Презентация, доклад по теме : Омар Хайям

Содержание

Омар Хайям (1048 -1123) Омар Хайям – поэт и учёныйИдейно-философские особенности творчества Омара ХайямаРубаи Хайяма

Слайд 1Омар Хайям
(1048 -1123)

Омар Хайям (1048 -1123)

Слайд 2Омар Хайям
(1048 -1123)
Омар Хайям – поэт и учёный
Идейно-философские особенности

творчества Омара Хайяма
Рубаи Хайяма


Омар Хайям (1048 -1123) Омар Хайям – поэт и учёныйИдейно-философские особенности творчества Омара ХайямаРубаи Хайяма

Слайд 3Маленькая книжечка живет на его родине, в соседних странах, во всем

мире, переходит из рук в руки, из дома в дом, из страны в страну, из века в век, будоражит мысли, заставляет людей размышлять и спорить о мире, о жизни, о счастье, срывает маску благочестия со святош-ханжей. Хайям страстно желал переустройства мира и делал для этого все, что в его силах: открывал законы природы, устремлял взгляд на звезды, вникал в тайны мироздания и помогал людям освободиться от духовного рабства.

Однако в творчестве Омара Хайяма немало сложных и противоречивых проблем.


Маленькая книжечка живет на его родине, в соседних странах, во всем мире, переходит из рук в руки,

Слайд 4Детство и годы учебы
Место рождения - город Нишапур.
В Нишапуре прошли

детские и юношеские годы Омара Хайяма. О его семье сведений не сохранилось. Прозвище - Хайям, что означает, "палаточный мастер", позволяет высказать предположение, что его отец принадлежал к ремесленным кругам. Во всяком случае, семья располагала достаточными средствами, чтобы предоставить сыну возможность многолетней серьезной учебы.

Омар Хайям учился сначала в Нишапурском медресе, имевшем в это время славу аристократического учебного заведения, затем продолжал образование в Балхе и Самарканде.

Детство и годы учебыМесто рождения - город Нишапур. В Нишапуре прошли детские и юношеские годы Омара Хайяма.

Слайд 5Он овладел широким кругом точных и естественных наук: математикой, геометрией, физикой,

астрономией; специально изучал философию, корановедение, историю, правоведение и весь комплекс филологических дисциплин, был начитан в родной поэзии, знал в совершенстве арабский язык и арабскую литературу, владел основами стихосложения. Омар Хайям был искусен в астрологии и врачевании, профессионально изучал теорию музыки.
У Омара была феноменальная память и необычайно широкая научная эрудиция.Он великолепно на память знал весь Коран. Вот рассказ его друга Бейхаки: "Однажды в Исфахане он внимательно прочел одну книгу семь раз подряд и запомнил ее наизусть, а возвратившись в Нишапур он продиктовал ее, и, когда сравнили это с подлинником, между ними не нашли большой разницы".


Детство и годы учебы


Он овладел широким кругом точных и естественных наук: математикой, геометрией, физикой, астрономией; специально изучал философию, корановедение, историю,

Слайд 6 Научные достижения Омара Хайяма
Главным направлением его научных занятий становится математика. Уже

в двадцать пять лет он делает свои первые научные открытия. Математический труд "Трактат о доказательствах проблем алгебры и ал-мукабалы"приносит Омару Хайяму славу выдающегося ученого.
В конце 1077 года он завершил геометрический труд "Трактат об истолковании трудных положений Евклида".

Хайям дал полную классификацию основных видов уравнений - линейных, квадратных, кубических (всего двадцать пять видов) и разработал теорию решения кубических уравнений. Именно Омару Хайяму принадлежит заслуга первой постановки вопроса о связях геометрии с алгеброй.

Еще один математический труд Хайяма - "Трудности арифметики"был посвящен методу извлечения корней любой степени из целых чисел; в основе этого метода Хайяма лежала формула, получившая впоследствии название бинома Ньютона.


Научные достижения Омара ХайямаГлавным направлением его научных занятий становится математика. Уже в двадцать пять лет

Слайд 7Научные достижени Омара Хайяма
К 1080 году относится первый философский трактат Омара

Хайяма - "Трактат о бытии и долженствовании".
В последние годы своей жизни он пишет физический трактат "Об искусстве определения количества золота и серебра в сплавах из них".

