Слайд 1Подготовила учитель начальных классов
школы-гимназии №17 города Актобе
Корчагина Татьяна Васильевна
Новые подходы
к гуманизации современного образовательного процесса
Слайд 2ПЛАН
Философские основы гуманной педагогики.
Потребность гуманизации образования.
Три постулата духовно-гуманистической педагогики.
Духовный гуманизм в
педагогике Ш.А. Амонашвили.
Три стиля в педагогике. Требования к современному педагогу.
Слайд 3«Гуманизм - система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право
на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки деятельности социальных институтов, а принцип равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми»
(Философский энциклопедический словарь)
Слайд 4Главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование.
Воспитание -
дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей. Ибо нет ничего важнее образования.
СОКРАТ (469 – 399гг. до н. э.)
Воспитание обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственность и добродетели.
ПЛАТОН (427-347 гг. до н. э.)
Слайд 5Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании
творить добро.
Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним.
И. Г. ПЕСТАЛОЦЦИ (1746-1827)
Идеально воспитанный человек должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой.
КОНФУЦИЙ (551-479 гг. до н. э.)
Слайд 6Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, самому воспитываться:
только этим люди влияют на других, воспитывают их.
Л.Н. ТОЛСТОЙ (1828-1910)
Будьте творцами нравственных достоинств ребёнка. Как садовник заботливо лелеет веточку плодового дерева, привитого к дичку, так мы, воспитатели, должны беречь и охранять в ребёнке всё хорошее.
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ (1918-1970)
Слайд 7ПОТРЕБНОСТЬ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения: патриотизм, нормы морали
и нравственности, физическое и духовное развитие. Эти ценности должны развиваться во всех учебных заведениях. Нашей молодёжи это жизненно необходимо.
Н. А. НАЗАРБАЕВ.
Слайд 8Три постулата
духовно-гуманистической педагогики.
1. Вера в возможности ребенка и уважение его
как личности.
2. Раскрытие его природных способностей.
3. Направление его на служение добру и справедливости.
Школа — это лестница восхождения души
и духовности растущего человека.
Учитель — это душа, носитель Света.
Образование — это процесс раскрытия в
человеке образа Творца.
Гуманный — это человек, ищущий в себе
связь с Высшим.
Слайд 10СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ
Правильное (адекватное)
восприятие ( 5 органов чувств)
эмоции
сознание
под-
сознание
сверх-
сознание
Слайд 11Гуманно-личностная педагогика
Ш.А. Амонашвили.
Принципы работы с детьми:
*любить ребенка;
*очеловечивать среду, в которой
живет ребенок, т.е. обеспечивать ему
душевный комфорт и равновесие;
*проживать в ребенке свое детство,
т.е. вникнуть в жизнь ребенка
и заслужить его доверие.
Слайд 12«Манифест гуманной педагогики»
Ш. А. Амонашвили
Призываем вас к сотрудничеству в оздоровлении и
обновлении образовательного мира, чтобы каждый Ребенок
– воспитывался Человеком Благородным и Великодушным,
– развивался духовно и нравственно,
– овладевал знаниями, расширяющими его сознание и влекущими к творчеству и созиданию блага,
– учился выражать, беречь и утверждать в жизни свою свободную волю,
– любил Родину, ценил и бережно относился к многовековой культуре своего народа и человечества.
Слайд 13 Три стиля педагогического общения
демократический (или стиль дружеского расположения) – педагог
стремится, чтобы каждый учащийся был самостоятельным и отвечал за свои действия перед коллективом, а не только перед ним. Его установка на отношения с учащимися - максимум доверия и уважения к ним, но не принуждение;
авторитарный (общение-дистанция) - во взаимоотношениях с учащимися способы воздействия основаны на подчинении. Педагог стремится к единоличному управлению классом и устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований
либеральный - педагог весьма терпимо относится ко всем перипетиям жизни класса, не вмешивается в дела учащихся без крайней необходимости, не проявляет особой инициативы в организации тех или иных дел. По существу - это стремление завоевать ложный, дешевый авторитет у учащихся, что противоречит требованиям педагогической этики.
Слайд 14
Требования к современному педагогу.
Ш. А. Амонашвили:
«Надо реформировать не школу,
а духовный мир учителя».
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах.»
В.А. Сухомлинский :
«Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света».
В. Ключевский:
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
Слайд 15Литература.
Амонашвили Ш.А. Манифест гуманной педагогики. М.:Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2009.
Амонашвили Ш.
А. Школа жизни. - М., 2000. - с. 46.
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике, 1996г.
Сухомлинский В.А. О воспитании – 3 – е изд._М.: Политиздат, 1979.
Корчак Я. Антология гуманной педагогики. - М., 1997. с. 39—40
Лекции тренера Токбасовой А. С.