Презентация, доклад по технологии ТРИЗ

Содержание

Л. Н. Толстой«Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями

Слайд 1Педагогический совет : «Технология ТРИЗ- как средство, обеспечивающее развитие учащихся, их самореализацию,

повышение качества учебно-воспитательного процесса»

Учителя начальных классов
МБОУ «Каменоломненская средняя школа»
Дюкаревой Н.А.
Литвиненко А.Н.

Педагогический совет : «Технология ТРИЗ- как средство, обеспечивающее развитие учащихся, их самореализацию, повышение качества учебно-воспитательного процесса»Учителя начальных

Слайд 2

Л. Н. Толстой

«Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»


Слайд 3«Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо

факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности».


А.И.Гин

«Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем

Слайд 4«Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»

«Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»

Слайд 5ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач, признанным автором которой является


Г.С. Альтшуллер.
В чем именно состоит суть ТРИЗ? Коротко можно сказать, что это особенный парадоксальный способ мышления.
 

ТРИЗ

ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач, признанным автором которой является Г.С. Альтшуллер. В чем именно состоит

Слайд 6Развитие интереса к предметам;
Овладение новым способом решения задач;
формирование и развитие способностей

учащихся, необходимых для выполнения творческой деятельности.


Цели:

Развитие интереса к предметам;Овладение новым способом решения задач;формирование и развитие способностей учащихся, необходимых для выполнения творческой деятельности.Цели:

Слайд 7 теория решения изобретательских задач, разработана
в СССР в

1946 году
Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами.

ТРИЗ

теория решения изобретательских задач, разработана  в СССР в 1946 году  Генрихом Сауловичем Альтшуллером

Слайд 8стиль мышления, направленный на самостоятельную генерацию знаний;
умение видеть, ставить и

решать проблемные задачи в своей области деятельности;
умение выделять закономерности;
воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач.
А это значит, что данная технология отвечает задачам, поставленными ФГОС.

ТРИЗ формирует:

стиль мышления, направленный на самостоятельную генерацию знаний; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области

Слайд 10Создайте «паспорт» для обобщения по любой теме

Создайте «паспорт»  для обобщения по любой теме

Слайд 11Модель “Создай паспорт”

для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных

и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).
Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания

Слайд 12Произведение А.П. Чехова«Белолобый»:

Имя – волчиха
Автор (создатель) – А.П. Чехова
Прописка – рассказ

для детей А.П. Чехова«Белолобый»
Где живет – в лесу
Чем занимается – оберегает волчат, охотится
Особые приметы –хорошая заботливая мать, умная, добрая, больная, старая, потеряла чутьё, мнительная, пыталась добыть пищу своим малышам
отношение к ней автора- сочувствие, жалость, сопереживание.
Произведение А.П. Чехова«Белолобый»:Имя – волчихаАвтор (создатель) – А.П. ЧеховаПрописка – рассказ для детей А.П. Чехова«Белолобый»Где живет –

Слайд 13 
Им – Иван
Автор (создатель) – П. П. Ершов
Прописка – русская сказка «Конек-Горбунок»
Где живет – в град-столице
Кем служит –

конюхом у царя
Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек Горбунок)

П. П. Ершова «Конек-Горбунок»:

 Им – ИванАвтор (создатель) – П. П. ЕршовПрописка – русская сказка «Конек-Горбунок»Где живет – в град-столицеКем служит – конюхом у царяОсобые приметы – смелый, хитрый,

Слайд 14 Объяснять внутреннее строение тел и их свойства можно так:

«Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах».


«Метод маленьких человечков».

Объяснять внутреннее строение тел и их свойства можно так: «Тела, окружающие нас состоят из человечков,

Слайд 15«Системный лифт» для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого

более крупного объекта (окружающий мир, русский язык).
«Системный лифт» для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта (окружающий мир, русский

Слайд 17 При знакомстве с Солнечной системой (3 класс) пригодится системный

лифт. На примере лифта можно актуализировать необходимые знания и перейти к изучению нового материала:
«Класс →первый этаж → школа → улица
Школьная → село Каменоломня→ Сакский район→ Республика Крым→ Российская Федерация → материк Евразия → Северное полушарие → планета Земля → Солнечная система».

Системный лифт

При знакомстве с Солнечной системой (3 класс) пригодится системный лифт. На примере лифта можно актуализировать

Слайд 21Кошка
Система. Кошка
Подсистема. Лапки, ушки, нос, пушистый хвост, туловище.
Надсистема. Домашние животные.
Прошлое надсистемы.

Дикие животные.
Прошлое подсистемы. Маленькие, слабенькие, лапки, ушки, хвостик.
Будущее надсистемы. Дикие животные, развиваются, стареют, умирают, приручаются, некоторые одомашниваются.
Будущее подсистемы. Части тела болят, слабеют.



КошкаСистема. КошкаПодсистема. Лапки, ушки, нос, пушистый хвост, туловище.Надсистема. Домашние животные.Прошлое надсистемы. Дикие животные.Прошлое подсистемы. Маленькие, слабенькие, лапки,

Слайд 22Девятиэкранка

Девятиэкранка

Слайд 23Помидор

Помидор

Слайд 24Приём составления загадок

Приём составления загадок

Слайд 25После заполнения таблички учитель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого

и левого столбцов связки «как» или «но не».
Итоговая загадка про березу: «Стройная, как девушка; с листочками, как книга; белоствольная, но не сахар».
 

Итог работы над загадкой

После заполнения таблички учитель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или

Слайд 26Модель №2

Модель №2

Слайд 27метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств других,

случайно выбранных объектов.
Слово «фокальный» означает, что объект находится в зоне, в фокусе внимания.

