Слайд 1Система
развивающего обучения
Л. В. Занкова
Один шаг в обучении может означать
сто шагов в развитии
Л.С. Выготский
Слайд 2Начальная школа
(начальная ступень образования) – начало ХХI в.
Образовательные системы
Традиционная
(обновленная)
Система
Л. В. Занкова
Система
Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова
Учебно-методические комплекты
«Начальная школа ХХI века» (под ред. Н. Ф. Виноградовой)
«Школа 2000… - Школа 2100…»
«Гармония»
(под ред. Н. Б. Истоминой)
«Классическая начальная школа»
«Перспективная начальная школа»
«Планета знаний»
«Школа России»
Слайд 4Система Л.В.Занкова
Цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка
при сохранении его психического и физического здоровья
Результат достигается использованием новой, по сравнению с традиционной школой, развивающей методикой – открытие нового знания через проблемную ситуацию, использование многообразия методов.
Обучение должно быть личностно ориентированным, развивающим. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».
Отдаленные результаты действия системы –
высокая социализация детей, выбор жизненного пути в соответствии со своими стремлениями; дополнительные данные – высокие показатели по участникам и победителям в олимпиадах, количеству медалистов и поступающих в средние и высшие учебные заведения.
Слайд 5Содержание обучения
Цель - общее развитие
каждого ребенка
Учет особенностей
обучаемых
Образовательные
стандарты
Слайд 6 УМК системы Л.В. Занкова включает
в себя
учебники по всем основным предметам:
- Обучение грамоте и чтению.
Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
- Русский язык. Автор Нечаева Н.В.
- Литературное чтение (2 линии).
Автор Свиридова В.Ю.
Автор Лазарева В.А.
- Математика (2 линии).
Авторы: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С.(1 класс) и Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. (2-4 класс).
Автор Ванцян А.Г. (1 класс).
- Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
- Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н.
- Музыка. АвторРигина Г.С.
Слайд 7Основные идеи системы развивающего обучения Л.В.Занкова
Дидактические принципы: обучение на высоком уровне
трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых
Формы организации обучения: экскурсии, работа в библиотеке, кружковая работа, проведение конкурсов, викторин, театрализация, живое общение, совместная деятельность в разновозрастных группах и др.
Характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса: особая доверительная атмосфера обучения
Основная особенность системы – согласование ведущей роли обучения, а следовательно, и руководящей роли учителя с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности
Слайд 8Тема «Имя существительное»
(Русский язык, 2 класс, программа Н.В. Нечаевой)
Выучи считалочку.
Каким по цели высказывания является восклицательное предложение?
Сеем рожь, овёс, пшеницу,
Лук, горох и чечевицу,
Коноплю, гречиху, лён
Пусть росток выходит вон!
- Чтобы написать такую считалочку, потребовалось десять имен существительных. Выпиши их в начальной форме. Определи общее лексическое значение этих слов.
Отметь число и, если можно, род.
Почему рифмуются слова «лён», «вон».
Слайд 9Учтена такая особенность младших школьников, как слитность мышления. Для рассмотрения предлагаются
не отдельные факты и явления, а их связи, которые образуют доступное ребенку целое.
Например: учебник русского языка. 2 класс, программа Нечаевой Н.В.
-Прочитай, вставляя подходящие по смыслу названия животных. Запиши предложение. ( К заданию дан рисунок с изображением лисы, бобра, волка, мышки, медведя, аиста и ласточки)
В берлоге живёт _________, в гнезде __________, в гнёздышке ________, в норе _________, в норке __________, в хатке ___________, в логове ________ .
- Найди однокоренные слова, обозначь в них корень. Объясни разницу в значении этих слов. Сравни. Как в них звучат одинаковые буквы гласных в корне.
Слайд 10 Этапы организации учебного процесса:
первый этап – система заданий поискового характера,
ведущая к раскрытию определенной единицы усвоения – понятия, правила, действия
второй этап – сличение результатов самостоятельной работы с вводимыми в учебнике определениями, правилами, описаниями действий
третий этап – применение усваиваемых знаний в разнообразных условиях их проявления и во взаимосвязи с ранее изученным.
Слайд 11Типические методические свойства
системы Л.В.Занкова
1) Многогранность - учебный материал рассчитан не только на формирование программных знаний, умений и навыков, но и на общее психическое развитие школьников;
2) Процессуальность - последовательная, из урока в урок, организация усвоения нового материала на основе включения его в систему прежде усвоенного (осознание отношений и зависимостей изучаемого и изученного);
3) Коллизии - в учебном процессе необходимо использовать противоречия, возникающие при столкновении старого знания с новым (нового способа действия с предшествующим).
4)Вариантность - проявляется как по отношению к учителю, так и по отношению к ученикам и определяет возможность многообразия приемов работы учителя и действий учащихся в
одних и тех же условиях обучения.
Слайд 12Например: «Азбука», программа Нечаевой Н.В., Белорусец К.С
Назад
Слайд 13 Показатели эффективности системы обучения:
1. Состояние физического и психического здоровья детей, их
благополучие в процессе обучения, психически комфортное каждодневное состояние (личностная ориентированность системы обучения, её гуманность)
2.Уровень общего развития учащихся, уровень владения знаниями. Умениями, навыками, нравственная воспитанность, необходимая для успешной адаптации в культурной социальной среде.
3.Удовлетворенность всех участников образовательного процесса