Презентация, доклад по теме Психологическая компетентность педагога

Содержание

Введение. 1. Теоретико-методологические основы исследования компетентности и компетенции.1.1 Модель психологической компетентности педагога. 2. Психологическая компетентность современного педагога2.1 Психологические требования к личности педагога3. Психологическая компетентность как фактор профессиональной успешности учителя.3.1. Психологическая компетентность как условие персонализации учителя в

Слайд 1
Презентация
по теме
«Психологическая компетентность педагога»


Преподаватель специальных дисциплин
по специальности
«Документационное обеспечение управления

и
архивовведения»

Сологубовой Светланы Алексеевны









г.о. Орехово-Зуево







Презентацияпо теме«Психологическая компетентность педагога»Преподаватель специальных дисциплин по специальности «Документационное обеспечение управления и архивовведения»Сологубовой Светланы Алексеевныг.о. Орехово-Зуево

Слайд 2Введение.
1. Теоретико-методологические основы исследования компетентности и компетенции.
1.1 Модель психологической компетентности

педагога.

2. Психологическая компетентность современного педагога
2.1 Психологические требования к личности педагога

3. Психологическая компетентность как фактор профессиональной успешности учителя.
3.1. Психологическая компетентность как условие персонализации учителя в профессиональной деятельности.

4. Заключение

Содержание

Введение. 1. Теоретико-методологические основы исследования компетентности и компетенции.1.1 Модель психологической компетентности педагога. 2. Психологическая компетентность современного педагога2.1

Слайд 3Введение
Для нашего времени характерны процессы изменения всех сфер жизнедеятельности человека. Особенно

динамичны эти преобразования в тех областях человеческой практики, которые непосредственно связаны с взаимодействием людей. В первую очередь, это актуально для сферы образования, где приоритетным становится развитие личностных особенностей человека, позволяющих ему жить в меняющемся мире и преобразовывать себя в нем. Индивидуальные особенности педагога, необходимые для успешного обучения и дальнейшей профессиональной деятельности, предполагают наличие определенных знаний, способностей, навыков, профессионально важных качеств. Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю.
Объект исследования - психологическая компетентность педагога.
Цели работы заключаются в следующем:
- дать характеристику психологической компетентности учителя;
- выделить основные особенности и факторы процесса построения психолого-педагогических рекомендаций.
Исходя из целей работы, были поставлены и решались такие задачи:
Задачи:
- проанализировать основные теоретические подходы к пониманию проблемы психологической компетентности учителя;
- дать определение и характеристику психолого-педагогической рекомендации;
- выделить основные виды психолого-педагогических рекомендаций;
ВведениеДля нашего времени характерны процессы изменения всех сфер жизнедеятельности человека. Особенно динамичны эти преобразования в тех областях

Слайд 4Актуальность исследования:
К любой профессиональной деятельности человека в настоящее время предъявляется

все больше требований. В последние годы особую актуальность приобрел так называемый компетентностный подход. В рамках данного подхода принято выявлять разного рода компетенции, то есть требования к знаниям и умениям профессионала. Особого рода требования предъявляются к так называемым коммуникативным профессиям. К этого рода профессиям относится, в первую очередь труд педагога. От «качества» его коммуникативного поведения подчас зависит не только качество трансляции знаний, но и особенности формирования развивающегося человека, его отношение к жизни и к самому себе, из чего, в конечном итоге, складывается судьба. В этой связи психологическая компетентность является важнейшей составляющей его общей профессиональной компетентности.
Проблема психологической компетентности - одна из сложнейших проблем, с которой сталкивается каждый человек в своей повседневной трудовой деятельности. Адекватность этой оценки, критерии этой адекватности в настоящее время, являются важнейшей проблемой, которая напрямую связана с эффективностью профессиональной деятельности любого человека.
С психологической точки зрения, данная проблема также является весьма актуальной, в связи с тем, что только профессионально компетентная личность - это личность способная к саморазвитию, к наиболее полной самореализации; это личность, наполненная важнейшими жизненными смыслами и ценностями, связанными с профессиональным самосовершенствованием.

Актуальность исследования: К любой профессиональной деятельности человека в настоящее время предъявляется все больше требований. В последние годы

Слайд 51. Теоретико-методологические основы исследования компетентности и компетенции.
Изучением компетентности в разное время

занимались многие научные школы, внесшие свой вклад в понимание данного явления. По свидетельству Е.Н. Богданова и В.Г. Зазыкина в литературе представлено более 30 видов компетентности. Анализируя данные подходы, можно заметить, что их авторы проводят разграничение между понятиями «компетентность» и «компетенция». При этом существуют множество трактовок термина «компетентность», которые во многом совпадают, в то время как при определении понятия «компетенция» единое толкование отсутствует. Отметим здесь общий большой вклад в разработку проблем компетентности в целом, именно отечественных исследователей Н.В. Кузьминой, Л.А. Петровской, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Л.П. Алексеевой, Н.С. Шаблыгиной и др.
1. Теоретико-методологические основы исследования компетентности и компетенции.Изучением компетентности в разное время занимались многие научные школы, внесшие свой

Слайд 6Существенно подчеркнуть, что в России в 1990 году вышла книга Н.В.

Кузьминой «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения», где на материале педагогической деятельности компетентность рассматривается как «свойство личности». Профессионально-педагогическая компетентность, по Н.В. Кузьминой, включает пять элементов или видов компетентности
1. «Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины.
2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся.
3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.
4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся.
5. Аутопсихологическая компетентность в области достоинство и недостатков собственной деятельности и личности»
Существенно подчеркнуть, что в России в 1990 году вышла книга Н.В. Кузьминой «Профессионализм личности преподавателя и мастера

Слайд 71.1 Модель психологической компетентности педагога.
В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии

со стандартами образования четко определена сущность психолого-педагогической компетентности педагога, которая включает в себя:
1. Осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;
2. Осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
3. Осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.
1.1 Модель психологической компетентности педагога.В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования четко определена сущность

Слайд 8Из вышесказанного следует, что в модели психологической компетентности можно выделить следующие

блоки (структурные элементы):
блок психологических знаний,
блок "Я-концепции",
блок активности,
блок саморегуляции,
блок профессионального самосознания.
Из вышесказанного следует, что в модели психологической компетентности можно выделить следующие блоки (структурные элементы): блок психологических знаний,

Слайд 92. Психологическая компетентность современного педагога.
Каким же образом психологические факторы проецируются на

компетенции? Нетрудно себе представить, какими психологическими свойствами должен обладать педагог.
Во-первых, определенной мотивацией. Ему должно нравиться работать с людьми, помогать им, получать от них за это благодарность.
Во-вторых, в некоторых он должен обладать определенным словарным запасом. А это уже свойство интеллекта.
В-третьих, он должен обладать дружелюбием, избегать конфликтов, стремиться найти взаимопонимание с людьми.
В контексте компетентностного подхода психологическая компетентность учителя провозглашена как необходимое условие его профессионализма. Значимость изучения психологической компетентности учителя усиливается в современном мире.
2. Психологическая компетентность современного педагога.Каким же образом психологические факторы проецируются на компетенции? Нетрудно себе представить, какими психологическими

Слайд 10Мотивацию, интеллект и личностные качества можно измерить с помощью психологического тестирования

и полученные результаты перевести на «язык компетенций».
Понятно, что на самом деле психологические тесты оценивают не комплекс поведенческих проявлений, данных в описании компетенции, а дают вероятностный прогноз проявления такого поведения в производственной ситуации.
Психология личности учителя проявляется не только в его позиции по отношению к детям, но и в организации собственной педагогической деятельности. Часто незнание собственных психологических особенностей приводит к тому, что учитель начинает копировать опыт своих коллег, которые имеют свои индивидуальные психологические особенности.
Профессионализм педагога предполагает знание возрастных особенностей учащихся, закономерностей их поведения, методов эффективного взаимодействия и т.д.

Мотивацию, интеллект и личностные качества можно измерить с помощью психологического тестирования и полученные результаты перевести на «язык

Слайд 112.1 Психологические требования к личности педагога
К личности педагога предъявляется ряд самых

серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным педагогом, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Как главные, так и второстепенные требования относятся к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог.
2.1 Психологические требования к личности педагогаК личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить

Слайд 12Главные требования, предъявляемые к педагогу

Главные требования, предъявляемые к педагогу

Слайд 133. Психологическая компетентность как фактор профессиональной успешности учителя.
При столкновении человека с

миром возникает психологическая ситуация, где воспринимаемые элементы предстают двойственно в их объективных и сверхчувственных характеристиках. В случае, когда психологическая ситуация соответствует уровню компетентности человека, он реализует устойчивые, привычные способы профессионального поведения и деятельности и остается убежденным в собственной самоэффективности. Вместе с тем, сталкиваясь с психологическими ситуациями проблемного характера, по отношению к которым нет известных, знаемых способов действия, человек вынужден пересматривать свои возможности, выходя за пределы заданного и определяя направление и характер развития собственной компетентности. Как показывают результаты исследований зарубежных психологов относительно вопроса доказательства компетентности, человек согласен предпринимать любые действия для поддержания идеи самоэффективности. Представление о собственной компетентности сопряжено с признанием своей значимости, цельности, сохранности. Выступая элементом психологической системы, личность постоянно апробирует свою компетентность. Здесь возможны два направления - творческое саморазвитие, либо выбор компенсаторных, замещающих действий, что истинная проверка уровня компетентности в принципе невозможна.
3. Психологическая компетентность как фактор профессиональной успешности учителя.При столкновении человека с миром возникает психологическая ситуация, где воспринимаемые

Слайд 143.1. Психологическая компетентность как условие персонализации педагога в профессиональной деятельности.
Существует педагогическая

диагностика – процесс распознавания различных педагогических явлений и определения их состояния в определенный момент на основе использования необходимых для этого параметров. Показатели и параметры психологической компетентности также можно измерить с помощью методик диагностики деятельности учителя. Основными объектами педагогической диагностики следует назвать:
1.педагогическую деятельность учителя;
2.активность как показатель профессионализма учителя;
3.мотивационные побуждения учителя;
4.деформации личности учителя в процессе педагогической деятельности;
5.социально-психологическую компетентность учителя;
6.коммуникативную компетентность педагога;
7.природные предпосылки педагогической профессии и др.
3.1. Психологическая компетентность как условие персонализации педагога в профессиональной деятельности.Существует педагогическая диагностика – процесс распознавания различных педагогических

Слайд 15Существуют такие методики как
«Психологическая компетентность педагога» и «Профессиональные установки учителя», которые

помогут педагогу увидеть психологические причины профессиональных затруднений прежде, чем они станут очевидны для учеников и коллег, и принять решение – меняться самому, менять работу или оставить все как есть. В профессиональных установках педагога отражается понимание им своей деятельности, а также оценка роли своего предмета в формировании личности ребенка. Существуют связи и влияние профессиональных установок учителя на его психологическую компетентность. Например, учитель-гуманист проявляет достаточную степень психологической компетентности, тогда как учитель с авторитарным стилем поведения психологически некомпетентен. Самодиагностика педагога – это только начало работы учителя над собой. Продолжением может быть участие учителя в тренингах профессионального и личностного роста.

Существуют такие методики как«Психологическая компетентность педагога» и «Профессиональные установки учителя», которые помогут педагогу увидеть психологические причины профессиональных

Слайд 17Заключение.
Таким образом, в развитии психологической компетентности главная роль отведена самосовершенствованию, профессиональному

и личностному самосознанию, выделению своих профессиональных позиций. Основной критерий сформированности психолого-педагогической компетентности - умение учителя самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика.
Заключение.Таким образом, в развитии психологической компетентности главная роль отведена самосовершенствованию, профессиональному и личностному самосознанию, выделению своих профессиональных

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть