Слайд 1ЛИЧНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Познай самого себя, и ты познаешь весь
мир.
Сократ
Слайд 2Индивид — категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. В этом понятии
выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид.
Слайд 3Личность — это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным
управлять своим поведением и психическим развитием. Индивидом рождаются, а личностью становятся
(А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн)
Слайд 5Индивидуальность — категория, подчеркивающая уникальность, неповторимость и самостоятельность каждой психики (личности, индивида,
человека).
Слайд 6Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая
полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида)
Все психические процессы осуществляются в какой-нибудь личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. Любой из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож.
Слайд 7МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Слайд 8Основные характеристики личности:
1. Активность
Под активностью понимается способность человека производить общественно
значимые преобразования окружающего, проявляющаяся в общении, совместной деятельности, творчестве и саморазвитии.
Стремление выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности.
Слайд 9Основные характеристики личности:
2. Устойчивость — это относительное постоянство личностных свойств,
обусловливающих типичные для человека способы поведения и эмоционального реагирования.
Слайд 10Основные характеристики личности:
3. Целостность. Заключается в теснейшей взаимосвязи психических процессов
и свойств, образующих единую структуру личности.
Слайд 11Основные характеристики личности:
Вспомним, что наиболее качественной особенностью человеческой психики выступает
наличие сознания, являющегося в своем отношении вершиной психического отражения.
4. Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (то есть своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).
Слайд 12КРИТЕРИИ САМОСОЗНАНИЯ:
выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от
среды (физической среды, социальной среды);
осознание своей активности - «Я, управляю собой»;
осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);
моральная оценка себя, наличие рефлексии - осознание своего внутреннего опыта.
Слайд 13ТАКИМ ОБРАЗОМ, САМОСОЗНАНИЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).
Слайд 15Наличие Я-образа – системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом,
себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.
Слайд 16Самооценка – это то, как человек относится к самому себе. Это
осознание своего внутреннего я, обладающего силой, основательностью, стабильностью и завершенностью.
Слайд 17Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности.
Уровень притязаний — это желаемый уровень
самооценки личности (уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой).
В случае успеха шкала притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно снижается.
Слайд 18Развитие личности
Развитие личности представляет собой активный процесс усвоения ребенком социальных норм
и соответствующих им способов поведения.
Он требует от него огромных усилий, направленных на овладение собственной биологической сущностью, на преодоление непосредственных естественных желаний и возможностей (вести себя как хочу и как могу) и подчинение их социальной необходимости (как надо).
Слайд 19Условия развития личности
Личность человека формируется под воздействием ряда факторов.
Основными среди
них считаются следующие три: наследственность, среда и воспитание.
Слайд 20нормальная (без патологических отклонений) биологическая природа (индивидная организация) ребенка;
наличие социальной среды,
то есть конкретных людей - носителей и трансляторов социальных норм;
активная деятельность ребенка, направленная на усвоение социальных норм и способов поведения.
Слайд 21Закономерности развития личности человека
1. Что заставляет ребенка развиваться и где находится
источник развития?
Психологические исследования показывают, что ребенок изначально обладает свойством развиваться. Источником развития являются его потребности, необходимость удовлетворения которых стимулирует развитие соответствующих психологических возможностей и средств: способностей, черт характера, волевых качеств и т.д. Развитие психологических возможностей, в свою очередь, приводит к появлению новых потребностей и мотивов и т.д. Эти циклы развития непрерывно следуют друг за другом, поднимая ребенка на все более высокие ступени личностного развития.
Слайд 222. Развитие личности человека носит не плавный, а скачкообразный характер.
Относительно продолжительные
(до нескольких лет) периоды достаточно спокойного и равномерного развития сменяются довольно короткими (до нескольких месяцев) периодами резких и значительных личностных изменений.
На протяжении личностного развития выделяют несколько возрастных кризисов. Наиболее ярко они протекают в следующие сроки: 1 год, 3 года, 6-7 лет и 11-14 лет.
Слайд 233. Развитие личности человека осуществляется этапно и последовательно.
Каждый возрастной период закономерно
вытекает из предшествующего и создает предпосылки и условия для последующего. Каждый из них является абсолютно необходимым и обязательным для полноценного развития личности человека, поскольку предоставляет особо благоприятные условия для становления определенных психических функций и личностных свойств. Такая особенность возрастных периодов называется сензитивностью.
Слайд 244. Важное свойство развития заключается в его необратимости.
Это исключает всякую
возможность еще раз повторить какой-то возрастной период.
Каждый период жизни по-своему уникален и неповторим. Сформированные личностные подструктуры и качества или невозможно, или почти невозможно изменить, равно как и нельзя полностью компенсировать то, что не было своевременно сформировано.
Слайд 25Эрик Эриксон (1902 – 1994) был психологом в сфере психологии развития
и
психоаналитиком.
Известен, прежде всего, своей теорией стадий
психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности.
Слайд 26Стадии развития личности по Э.Эриксону
Слайд 28РЕЗУЛЬТАТЫ
О завышенной самооценке можно говорить, если сумма баллов от 26
и выше.
Все, что попадает в диапазон 15-25 - норма, адекватная самооценка.
Все, что ниже 15, говорит о самоуничижении.