Научные достижени Омара ХайямаК 1080 году относится первый философский трактат Омара Хайяма -

Слайд 8Творчество Хайяма - это одно из удивительных явлений в истории культуры

народов Средней Азии и Ирана и, пожалуй, всего человечества.
Если его труды принесли огромную пользу в развитии наук, то замечательные четверостишия до сих пор покоряют читателей своей предельной емкостью, лаконичностью, простотой изобразительных средств, гибким ритмом.
О поэзии Омара Хайяма исследователи судят по-разному. Некоторые считают, что поэтическое творчество было для него просто забавой, которой он предавался в свободное от основных научных занятий время. И все же рубаи Хайяма, не зная ни временных, ни национальных границ, пережили века и династии, дошли до наших дней.
Творчество Хайяма - это одно из удивительных явлений в истории культуры народов Средней Азии и Ирана и,

Слайд 9Ученый, который в области математики, астрономии и физики сумел уйти намного

вперед своего времени, отставал в понимании законов развития человеческого общества. В результате этого поэт, встретивший в жизни много трудностей, о которые одна за другой разбивались его благородные мечты, переживший немало трагических моментов, в ряде своих рубаи уступает место фатализму, говорит о непредотвратимости судьбы, порой впадает в пессимизм.
Скептическое отношение к жизни на земле, отрицание этой жизни, отшельничество было широко распространено на средневековом Востоке.

Ученый, который в области математики, астрономии и физики сумел уйти намного вперед своего времени, отставал в понимании

Слайд 10Однако, даже в тех четверостишиях Хайяма, в которых на первый взгляд

очень сильны пессимистические мотивы, мы в подтексте видим горячую любовь к реальной жизни и страстный протест против ее несовершенства.
Творчество Хайяма - еще одно доказательство того, что в средние века, в период инквизиции, всеобщего гнета духовное развитие человеческого общества не останавливалось и не могло остановиться.
Научное и литературное наследие Омара Хайяма служило и служит Человеку, являясь яркой страницей в культуре народов мира.

Однако, даже в тех четверостишиях Хайяма, в которых на первый взгляд очень сильны пессимистические мотивы, мы в

Слайд 11Жизнь Хайяма при дворе
Летописцы XI века отмечают, что султана Малик-шаха Исфахан

окружил Омара Хайяма почетом и даже "сажал его рядом с собой на трон". Легенда говорит, что Низам ал-Мулк предложил Хайяму управлять Нишапуром. Хайям ответил, что не умеет управлять людьми. И тогда Низам ал-Мулк назначил Хайяму годовое жалование в 10000 золотых динаров (это гигантская сумма), дабы он беспрепятственно мог заниматься наукой.
Султан поставил перед Омаром Хайямом задачу - разработать новый календарь.Через пять лет Омар Хайям в марте 1079 года представил новый календарь, отличавшийся высокой степенью точности. Предложенный им календарь, был на семь секунд точнее ныне действующего календаря.
Омар Хайям практиковался при царском дворе и как астролог. Слава Омара Хайяма, как астролога - прорицателя, была очень велика. Однако его современник, поэт Низами Арузи Самарканди писал: "Хотя я был свидетелем предсказаний Доказательства Истины Омара, однако в нем самом я не видел никакой веры в предсказания по звездам".


Жизнь Хайяма при двореЛетописцы XI века отмечают, что султана Малик-шаха Исфахан окружил Омара Хайяма почетом и даже

Слайд 12Последние годы жизни
Умирает покровитель Хайяма Малик-шах. Его положение при дворе пошатнулось.

Он также выполнял обязанности астролога и врача. Хрестоматийным стал рассказ об эпизоде, связанном с полным крушением придворной карьеры Омара в 1097 году. Болел ветряной оспой младший сын Малик-шаха Санджар, и лечивший его Омар Хайям имел неосторожность высказать сомнение в жизнеспособности одиннадцатилетнего мальчика. Слова, сказанные визиру, были подслушаны слугой и доведены до ушей больного наследника. Санджар, ставший впоследствии султаном, на всю жизнь затаил неприязнь к Омару Хайяму.

Омар Хайям навсегда оставляет двор и возвращается в Нишапур.



Последние годы жизниУмирает покровитель Хайяма Малик-шах. Его положение при дворе пошатнулось. Он также выполнял обязанности астролога и

Слайд 14Последний период жизни Омара Хайяма был чрезвычайно труден, сопряжен с лишениями

и тоской, порожденной духовным одиночеством.
Омар Хайам писал:
Трясу надежды ветвь, но где желанный плод? Как смертный нить судьбы в кромешной тьме найдет? Тесна мне бытия печальная темница,- О, если б дверь найти, что к вечности ведет.
Год смерти Омара Хайяма неизвестен. Самой вероятной датой его кончины принято считать 1123 год.
Как сообщает Бейхаки, в последние часы своей жизни Хайям читал "Книгу исцеления" Ибн Сины. Он дошел до раздела "О единстве и всеобщности" философского сочинения, вложил на это место зубочистку, встал, помолился и умер.


Последние годы жизни



Последний период жизни Омара Хайяма был чрезвычайно труден, сопряжен с лишениями и тоской, порожденной духовным одиночеством.

Слайд 16Низами Арузи, друг Хайяма, рассказал что во время трапезы в 1113г

Омар Хайям сказал: «Могила моя будет расположена на таком месте, где каждую весну ветерок будет осыпать меня цветами».
Когда в году 1136 Арузи приехал в Нишапур, прошло уже четыре года с тех пор как умер Омар Хайям. Он пошел поклониться могиле своего учителя. В глубине сада ему показали могилу Хайяма. Грушевые и абрикосовые деревья свешивались из сада и, распростерши над могилой цветущие ветви, всю могилу его скрывали под цветами. На всей поверхности земли я не увидел бы для него более подходящего места.


Низами Арузи, друг Хайяма, рассказал что во время трапезы в 1113г Омар Хайям сказал:   «Могила

Слайд 172.Идейно-философские особенности творчества О.Хайяма
К славе Хайяма, как выдающегося математика и астронома

прибавилась в эти нишапурские годы крамольная слава вольнодумца и вероотступника. Философские взгляды Хайяма вызывали злобное раздражение ревнителей ислама. Хайям признавал существование бога, но утверждал, что все явления определяются не волей Божьей, а законами природы. Взгляды Хайяма, заметно расходились с официальной мусульманской религией. Из-за этого он в
немолодые годы совершает тяжелое паломничество в Мекку.
Научно-философское наследие Омара Хайяма невелико. В отличие от своего предшественника, Авиценны, Хайям не дал целостной, разработанной им философской системы. Трактаты Хайяма затрагивают лишь отдельные, правда из числа важнейших, вопросы философии. Некоторые из сочинений были написаны, как и упомянутый выше первый философский трактат, в ответ на просьбу отдельных духовных или светских лиц.
2.Идейно-философские особенности творчества О.ХайямаК славе Хайяма, как выдающегося математика и астронома прибавилась в эти нишапурские годы крамольная

Слайд 18Прежде всего необходимо подчеркнуть, что Хайям в своих строках очень высоко

ценит человека:
Цель творца и вершина творения - мы.
Мудрость, разум, источник прозрения - мы.
Этот круг мироздания перстню подобен,-
В нем граненый алмаз, без сомнения - мы.
Не сближает ли это Хайяма с деятелями Эпохи Возрождения? Великие гуманисты, деятели Ренессанса считали, что "человек - мера всех вещей", он - "венец вселенной", и боролись за возвращение человеку утраченного достоинства.
Прежде всего необходимо подчеркнуть, что Хайям в своих строках очень высоко ценит человека:

Слайд 193.Рубаи Хайяма

Омар Хайям писал исключительно рубаи. Как высказался Эдвард Фитцджеральд: "Старик

Хайям звенит, как настоящий металл«

Когда создавал Омар Хайям свои четверостишия? Очевидно, в течение всей жизни, до глубокой старости. и современниками, как поэт, Омар Хайям не признавался. Едва ли, сам Хайям придавал своим рубаи серьезное значение, скорее всего они возникали мимоходом.

Четыре строчки источают яд, Когда живет в них злая эпиграмма, Но раны сердца лечит "Рубайат" - Четверостишья старого Хайяма.
Писал С. Маршак про рубаи Хайяма

Ибн Ал-Кифти пишет о его рубайях , как о стихах "жалящих как змея".


3.Рубаи ХайямаОмар Хайям писал исключительно рубаи. Как высказался Эдвард Фитцджеральд:

Слайд 20Рубаи Хайяма
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни

для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
«Вино пить – грех?! Подумай, не спеши!
Сам против жизни явно не греши. В ад посылать из-за вина и женщин? Тогда в раю, наверно, ни души.

Благодаря таким рубаи Омар Хайям
снискал славу вольнодумца.

Иллюстрация к рубаи


Рубаи ХайямаЧтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,	Два важных правила запомни для начала:	Ты лучше голодай, чем что

Слайд 21Я в мечеть не за праведным словом пришёл, Не стремясь приобщиться к

основам пришёл, В прошлый раз утащил я молитвенный коврик, Он истёрся до дыр – я за новым пришёл.

Я в мечеть не за праведным словом пришёл, Не стремясь приобщиться к основам пришёл, В прошлый раз

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть