Слайд 1
Презентация
по теме
«Психологическая компетентность педагога»
Преподаватель специальных дисциплин
по специальности
«Документационное обеспечение управления
и
архивовведения»
Сологубовой Светланы Алексеевны
г.о. Орехово-Зуево
Слайд 2Введение.
1. Теоретико-методологические основы исследования компетентности и компетенции.
1.1 Модель психологической компетентности
педагога.
2. Психологическая компетентность современного педагога
2.1 Психологические требования к личности педагога
3. Психологическая компетентность как фактор профессиональной успешности учителя.
3.1. Психологическая компетентность как условие персонализации учителя в профессиональной деятельности.
4. Заключение
Содержание
Слайд 3Введение
Для нашего времени характерны процессы изменения всех сфер жизнедеятельности человека. Особенно
динамичны эти преобразования в тех областях человеческой практики, которые непосредственно связаны с взаимодействием людей. В первую очередь, это актуально для сферы образования, где приоритетным становится развитие личностных особенностей человека, позволяющих ему жить в меняющемся мире и преобразовывать себя в нем. Индивидуальные особенности педагога, необходимые для успешного обучения и дальнейшей профессиональной деятельности, предполагают наличие определенных знаний, способностей, навыков, профессионально важных качеств. Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю.
Объект исследования - психологическая компетентность педагога.
Цели работы заключаются в следующем:
- дать характеристику психологической компетентности учителя;
- выделить основные особенности и факторы процесса построения психолого-педагогических рекомендаций.
Исходя из целей работы, были поставлены и решались такие задачи:
Задачи:
- проанализировать основные теоретические подходы к пониманию проблемы психологической компетентности учителя;
- дать определение и характеристику психолого-педагогической рекомендации;
- выделить основные виды психолого-педагогических рекомендаций;
Слайд 4Актуальность исследования:
К любой профессиональной деятельности человека в настоящее время предъявляется
все больше требований. В последние годы особую актуальность приобрел так называемый компетентностный подход. В рамках данного подхода принято выявлять разного рода компетенции, то есть требования к знаниям и умениям профессионала. Особого рода требования предъявляются к так называемым коммуникативным профессиям. К этого рода профессиям относится, в первую очередь труд педагога. От «качества» его коммуникативного поведения подчас зависит не только качество трансляции знаний, но и особенности формирования развивающегося человека, его отношение к жизни и к самому себе, из чего, в конечном итоге, складывается судьба. В этой связи психологическая компетентность является важнейшей составляющей его общей профессиональной компетентности.
Проблема психологической компетентности - одна из сложнейших проблем, с которой сталкивается каждый человек в своей повседневной трудовой деятельности. Адекватность этой оценки, критерии этой адекватности в настоящее время, являются важнейшей проблемой, которая напрямую связана с эффективностью профессиональной деятельности любого человека.
С психологической точки зрения, данная проблема также является весьма актуальной, в связи с тем, что только профессионально компетентная личность - это личность способная к саморазвитию, к наиболее полной самореализации; это личность, наполненная важнейшими жизненными смыслами и ценностями, связанными с профессиональным самосовершенствованием.
Слайд 51. Теоретико-методологические основы исследования компетентности и компетенции.
Изучением компетентности в разное время
занимались многие научные школы, внесшие свой вклад в понимание данного явления. По свидетельству Е.Н. Богданова и В.Г. Зазыкина в литературе представлено более 30 видов компетентности. Анализируя данные подходы, можно заметить, что их авторы проводят разграничение между понятиями «компетентность» и «компетенция». При этом существуют множество трактовок термина «компетентность», которые во многом совпадают, в то время как при определении понятия «компетенция» единое толкование отсутствует. Отметим здесь общий большой вклад в разработку проблем компетентности в целом, именно отечественных исследователей Н.В. Кузьминой, Л.А. Петровской, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Л.П. Алексеевой, Н.С. Шаблыгиной и др.
Слайд 6Существенно подчеркнуть, что в России в 1990 году вышла книга Н.В.
Кузьминой «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения», где на материале педагогической деятельности компетентность рассматривается как «свойство личности». Профессионально-педагогическая компетентность, по Н.В. Кузьминой, включает пять элементов или видов компетентности
1. «Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины.
2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся.
3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.
4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся.
5. Аутопсихологическая компетентность в области достоинство и недостатков собственной деятельности и личности»
Слайд 71.1 Модель психологической компетентности педагога.
В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии
со стандартами образования четко определена сущность психолого-педагогической компетентности педагога, которая включает в себя:
1. Осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;
2. Осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
3. Осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.
Слайд 8Из вышесказанного следует, что в модели психологической компетентности можно выделить следующие
блоки (структурные элементы):
блок психологических знаний,
блок "Я-концепции",
блок активности,
блок саморегуляции,
блок профессионального самосознания.