Метод фокальных объектов (МФО) 

метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств других, случайно выбранных объектов.Слово «фокальный» означает, что

Слайд 28Выбрать объект рукотворного мира для усовершенствования (фокальный объект)
Выбрать 3-4 случайных объекта,

«ткнув пальцем в небо»
Выделить характерные, особенные свойства у случайных объектов
Сложив фокальный объект и особенные свойства, получить новые сочетания и  развить их путем свободных ассоциаций.
Чем может быть полезен усовершенствованный объект с его новыми свойствами? Для чего он будет нужен? Зафиксировать все интересные идеи.

МФО, план действий:

Выбрать объект рукотворного мира для усовершенствования (фокальный объект)Выбрать 3-4 случайных объекта, «ткнув пальцем в небо»Выделить характерные, особенные

Слайд 29Совершенствуемый объект: стул
Случайные объекты: елка, олень, фонарь
Характерные свойства или признаки случайных объектов
Елка: колючая
Олень:

рогатый
Фонарик: светящийся
Новые сочетания
Стул колючий
Стул рогатый
Стул светящийся

Пример создания нового объекта с помощью МФО

Совершенствуемый объект: стулСлучайные объекты: елка, олень, фонарьХарактерные свойства или признаки случайных объектовЕлка: колючаяОлень: рогатыйФонарик: светящийсяНовые сочетанияСтул колючийСтул рогатыйСтул светящийсяПример

Слайд 30 Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости

Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости

Слайд 31 Стул с рогатой вешалкой для одежды или для игр детей

Стул с рогатой вешалкой для одежды или для игр детей

Слайд 32Стул с подсветкой для людей с ослабленным зрением

Стул с подсветкой для людей с ослабленным зрением

Слайд 331). Выбрать слово – «камень» ( из 5-6 букв, не содержащее

Й, Ы, Ь, Ъ), записать его буквы на доске в столбик.
2). Написать рядом с каждой буквой произвольные существительные, начинающиеся с данной буквы.
3). Составить рассказ с использованием всех слов. Название рассказа – исходное слово.
 

Прием «Круги по воде».

1). Выбрать слово – «камень» ( из 5-6 букв, не содержащее Й, Ы, Ь, Ъ), записать его

Слайд 34М-Москва
О-окно
Р-река
О-Оля
З-зима
На зимних каникулах Оля поехала в Москву. На улице был сильный

мороз. Как же он изменил всё вокруг! Через окно поезда девочка увидела покрытую льдом реку. Как красиво и величественно!

Результат применения приёма

М-МоскваО-окноР-рекаО-ОляЗ-зимаНа зимних каникулах Оля поехала в Москву. На улице был сильный мороз. Как же он изменил всё

Слайд 35один из наиболее универсальных приемов ТРИЗ . При его использовании знания

не просто транслируются ученикам, а добываются учениками благодаря самостоятельной работе. «Я беру тебя с собой» напоминает занимательную игру и рекомендован к использованию во время повторения изученного материала. Он подходит для проведения разминки на уроке.

Прием «Я беру / не беру тебя с собой»

один из наиболее универсальных приемов ТРИЗ . При его использовании знания не просто транслируются ученикам, а добываются

Слайд 36Тема: Непроверяемая орфограмма в корнях слов
Учитель: Я отправляюсь в поход и

беру с собой картофель.
Ученик: Я возьму грушу
Учитель: Я не беру тебя с собой.
Ученик: Я - сахар.
Учитель: Я беру тебя с собой
Итоговый вопрос: «По какому принципу я отбирала кого брать с собой, а кого нет ?» (словарные слова)
Исходя из этого, какая тема нашего урока?

Использование приёма

Тема: Непроверяемая орфограмма в корнях словУчитель: Я отправляюсь в поход и беру с собой картофель.Ученик: Я возьму

Слайд 37Мозговой штурм

Его преимущества в свободном выражении мнений всех участников.

Использование коллективных возможностей группы для быстрого и эффективного решения поставленной задачи.

Принцип: группа людей высказывает мысли по поводу решения задачи.
Мозговой штурм  Его преимущества в свободном выражении мнений всех участников. Использование коллективных возможностей группы для быстрого

Слайд 38Мозговой штурм – способ продуцирования новых идей для решения научных и

практических проблем.

Цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Мозговой штурм – способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем.Цель – организация коллективной мыслительной

Слайд 39Задачи:
Творческое усвоение школьниками учебного материала;
Связь теоретических знаний с практикой;
Активизация учебно-познавательной деятельности

обучаемых;
Формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
Формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Задачи:Творческое усвоение школьниками учебного материала;Связь теоретических знаний с практикой;Активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;Формирование способности концентрировать внимание и мыслительные

Слайд 40 Никто не имеет право давать оценку идеям

других участников

Всего за несколько минут можно получить десяток идей

Количество не служит самоцелью, это основа для принятого решения

«Штурм» можно считать удавшимся, если 5 - 6 высказанных идей послужат базой для решения проблемы
Никто не имеет право давать оценку идеям       других участников Всего

Слайд 41Приемы, которые использует преподаватель, применяя данный метод:

Образное представление объекта.
Использование

ассоциации.
Прием экстраполяции
(перенесение объекта в будущее, в другую ситуацию, прием «лестничных пролетов» - прогноз с точки зрения будущего, изменение параметров и др.
Приемы, которые использует преподаватель, применяя данный метод: Образное представление объекта. Использование ассоциации. Прием экстраполяции (перенесение объекта в

Слайд 42Рефлексия Составление паспорта технологии ТРИЗ

Рефлексия  Составление паспорта технологии ТРИЗ

Слайд 43

Спасибо за сотрудничество!

Спасибо за сотрудничество!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть