Презентация, доклад по теме самообразования Ситуативность как основной компонет развития коммуникативной компетенции

Ситуация - это совокупность обстоятельств реальной социальной действительности, фона, на котором разворачиваются какие-то события, причем эти обстоятельства должны служить стимулом к действию и поступкам. Поэтому, для вовлечения в процесс обучения и развития речи учащихся

Слайд 1Ситуативность как основной компонент развития коммуникативной компетенции
Шакирова Ф.Г.

Ситуативность как основной компонент развития коммуникативной компетенции Шакирова Ф.Г.

Слайд 2 Ситуация - это совокупность обстоятельств реальной социальной действительности, фона, на

котором разворачиваются какие-то события, причем эти обстоятельства должны служить стимулом к действию и поступкам.

Поэтому, для вовлечения в процесс обучения и развития речи учащихся на своих уроках я часто использую ситуативную организацию обучения. Это в свою очередь предполагает большие возможности для создания естественной коммуникации учащихся.

Ситуация - это совокупность обстоятельств реальной социальной действительности, фона, на котором разворачиваются какие-то события, причем эти

Слайд 3Какие виды ситуаций различают?
В методике преподавания иностранных языков различают

2 вида ситуаций : реальные (естественные), воображаемые (учебные).

Реальные ситуации
Характерным признаком реальной ситуации является появление в окружающей учебной обстановке чего-то нового, не свойственного повседневному положению вещей.
Число реальных ситуаций в учебном процессе обычно весьма ограничено, и их , как правило, нельзя заранее запланировать. Следовательно, ориентация на обучение учащихся при помощи только реальных ситуаций привела бы к тому , что учитель лишится возможности использовать их в какой-либо целенаправленной и организованной методической системе.
Но это вовсе не означает, что реальные ситуации не могут найти своего места в учебном процессе. Наоборот, их целесообразно использовать эпизодически, т.е. тогда, когда они «укладываются» в рамки заранее запланированного учебного материала.
Какие виды ситуаций различают?  В методике преподавания иностранных языков различают 2 вида ситуаций : реальные (естественные),

Слайд 4 Реальные ситуации. Пример.
На уроке изучается тема

«Спорт». Как раз, в этот период в школе проводятся спортивные состязания. Один из учащихся класса (спортсмен) выступил на этих состязаниях, но не совсем удачно.
Эта ситуация может стать основой для создания реальной речевой ситуации. Причины неудачного выступления ( болезнь, плохая подготовка, необъективное судейство ) служат хорошим поводом для беседы на иностранном языке. Учащийся с удовольствием вовлекается в диалог, ведь данное событие для него «не безразлично».
Воображаемые ситуации
В своей практике чаще всего я использую учебные (воображаемые) ситуации. Основным признаком таких ситуаций является наличие речевого стимула, который должен вызвать соответствующую речевую реакцию, т.е. необходимость в речевом общении.


Реальные ситуации. Пример.  На уроке изучается тема  «Спорт». Как раз, в этот период

Слайд 5Какие могут быть речевые стимулы?
Они могут быть самые разнообразные. В

своей работе чаще всего я использую речевые стимулы вербального (словесного) характера. Например : «Пригласите наших друзей посетить Россию и подскажите маршрут путешествия».
Однако следует учесть, что не каждая ситуация содержит речевой стимул. Например, звонит телефон. Вы снимаете трубку, но абонента не слышите. Эта ситуация не вызовет речевого поступка. В лучшем случае учащийся произнесёт одно слово «алло» или «не слышу» и повесит трубку. Подобные ситуации можно назвать ситуациями действия, а не речевыми.
Также овладение невербальными средствами иноязычного общения на уроках бесспорно приближает учащегося к полноценному диалогу на иностранном языке, ведь человек не может общаться, оставаясь неподвижным, не жестикулируя и не меняя выражения лица.
К невербальным средствам (к неречевым ) относятся жесты, мимика , позы, движения тела, кашель, вдох, выдох и т.д.)
Они подразделяются на вокальные (голосовые ), мимические и пантомические сигналы(элементы). Эти сигналы также несут в речевом акте определённую смысловую и эмоциональную информацию.

Какие могут быть речевые стимулы? Они могут быть самые разнообразные. В своей работе чаще всего я использую

Слайд 6Эффективные формы организации речевой практики на уроках.
Речевая ситуация наиболее эффективно может

быть представлена и в видеосюжете.
Этот вид работы я часто применяю на уроках. Видеосюжеты не только позволяют сообщать лингвострановедческие знания, но и наглядно демонстрируют образцы динамического поведения носителей языка в жизненной ситуации, общения с учётом речевых и неречевых компонентов коммуникации. Просмотр видеосюжета создаёт также условия функционирования речи, порождающей информацию в коммуникативных целях. Следовательно, использование видео на уроках может служить ориентировочной основой для формирования навыков и умений использования невербальных средств иноязычного общения в коммуникативных целях.
Ролевая игра - одна из эффективных форм организации речевой практики на уроках.
Этот вид работы, применяемые мною на уроках, не только активизирует деятельность учащихся на уроке, но и способствует закреплению языкового материала. Учащиеся , наделённые какой – либо ролью, подражают во всём носителям языка, в том числе и в жестикуляции.
Конечно, создание учебных ситуаций – задача нелёгкая. Ведь она должна стимулировать учащихся к свободному говорению, включать в себя такой речевой стимул, который бы вызвал у школьников внутренние побуждения к речевой реакции, выраженные в виде просьбы, согласия, догадки, извинения, поздравления, объяснения, благодарности и т.д. Правильно созданная ситуация ставит учащихся в условия, при которых их речь становится такой же естественной, как и в процессе реального общения между людьми.
Эффективные формы организации речевой практики на уроках.Речевая ситуация наиболее эффективно может быть представлена и в видеосюжете.

Слайд 7
Систематическое и целенаправленное использование

ситуативных упражнений в дальнейшей работе позволит мне :

Привить моим учащимся умения и навыки вести условно – неподготовленную беседу на иностранном языке;
Дать учащимся возможность постоянно ощущать и видеть результаты их учебного труда, осознать практически смысл приобретённых ими речевых иноязычных умений и навыков;
Организовать процесс обучения таким образом, чтобы характер учебной деятельности учащихся не ограничивал их инициативу и самостоятельность , а наоборот, представлял бы им широкий простор для творческой активности, для развития способностей.
Систематическое и целенаправленное использование  ситуативных  упражнений в дальнейшей работе

Слайд 8Спасибо за внимание
Шакирова Ф.Г.

Спасибо за вниманиеШакирова Ф.Г.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть