Слайд 1ПОНЯТИЯ О МАШИНАХ И ЕЁ СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦАХ.
Тема урока.
Слайд 2ЦЕЛЬ УРОКА
Познакомить учащихся с основными сборочными единицами машин.
Их назначение применение и
устройство
Слайд 3ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТАЛЯМ МАШИН:
прочность — деталь не должна разрушаться или
получать остаточные деформации под влиянием действующих на нее сил;
жесткость — упругие деформации элементов детали должны быть весьма малы и не превышать допускаемых, заранее заданных значений;
износостойкость — в течение заданного срока работы износ не должен вызывать нарушения характера сопряжения детали и приводить к недопустимому уменьшению прочности;
надежность — деталь должна выполнять свои функции, сохраняя эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени;
малые масса и габаритные размеры — деталь должна быть прочной, жесткой и износостойкой при минимальных массе и габаритных размерах;
технологичность — форма и размеры детали должны быть такими, чтобы при изготовлении затраты труда и времени были минимальными.
Слайд 41. ОСИ И ВАЛЫ. ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ. ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ.
Детали, на которые насаживаются
вращающиеся части машин, называются осями и валами.
Слайд 5
Оси, несущие на себе вращающиеся части, не передают моментов и подвергаются
только изгибу.
Слайд 6
Валы, являясь, как и оси, поддерживающими деталями, передают момент и работают,
кроме изгиба, на кручение.
Слайд 7ОТЛИЧИЕ ВАЛА ОТ ОСИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ:
Ось несет вращающиеся части механизма,
не передавая им никакого крутящего момента. Вал передает другим деталям механизма полезный крутящий момент, так называемое вращающееся усилие.
Ось может быть как вращающейся, так и неподвижной. Вал бывает только вращающимся.
Ось имеет только прямую форму. Вал по форме может быть прямым, непрямым (коленчатым), эксцентриковым и гибким.
Слайд 8ПОДШИПНИКИ
Подшипники предназначены для поддержания вращающихся осей и валов вместе с посаженными
на них деталями, для обеспечения свободного вращения осей и валов и передачи на корпус сил, действующих на опоры со стороны вала (оси).
Слайд 9
По роду трения между валом (осью) и опорами подшипники разделяются на подшипники
скольжения и подшипники качения (роликовые, шариковые).
Слайд 10Подшипники скольжения состоят из двух основных элементов - корпуса и вкладыша. Вкладышем
называют сравнительно тонкую втулку (цельную или состоящую из двух частей), непосредственно охватывающую цапфу вала. Вкладыш выполняется из антифрикционных материалов, он является рабочим элементом опоры.
Слайд 11Подшипники качения состоят из двух колец: внутреннего 1 и наружного 2 (внутреннее
кольцо насаживают на вал, а наружное устанавливают в корпусе), тел качения-шариков 3 или роликов, катящихся по беговым дорожкам колец на некотором расстоянии один от другого, и сепаратора 4 - специальной детали, удерживающей тела качения на постоянных расстояниях одно от другого.
Слайд 12Участки осей и валов, непосредственно соприкасающиеся с опорами, называют цапфами. Концевые цапфы
именуют шипами, а промежуточные -шейками.
Слайд 13Классификация муфт.
2. МУФТЫ ДЛЯ СОЕДИНЕНИЕ ДВУХ ВАЛОВ.
Слайд 152. МУФТЫ ДЛЯ СОЕДИНЕНИЕ ДВУХ ВАЛОВ.
Соединение двух валов может быть глухим, когда
длинный вал по условиям изготовления и эксплуатации машины делают составным, причем составной вал должен работать как целый. Это - втулка, насаженная с натягом на концы соединяемых валов. Втулка закрепляется на валах и передает крутящий момент при помощи призматических или сегментных шпонок или конических штифтов.
Глухая муфта
1 - муфта, 2 - шпонка, 3 - вал
Слайд 16Муфты сцепления предназначены для соединения и разъединения валов. К ним относятся кулачковые
и фрикционные муфты.
Слайд 17Кулачковая муфта состоит из двух частей, насаженных на соединяемые концы валов. Одна
полумуфта насаживается наглухо, вторая может перемещаться вдоль вала по направляющей шпонке при помощи специального рычага. При перемещении кулачки сцепляются, чем обеспечивается передача крутящего момента.
Слайд 18Фрикционные муфты обеспечивают более плавный пуск (за счет пробуксовывания) ведомого вала. Момент
передается за счет силы трения между ведущей и ведомой частями муфты. Фрикционные муфты делятся на дисковые, конические, барабанные (с колодками, разжимаемыми кольцами, обтяжными лентами или пружинами).
Слайд 21ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ И МАГНИТНЫЕ МУФТЫ
Слайд 24Упругие муфты. Эти муфты применяются для компенсации ошибок относительного положения соединяемых
валов: смещения центров, взаимного наклона осей, осевого смещения.
Слайд 25Для компенсации смещения осей валов в направлении, перпендикулярном к оси, а
также небольших осевых смещений применяют крестовую муфту (муфту «Ольдгема»). Она состоит из двух полумуфт с пазом на торцовой поверхности и среднего диска с двумя взаимно перпендикулярными выступами, входящими в пазы полумуфт. При вращении соединенных муфтой валов, оси которых смещены, но параллельны, выступы среднего диска скользят по впадинам полумуфт. Средний диск, кроме вращения, совершает движение в плоскости, перпендикулярной к оси («плавает»)
Слайд 27ВОПРОСЫ ПО УРОКУ.
Перечислите требования к деталям машин?
В чем разница между осью
и валом?
Как называются опорные участки вала?
Охарактеризуйте достоинства и недостатки подшипников скольжения и качения?
Как и по каким признакам классифицируют муфты?