Презентация, доклад по теме Влияние информационно-коммуникационных технологий на обучающихся

Информационно-коммуникационные технологии, активно использующиеся в современном обществе, оказывают определенное влияние не только на личностные способности человека, но и на его психологическое состояние, поведение и мировоззрение. Это объясняется тем, что наше мировосприятие

Слайд 1
ГБОУ СОШ № 4
имени А.Н. Кесаева

Влияние
информационно – коммуникационных технологий на

обучающихся.


Педагог-психолог: Самойленко В.Ю.

г. Севастополь
2017г.
ГБОУ СОШ № 4имени А.Н. КесаеваВлияние информационно – коммуникационных технологий на обучающихся.

Слайд 2
Информационно-коммуникационные технологии, активно использующиеся в современном обществе, оказывают

определенное влияние не только на личностные способности человека, но и на его психологическое состояние, поведение и мировоззрение.
Это объясняется тем, что наше мировосприятие в основном обусловлено и ограничено теми средствами, которые мы используем в разных видах своей деятельности. В ходе обучения на основе ИКТ человек с помощью новых средств осваивает новые категории, дающие новые представления о картине мира, что впоследствии будет сказываться в других, не только учебных сферах его деятельности.
Существуют различные ситуации, обусловливающие воздействие ИКТ на психику обучающегося. Это, конечно, непосредственное взаимодействие с той или иной информационной технологией в рамках учебно-познавательной деятельности. Сами педагоги и обучающиеся, взаимодействующие с ИКТ, распространяют их влияние все дальше и дальше. Всем известно широкое распространение компьютерных игр и специальных аттракционов, основанных на технологии виртуальной реальности. Даже те, кто напрямую не соприкасается с компьютерами, тоже являются их косвенными пользователями, например, смотрят анимационные фильмы, пользуются кредитными карточками и т.д.
Информационно-коммуникационные технологии, активно использующиеся в современном обществе, оказывают определенное влияние не только на личностные

Слайд 3
Преимущества использования

ИКТ
в современном образовании
1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
2. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений и задач.
3. ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
4. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
6. Компьютер способствует формированию у обучающихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.

Преимущества использования ИКТ в современном образовании  1.

Слайд 4
Положительное влияние использования ИКТ .
На личность обучающегося:
ИКТ способствует развитию новых

форм учебной деятельности;
ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету; 
ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету; 
ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли; 
ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; 
ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика;
ИКТ способствует возрождению эпистолярного творчества (навыки письменного общения, письменной речи, умение в письменной форме выражать мысли и т.д.).
Для учителя. 
экономию времени на уроке; 
глубину погружения в материал; 
повышение у обучающихся мотивации к обучению;
интегративный подход в обучении; 
возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; 
возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока; 
привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию обучающихся, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
Положительное влияние использования ИКТ .На личность обучающегося: ИКТ способствует развитию новых форм учебной деятельности; ИКТ способствует повышению

Слайд 5
Негативное влияние ИКТ на личность обучающегося.

Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) значительно расширили возможности человека в его интеллектуальном, профессиональном и личностном развитии. Однако перспективы развития личности с помощью ИКТ оказались не очень радужными. Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд следующих факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого.

1. Одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией, что предполагает в учебном процессе уход от живого диалогического общения участников образовательного процесса.

2. Другим существенным недостатком повсеместного использования средств ИКТ во всех формах образования является свертывание социальных контактов, т.е. сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.
Негативное влияние ИКТ на личность обучающегося.    Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) значительно расширили возможности

Слайд 6
3. Парадокс формирования знаний. Знания - это, адекватное отражение в сознании

человека объективной действительности, ориентир его действий с опорой на реальные объекты. В обучении при работе с ИКТ, знание является результатом работы обучающегося не с реальными объектами, а со знаковыми системами, составляющими содержание учебных предметов. Отражение действительности осуществляется через усвоение таких социально-закрепленных систем и в этом преимущество всякого обучения. Его недостаток состоит в том, что знаковые системы закрывают обучающемуся возможности практического отношения к действительности, из-за чего многие обучающиеся не смогут применять знания на практике. Т.е. усвоение знаний необходимо осуществлять в контексте выполнения действий и наоборот - выполнение действий должно проводиться в контексте их теоретической основы, а не с опорой на знаковые системы.

4. Доступность большого объема информации. Обучающиеся зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют мультимедийные материалы, основанные на гипертексте. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения пользователя от изучаемого материала из-за различных несоответствий.  К тому же, большие объемы текста легче и удобнее читать на бумаге, а не экране.

3. Парадокс формирования знаний. Знания - это, адекватное отражение в сознании человека объективной действительности, ориентир его действий

Слайд 7
      
5. Кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен

уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслительными категориями. Когда обучающемуся одновременно демонстрируют несколько типов мультимедийной информации, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими. Так можно пропустить важную информацию. Более того, возможности людей по одновременному использованию органов чувств ограничены, что может негативно сказаться на потенциале мультимедийных материалов.

6. Возможности “обратной связи” с пользователем в учебных средствах ИКТ, как правило, весьма ограничены. Компьютеры в большинстве случаев не могут заменить очного преподавания, а только расширяют его возможности. Как правило, “обратная связь” приложения ограничивается контролем ответов на уровне “правильно/неправильно”, и не поддерживает возможности динамического выбора различных стратегий обучения, не предоставляет дальнейших объяснений по поводу верного или ошибочного ответа. Мультимедийное средство ИКТ не в состоянии определить индивидуальные потребности или трудности учащегося, и поэтому не может отвечать на них подобно преподователю.
 
       5. Кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно

Слайд 8
7. Для обучающихся гораздо эффективнее проведение реальных опытов своими руками, а

не изучение визуальным способом.

8. Использование информации из сети Интернет приводит также к тому, что учащиеся не заинтересованы в создании чего-то нового, а просто используют готовый материал из статей, докладов, рефератов, выложенных в свободном доступе, что приводит к снижению качества образования.

9. Наблюдаются определенные негативные явления в информационной сфере, которые требуют в процессе образования сформировать у школьника механизмы психологической защиты от информационных манипуляций и агрессии массовой культуры, воздействия недостоверной, ложной информации, дезинформации и др.
Одним из проявлений негативного влияния ИКТ на личность школьников является девиантное (отклоняющееся) поведение. Под негативным девиантным поведением в сфере компьютерных технологий понимается осознанное или неосознанное использование ИКТ для совершения тех или иных воздействий, направленных на причинение морального, физического или экономического вреда организациям или частным лицам. К наиболее распространенным проявлениям негативного девиантного поведения в сфере компьютерных технологий относят: интернет-зависимость, игроманию и киберпреступность.


7. Для обучающихся гораздо эффективнее проведение реальных опытов своими руками, а не изучение визуальным способом.8. Использование информации

Слайд 9





Положительные факторы, при работе за компьютером:
•          возможность проявить творческие способности
•         

повышение заинтересованности учащихся
•          повышение качества образования
•          возможность снять эмоциональное напряжение
•          индивидуализация обучения

Факторы вредного воздействия, при работе за компьютером:
•          усталость глаз
•          нагрузка на кистевые суставы
•          зависимость от интернета
•          неподвижность в течении долгого времени
Положительные факторы, при работе за компьютером:•          возможность проявить творческие способности•          повышение заинтересованности учащихся•          повышение качества образования•         

Слайд 10
Рекомендации педагогам: применение на практике здоровьесберегающих технологий.
1) Соблюдение адекватных условий обучения

(отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность использования методик обучения и воспитания, адекватность использования информационных технологий).
2) Соблюдение организации учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями к работе с компьютером).
3) Соблюдение учебной и физической нагрузки в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.
4) Соответствие нормированного времени использования компьютера.
5) Соблюдение Санитарных правил и норм в процессе обучения.
6) Включение в уроки здоровьесберегающих технологий (проведение физминуток, зарядка для глаз и т.д.)

Несмотря на необходимость использования средств ИКТ не следует преувеличивать важность и возможность компьютеров. Нельзя забывать о том, что передача информации не является гарантией передачи знаний и культуры. Необходимо помнить о том, что  информационно-коммуникационные технологии - это всего лишь эффективные вспомогательные средства в образовательном процессе. 




Рекомендации педагогам: применение на практике здоровьесберегающих технологий.1) Соблюдение адекватных условий обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность использования

Слайд 11




Литература:
Карнаухов Д.А. Психология сети Интернет. Томск, 2004.  
Мельникова Е.С. ИКТ и

вред здоровью учащихся // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/12/6205 (дата обращения: 20.11.2016).
Литература:Карнаухов Д.А. Психология сети Интернет. Томск, 2004.  Мельникова Е.С. ИКТ и вред здоровью учащихся // Психология, социология

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть