Слайд 1СОГБПОУ «Вяземский железнодорожный техникум
Презентация
По дисциплине «Станция и узлы»
тема : «Искусственные
Сооружения»
Выполнил:
Азаров Артём Игоревич
Студент 2ОПиУ-18
Преподаватель:
Иванова Алла Петровна
Слайд 2Содержание
Верхнее строение пути
Конструкции верхнего строения пути
Рельсы
Рельсовые скрепления
Шпалы
Деревянные
Железобетонные
Балластный слой
Противоугоны
Стрелочные переводы
Классификация железнодорожных
путей
Слайд 3Верхнее строение пути:
Верхнее строение пути (далее ВСП) предназначено для восприятия нагрузок
от подвижного состава, передачи их на земляное полотно и искусственные сооружения, а также для направления движения подвижного состава. Конструкция ВСП должна быть прочной, устойчивой, стабильной, износостойкой, экономной, обеспечивать безопасное и плавное движение поездов с установленными скоростями.
Слайд 4Конструкции верхнего строения пути:
Верхнее строение пути является единой комплексной конструкцией, состоящей
из рельсов, скреплений с противоугонами, рельсовых опор (чаще всего в виде шпал), балласта, мостового полотна, стрелочных переводов, башмакосбрасывателей и других специальных устройств.
Слайд 5Рельсы:
Назначение рельсов — создать поверхности с наименьшими сопротивлениями для качения колёс
подвижного состава, непосредственно воспринимать и упруго передавать воздействие силы от колёс на опоры (шпалы, брусья) и направлять в движении колёса подвижного состава. На участках с автоблокировкой рельсовые нити служат проводниками сигнального тока, а на участках с электрической тягой — обратного тягового тока.
Тип современных рельсов обозначают буквой Р и числом, округленно равным массе 1 м рельса. Например, рельс, 1 м которого имеет массу 64,72 кг, обозначается Р65.
Слайд 6Рельсовые скрепления:
Рельсовые скрепления разделяют на стыковые и промежуточные. Стыковые скрепления прочно
соединяют рельсы в непрерывную нить. Места соединения называют рельсовыми стыками. Концы рельсов перекрываются накладками, которые через имеющиеся отверстия стягивают болтами. Под гайки болтов ставят пружинные или тарельчатые шайбы
Стандартные двухголовые четырех-и шестидырные накладки прочны, просты и не подвержены изломам. Болты применяют с круглой головкой и овальным подголовком, чтобы при завертывании гаек болт не проворачивался.
В стыках динамические нагрузки от проходящего подвижного состава достигают наибольшего значения, так как здесь нарушена непрерывность рельсовой нити. Уменьшить динамические нагрузки можно сокращением числа стыков за счет увеличения длины рельсов.
Слайд 8Шпалы:
Шпалы служат опорами для рельсов. Главное назначение шпал — передавать давление
от рельсов на балласт, обеспечивать постоянство ширины колеи и устойчивость рельсового пути. Шпалы бывают деревянные и железобетонные.
Слайд 9Деревянные:
Деревянные шпалы. Их изготовляют из сосны, ели, пихты, лиственницы, кедра и
березы, причем, лучшими являются сосновые шпалы. В путь их укладывают только после пропитки масляными антисептиками. По форме поперечного сечения деревянные шпалы подразделяются на три вида: обрезные, полуобрезные и необрезные на
Слайд 10Железобетонные:
Железобетонные шпалы. С 1956 г. в нашей стране началась массовая укладка
железобетонных шпал. Арматура таких шпал состоит из 44 стальных проволок диаметром 3 мм. Эти проволоки до бетонирования подвергают сильному натяжению. После твердения бетона с проволоками последние освобождают от растягивающих сил, и они, стремясь возвратиться к своей первоначальной длине, сжимают бетон. Создается предварительное напряжение, предохраняющее шпалы от появления трещин во время эксплуатации.
Слайд 11Балластный слой:
Балластный слой(балластная призма) распределяет нагрузки на основную площадку земляного полотна,
оказывает сопротивление боковым и продольным смещениям шпал, смягчает удары подвижного состава, отводит воду от колеи, создает возможность выправки пути.
Материал для балласта должен быть прочным, не дробиться, быть упругим летом и зимой, должен хорошо пропускать воду, не должен пылить, выдуваться ветром, вымываться водой.
В качестве балласта применяют щебень из твердых горных пород, из дробленых валунов и гальки — это лучшие балластные материалы. Размеры щебенок от 25 до 60 мм.
Кроме этих балластов, применяют асбестовый балласт, представляющий собой отходы обогатительных фабрик у месторождений хризотиласбеста.
Реже применяют гравийный, гравийно-песчаный, песчаный балласт, ракушку и металлургические шлаки.
Щебеночный балласт отсыпают не на земляное полотно, а на слой песка, называемый песчаной подушкой, на плиты пенополистирола или на слой из геотекстиля
Слайд 13Противоугоны:
Противоугон служит для предотвращения угона пути, продольного перемещения рельса при движении
подвижного состава.
Слайд 14Стрелочные переводы:
При маневрах, а также приеме, отправлении или проследовании поездов через
станции, разъезды и обгонные пункты необходимо переводить движущийся подвижной состав с одного пути на другой. Делают это с помощью особых путевых устройств, называемых стрелочными переводами, которые позволяют:
Объединить два или три рядом расположенных пути в один (или, наоборот, один путь разветвить на два или на три пути);
Соединить параллельно расположенные и пересекающиеся пути.
Стрелочный перевод) состоит из стрелки, крестовины с контррельсами, соединительных путей между ними и комплекта переводных брусьев.
Слайд 16Классификация железнодорожных путей:
Верхнее строение пути является единой комплексной конструкцией, состоящей из
рельсов, скреплений с противоугонами, рельсовых опор (чаще всего в виде шпал), балласта, мостового полотна, стрелочных переводов, башмакосбрасывателей и других специальных устройств.
Верхнее строение пути (далее ВСП) предназначено для восприятия нагрузок от подвижного состава, передачи их на земляное полотно и искусственные сооружения, а также для направления движения подвижного состава. Конструкция ВСП должна быть прочной, устойчивой, стабильной, износостойкой, экономной, обеспечивать безопасное и плавное движение поездов с установленными скоростями.
Современная система ведения путевого хозяйства основана на классификации пути в зависимости от грузонапряженности и скоростей движения поездов — главных факторов, влияющих на перевозочный процесс и работу пути под поездами.
Железнодорожные пути классифицируются в зависимости от сочетания грузонапряженности и максимальных допускаемых скоростей движения пассажирских и грузовых поездов. По грузонапряженности все пути подразделяются на 5 групп, обозначенных буквами; по допускаемым скоростям — на 7 категорий, обозначенных цифрами. Классы, представляющие собой сочетание групп и категорий путей, обозначены цифрами. Принадлежность пути соответствующему классу, группе и категории обозначаются сочетанием цифр и букв: первая цифра — класс пути, цифра после буквы — категория пути. Например, 1Б2 означает, что путь принадлежит первому классу, входит в группу Б и категорию 2.