Слайд 1Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ
Тема 3
Слайд 2Уровни регулирования ВЭД:
микроэкономический со стороны непосредственных участников деятельности;
макроэкономический со
стороны государственных учреждений и негосударственных общенациональных институтов;
мегаэкономический со стороны международных учреждений.
Слайд 3Субъекты регулирования ВЭД:
государство (федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов
РФ);
негосударственные органы управления экономикой (товарные, фондовые, валютные биржи, торговые палаты, ассоциации, союзы и т.п.), которые действуют на основе уставных документов;
субъекты внешнеэкономической деятельности (предприятия, фирмы, организации);
межгосударственные и межрегиональные органы регулирования внешнеэкономической деятельности
Слайд 4Инструменты регулирования ВЭД на микроуровне
Микроуровень – это особая сфера деятельности национальных
экономических единиц, ориентированная на ВЭС, основанная на международном разделении труда.
Объектами являются товары в материальной форме; услуги; технологии; капитал; рабочая сила.
Субъектами на микроуровне являются: фирмы; международные корпорации; союзы предпринимателей; государственные органы и организации, занимающиеся ВЭД.
Слайд 5Управление ВЭД на уровне предприятия осуществляется посредством применения следующих инструментов:
стратегических,
финансовых,
организационных,
инфраструктурно-логистических,
информационно-маркетинговых,
производственных инструментов.
Слайд 6Макроэкономическое регулирование ВЭД включает:
государственное регулирование;
регулирование со стороны национальных негосударственных учреждений.
Слайд 7Государственное регулирование ВЭД – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего
характера, призванная содействовать развитию ВЭД в интересах национальной экономики.
Слайд 8Принципами государственного регулирования ВЭД являются:
внешнеторговая политика – составная часть внешней политики
РФ;
единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;
единство политики экспортного контроля;
единство таможенной территории РФ;
5) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
равенство участников внешнеторговой деятельности и их не дискриминация;
защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесение ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом
Слайд 9В зависимости от масштабов вмешательства государства в ВЭД различают три вида
политики:
Политика свободной торговли (либерализация)
Политика протекционизма
Умеренная торговая политика
Слайд 10Система органов государственного регулирования ВЭД
Высшие органы государственной власти
Отраслевые органы (министерства, службы,
агенты)
Территориальные (региональные) органы
Слайд 11Система органов негосударственного регулирования ВЭД
Торгово-промышленная палата (ТПП) России (ассоциации, союзы, лиги,
гильдии)
Иностранные представительства и организации
Слайд 12Мегауровень регулирования ВЭД
Межгосударственное регулирование ВЭД – это совокупность добровольно принимаемых
на себя различными странами обязательств и общих правил действия в сфере ВЭД.
Главная задача - разработка условий международного сотрудничества, правовых норм, принципов, на основании которых страны строят свои взаимоотношения во внешнеэкономической сфере.
Объектами выступают различные формы ВЭД.
Субъектами являются национальные государственные органы, международные межправительственные организации.
Слайд 13Международные организации можно разделить на две группы:
универсальные: ООН, ВТО, ОЭСР;
региональные, которые создаются в рамках интеграционных объединений: КЕС, АТЭС и т.д.
Слайд 14Нормативно-правовые акты, регулирующие ВЭД
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Налоговый
кодекс Российской Федерации.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Таможенный кодекс Таможенного союза.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации.
6. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ.
7. О валютном регулировании и валютном контроле. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ.
8. О таможенном регулировании в Российской Федерации. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ.
9. О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров. Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ.
10. О техническом регулировании. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ.
11. Об особых экономических зонах в Российской Федерации. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ.
12. Об экспортном контроле. Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ.
13. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ0.
14. О таможенном тарифе. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1.
15. О международном коммерческом арбитраже. Закон РФ от 07.07.1993 № 5338-I.
16. О координирующей роли МИД. Указ Президента РФ № 375.
17. Об утверждении положения о чрезвычайном и полномочном после. Указ Президента РФ № 1180.
18. О концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации. РФ от 14 октября 2003 г. № 1493-р.
19. Иные акты, касающиеся осуществления ВЭД.
Слайд 15Методы регулирования ВЭД предприятий – это совокупность внутринациональных методов регламентации ВЭД
международные
торговые договоры;
тарифное регулирование внешней торговли;
нетарифные (административные) меры регулирования внешней торговли;
экономические методы государственного стимулирования экспортного производства и развития экспортного потенциала.
Слайд 16Международные торговые договоры
Они определяют общие пути развития экономических отношений между
государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т. д. Наилучшие условия для развития ВЭД обеспечиваются в тех случаях, когда страны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования. При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся сторон пользуются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера.
Слайд 17Тарифное регулирование
основанные на использовании таможенных тарифов, таможенных сборов, налогов (НДС, акцизов
и др.), являются основой экономического регулирования ВЭД.
Слайд 18Нетарифные методы регулирования внешней торговли – совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.
К ним относятся:
паратарифные методы
Слайд 19Экономические методы государственного стимулирования экспортного производства и развития экспортного потенциала
меры контроля
цен;
финансовые меры;
методы количественного контроля;
автоматическое лицензирование;
монополистические меры;
технические барьеры.