Слайд 92. Психологическая компетентность современного педагога.
Каким же образом психологические факторы проецируются на
компетенции? Нетрудно себе представить, какими психологическими свойствами должен обладать педагог.
Во-первых, определенной мотивацией. Ему должно нравиться работать с людьми, помогать им, получать от них за это благодарность.
Во-вторых, в некоторых он должен обладать определенным словарным запасом. А это уже свойство интеллекта.
В-третьих, он должен обладать дружелюбием, избегать конфликтов, стремиться найти взаимопонимание с людьми.
В контексте компетентностного подхода психологическая компетентность учителя провозглашена как необходимое условие его профессионализма. Значимость изучения психологической компетентности учителя усиливается в современном мире.
Слайд 10Мотивацию, интеллект и личностные качества можно измерить с помощью психологического тестирования
и полученные результаты перевести на «язык компетенций».
Понятно, что на самом деле психологические тесты оценивают не комплекс поведенческих проявлений, данных в описании компетенции, а дают вероятностный прогноз проявления такого поведения в производственной ситуации.
Психология личности учителя проявляется не только в его позиции по отношению к детям, но и в организации собственной педагогической деятельности. Часто незнание собственных психологических особенностей приводит к тому, что учитель начинает копировать опыт своих коллег, которые имеют свои индивидуальные психологические особенности.
Профессионализм педагога предполагает знание возрастных особенностей учащихся, закономерностей их поведения, методов эффективного взаимодействия и т.д.
Слайд 112.1 Психологические требования к личности педагога
К личности педагога предъявляется ряд самых
серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным педагогом, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Как главные, так и второстепенные требования относятся к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог.
Слайд 12Главные требования, предъявляемые к педагогу
Слайд 133. Психологическая компетентность как фактор профессиональной успешности учителя.
При столкновении человека с
миром возникает психологическая ситуация, где воспринимаемые элементы предстают двойственно в их объективных и сверхчувственных характеристиках. В случае, когда психологическая ситуация соответствует уровню компетентности человека, он реализует устойчивые, привычные способы профессионального поведения и деятельности и остается убежденным в собственной самоэффективности. Вместе с тем, сталкиваясь с психологическими ситуациями проблемного характера, по отношению к которым нет известных, знаемых способов действия, человек вынужден пересматривать свои возможности, выходя за пределы заданного и определяя направление и характер развития собственной компетентности. Как показывают результаты исследований зарубежных психологов относительно вопроса доказательства компетентности, человек согласен предпринимать любые действия для поддержания идеи самоэффективности. Представление о собственной компетентности сопряжено с признанием своей значимости, цельности, сохранности. Выступая элементом психологической системы, личность постоянно апробирует свою компетентность. Здесь возможны два направления - творческое саморазвитие, либо выбор компенсаторных, замещающих действий, что истинная проверка уровня компетентности в принципе невозможна.
Слайд 143.1. Психологическая компетентность как условие персонализации педагога в профессиональной деятельности.
Существует педагогическая
диагностика – процесс распознавания различных педагогических явлений и определения их состояния в определенный момент на основе использования необходимых для этого параметров. Показатели и параметры психологической компетентности также можно измерить с помощью методик диагностики деятельности учителя. Основными объектами педагогической диагностики следует назвать:
1.педагогическую деятельность учителя;
2.активность как показатель профессионализма учителя;
3.мотивационные побуждения учителя;
4.деформации личности учителя в процессе педагогической деятельности;
5.социально-психологическую компетентность учителя;
6.коммуникативную компетентность педагога;
7.природные предпосылки педагогической профессии и др.
Слайд 15Существуют такие методики как
«Психологическая компетентность педагога» и «Профессиональные установки учителя», которые
помогут педагогу увидеть психологические причины профессиональных затруднений прежде, чем они станут очевидны для учеников и коллег, и принять решение – меняться самому, менять работу или оставить все как есть. В профессиональных установках педагога отражается понимание им своей деятельности, а также оценка роли своего предмета в формировании личности ребенка. Существуют связи и влияние профессиональных установок учителя на его психологическую компетентность. Например, учитель-гуманист проявляет достаточную степень психологической компетентности, тогда как учитель с авторитарным стилем поведения психологически некомпетентен. Самодиагностика педагога – это только начало работы учителя над собой. Продолжением может быть участие учителя в тренингах профессионального и личностного роста.
Слайд 17Заключение.
Таким образом, в развитии психологической компетентности главная роль отведена самосовершенствованию, профессиональному
и личностному самосознанию, выделению своих профессиональных позиций. Основной критерий сформированности психолого-педагогической компетентности - умение учителя самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика.