Слайд 1
Методы, приемы обучения
и критерии оценивания
детей с ОВЗ
Учитель технологии
Третьякова О.В.
Слайд 2
Каждый ребёнок особенный-
Все дети равные!
При подборе содержания занятий для учащихся
с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала.
Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей для учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.
Слайд 3 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Термин «метод» происходит от греческого слова «metodos», что
означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату
Существует несколько методов, различающихся в зависимости от критерия, который положен в основу.
Методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся.
В ней выделяются следующие методы:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
частично поисковый;
проблемное изложение;
исследовательский.
Слайд 4Методы по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности:
методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя;
методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
Слайд 5
Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ,
считаются:
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный,
частично поисковый,
коммуникативный,
информационно-коммуникационный;
методы контроля,
самоконтроля и взаимоконтроля.
Активные методы обучения - игровые методы:
дидактические игры,
игры соревновательного характера.
Слайд 6
Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ:
музыкотерапия,
кинезиология,
рефлексотерапия и точечный массаж (широко используется в практике дефектологов и логопедов),
куклотерапия,
сказкотерапия,
песочная терапия
глинотерапия (чаще всего используют педагоги – психологи),
фитотерапия и ароматерапия (пользуется широким спросом у специалистов медицинского профиля).
Безусловно данные методы могут быть полезны в работе других профильных специалистов.
Слайд 7В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального
состояния;
рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).
Слайд 8ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения».
Приемы
обучения – конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения.
Приемы обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обуславливаются целью применения. Реальная деятельность обучения состоит из отдельных приемов.
Слайд 9
Кроме методов, в качестве средства активизации учебной деятельности могут выступать формы
организации обучения. Говоря о различных формах обучения, имеются в виду «специальные конструкции процесса обучения», характер взаимодействия учителя с классом и характер подачи учебного материала в определенный промежуток времени, который обусловлен содержанием обучения, методами и видами деятельности учащихся.
Формой организации совместной деятельности учителя и учащихся является урок. В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.
Слайд 10Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ можно использовать следующие активные приёмы
обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
Слайд 113. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия,
развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
4. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
5. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
Слайд 126.Использование презентаций-офтальмотренажёров, отдельной презентации и фрагментов презентации по ходу урока.
На слайдах
можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.
Слайд 13КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Стараться в оценке деятельности ученика не употреблять выражений «Нет!», «Неправильно!»,
«Ты не справился!», чтобы не подавлять самостоятельность мышления, не убить желание учиться, думать, рассуждать, принимать решение.
Способы оценки достижений и знаний учащихся:
использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
ежедневно оценивать с целью выведения четвертной отметки;
оценивать работу учащегося, который плохо справляется с тестовымизаданиями, на уроке;
акцентировать внимание на хороших оценках;
разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;
проводить оценку переделанных работ;
использовать систему оценок достижений учащихся.
Слайд 14В организации учебного процесса необходимо:
использовать вербальные поощрения;
свести к минимуму наказания за
невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;
предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться,когда этого требуют обстоятельства;
разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;
игнорировать незначительные поведенческие нарушения;
разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения,которое является непреднамеренным;
осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 15 Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи
со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе.
Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе.
В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде.