, становятся бытующими в наше время и мы, приезжее население, можем побывать на празднике, полюбоваться яркими нарядными ягушками женщин-тундровичек, посмотреть спортивные состязания, пообщаться с участниками праздника. Сохранятся праздники, значит сохранится уникальная культура коренных народов и, конечно, сам трудолюбивый, мудрый народ - ненцы и ханты. Есть уверенность в том, что северные народы с их уникальной культурой сохранятся, как этнос. Знакомство с ними оставляет глубокий след в душе.
 

Заключение Каждый народ,

Слайд 14

Литература

1.Борко Т.И, Галкин В.Т, «Культура народов Ямала», г. Тюмень, 2002г.стр6-10
2.Даль В.И, «Толковый словарь русского языка», Москва, 2006г.стр.520
3.Мазаев А.И, «Праздник как социально – художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования», М,178
4.Мухачев А.Д, «Кочующие через века», г.Екатеринбург,2010 г, стр. 520
5.Синова И.В, «Народы России», г.Санкт-Петербург,2008 г, стр. 56
6.17Сусой Е, «Из глубины веков», г.Тюмень,1994 г, стр. 171
7.Харючи, «Природа в традиционном мировоззрении ненцев», г. Санкт-Петербург, 2012 г стр. 88-99
8.Информаторы: Айваседо Н.П., Родямова Е.С.
 
 

Литература  1.Борко Т.И, Галкин

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть