Слайд 1Педагогический проект
«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста, в условиях реализации
ФГОС»
Учитель начальных классов
МБОУ «Бобровская СОШ»
Бегашева Ирина Юрьевна
Слайд 2Актуальность:
Требования ФГОС
Развитие разносторонней личности
Противоречие между целенаправленным развитием творческих способностей у детей
младшего возраста и бессистемности организационно-методического обеспечения
Недостаточное научное обоснование и научно - методическое сопровождение
Слайд 3Проблема:
рост потребности общества в развитии творческих способностей личности и недостаточной возможности
удовлетворения только в условиях образовательного учреждения
недостаточном применении методов, приемов и форм в рамках образовательной программы.
Слайд 4Новизна:
выявлены педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во всех видах
деятельности, на всех уроках, а также во внеурочное время и в воспитательной работе.
отобраны, систематизированы и апробированы методические рекомендации по развитию творческих способностей обучающихся
разработан комплекс упражнений и заданий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся и апробирован на уроках и внеурочной деятельности
Слайд 5Цель проекта: развитие творческих способностей детей через все виды деятельности обучающихся.
Задачи:
изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме;
провести диагностику развития творческих способностей;
определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников как в урочной, так и во внеурочной деятельности;
проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, творческих конкурсов, внеклассных мероприятий, позволяющих учащимся проявить свои способности.
разработать, систематизировать и апробировать комплекс упражнений и заданий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся
Слайд 6Участники проекта:
Обучающиеся
Родители обучающихся
Педагоги работающие в классе
Социум (ДК, Школьная и сельская
библиотеки, ДШИ, ЦДТ)
Слайд 8Формы работы:
Индивидуально-групповые занятия по предметам.
Проведение внеклассных мероприятий с родителями.
Применение современных
образовательных технологий в процессе обучения школьников: метод проектов.
Применение информационно – коммуникационных технологий в процессе обучения.
Участие школьников в районных мероприятиях, в районных и областных конкурсах творческих конкурсах обучающихся по разным направлениям.
Участие в предметных олимпиадах школьников.
Организация классных выставок творческих работ обучающихся.
Участие в детских праздниках.
Проведение классных часов, индивидуальных бесед с обучающимися и их родителями.
Выпуск классных газет, участие в издательстве общешкольной газеты «Росток», оформление классного уголка.
Слайд 10Ресурсы выполнения проекта:
Кадровые: педагог-организатор, школьный библиотекарь, заведующий школьным музеем.
Материальные: канцелярские принадлежности
для творческих работ, АРМ, костюмы для выступления на внеклассных мероприятиях.
Финансовые: средства для приобретения необходимых принадлежностей для урочных занятий и внеклассных мероприятий
Информационные: выход в сеть Интернет, учебники, словари и справочники для поиска необходимой информации.
Слайд 12Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия
интерес к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к
новым способам исследования;
адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Слайд 13Планируемые результаты:
Коммуникативные универсальные учебные действия
допускать существование различных точек зрения и различных
вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению
Познавательные универсальные учебные действия
осуществлять поиск нужной информации для выполнения задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
анализировать объекты, выделять главное;
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
Слайд 14Используемые группы заданий:
классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
устанавливать причинно-следственные связи;
видеть
взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
рассматривать систему в развитии;
делать предположения прогностического характера;
выделять противоположные признаки объекта;
выявлять и формировать противоречия;
разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
представлять пространственные объекты.
Слайд 15Методы работы:
анализ методической литературы,
диагностика обучающихся на всех этапах,
наблюдение за деятельностью обучающихся
на всех этапах,
разработка заданий и приёмов на разных этапах во всех видах деятельности,
заключительная диагностика обучающихся.
Слайд 16Практическая значимость проекта:
использование приёмов и заданий, разработанных для использования на
разных уроках по разным предметам в рамках рабочей программы
Слайд 17Входная диагностика:
Методика «Закорючка»
Цель: выявить уровень развития творческих способностей обучающихся на первом
этапе проекта, через творческое задание
Задание: ребёнку предлагается последовательно десять рисунков-закорючек. Задача ребёнка, каждую закорючку дорисовывать так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ.
Результат:
у 7% обучающихся развиты творческие способности
у 78% не развиты
22% обучающихся имеют потенциал к развитию творческих способностей
Слайд 18Работа на втором этапе проекта:
ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий
и упражнений,
реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе,
вовлечение обучающихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи обучающихся,
дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочное время;
экскурсии, наблюдения;
творческие мастерские.
Слайд 19Текущая диагностика на втором этапе (май, 2018 г):
Методика Роршаха «Чернильные пятна».
Цель:
выявить уровень развития творческих способностей обучающихся на втором этапе проекта, через творческое задание для сравнения, анализа и оценки деятельности.
Задание: обучающиеся заранее делают сами, либо им раздаётся лист бумаги с пятном от чернил. Аналогично предыдущему заданию школьники размышляют, кто изображён на листе.
Результат:
у 7% обучающихся развиты творческие способности
у 72% не развиты
28% обучающихся имеют потенциал к развитию творческих способностей
Слайд 20Работа на третьем этапе проекта:
ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий
и упражнений,
реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе,
вовлечение обучающихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи обучающихся,
дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочное время;
экскурсии, наблюдения;
творческие мастерские.
Слайд 21Текущая диагностика на третьем этапе (май, 2019 г)
Методика оценки сочинённой ребёнком
сказки (О. М. Дьяченко и Е. Л. Пороцкой)
Цель: выявить уровень развития творческих способностей обучающихся на втором этапе проекта, через творческое задание для сравнения, анализа и оценки деятельности.
Задание: обучающемуся предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности
Результат:
у 10 % обучающихся развиты творческие способности
у 54 % не развиты
36 % обучающихся имеют потенциал к развитию творческих способностей
Слайд 23Дальнейшие перспективы развития:
Участие обучающихся в научно-исследовательской деятельности
Развитие учебно-познавательного интереса обучающихся
Высокая мотивация
деятельности обучающихся
Высокое качество обучения
Обобщение опыта работы с педагогическим сообществом на ШМО, РМО, педагогических советах школы