Слайд 1Полезные советы
( рекомендации
к урокам русского языка)
Слайд 2Несколько советов для того, чтобы правильно писать диктант:
1. Не отвлекайтесь во
время диктанта. Уберите все лишнее со стола, выключите телефон, попросите соседей по парте вас не беспокоить. 90% всех ошибок в диктантах допускает по невнимательности, а не по тому, что вы что то не знаете или забыли.
2. Слушаете текст с первого раза и пытаетесь определить стиль, общую структуру и т.д., это поможет вам потом правильно распределять знаки препинания. Первое впечатление о тексте закладывается в голове лучше всего и это вам поможет.
3. Когда вы слышите текст, вы автоматически должны себе представить, как он пишется. С первого раза, как вы его слышите, вы должны думать об этом.
4. Когда вам дают время на проверку, вы должны сначала проверить орографию, а потом пунктуацию, желательно двигаясь от конца к началу, так чтобы смысл самого текста вас не отвлекал.
5. Попробуйте при проверке читать текст, как будто он не принадлежит вам, и как будто вы его в первый раз читаете, и если ничего не привлекает ваше внимание и не заставляет задуматься, смело сдавайте свою работу.
ПАМЯТКА
КАК ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ
1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
2. Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
3. Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
4. Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза. Постарайся его запомнить.
5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
6. После окончания домашней работы ещё 2-3 раза повтори стихотворение, не
заглядывая в текст.
7. Перед сном ещё раз повтори стихотворение.
8. Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, потом расскажи его наизусть.
Слайд 4Как написать отзыв
Отзыв – это ваше личное мнение о прочитанном, ваша оценка
книги. И мнение это должно быть обоснованным. Как же это сделать?
Примерный пошаговый план составления отзыва
1. Автор
2. Название произведения
3. Жанр (стихи, рассказ, повесть, фантастика, сказки)
4. Основная тема произведения (о чём?)
5. Какое впечатление произвело на нас прочитанное произведение?
6. Какие персонажи показались вам особенно интересными? Кто из героев понравился больше? Почему?
7. Опишите запомнившийся эпизод, поступок героя, дайте ему оценку.
8. Вывод (или рекомендация).
Слайд 5Как подготовиться к изложению.
1. Прочитай внимательно текст.
2. Определи его тему (о
чём говорится в тексте).
3. Определи его основную мысль (что главное хотел сказать автор).
4. Составь план.
1). Раздели текст на части.
2). Выдели главное в каждой части.
3). Озаглавь каждую часть.
5. Найди в тексте опорные слова и словосочетания.
6. Выпиши трудные слова. Найди слова на правила. Подумай, как объяснить их написание.
7. Ещё раз внимательно перечитай текст. Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний.
8. Напиши изложение.
9. Проверь работу.
Слайд 6Алгоритм работы над сжатым изложением
1. При первом чтении внимательно прослушайте текст,
определите тему и основную мысль.
Тема – то, о чём сообщается в тексте, что положено в основу содержания.
Основная мысль – то, к чему призывает текст, чему он учит, ради чего написан.
2. Выделите микротемы.
Микротема– часть общей темы текста, раскрывающаяся в нескольких предложениях, связанных одной мыслью.
Микротема может раскрываться в одном абзаце или в нескольких.
Абзац – компонент текста, обладающий относительной самостоятельностью, законченностью, смысловой и грамматической связностью.
3. Определите, какая информация в каждой микротеме является основной, какая – второстепенной.
4. Запишите тезисы каждой микротемы, оставляя между ними большие промежутки.
Тезис – кратко сформулированное основное положение, утверждение, содержащее ключевые (главные) слова.
5. При втором чтении уточните тезисы и заполните оставленные промежутки.
6. Запишите сжатый текст по микротемам, исключая лишнее и подбирая нужные средства выражения содержания.
7. Объедините микротемы «связочными словами»: союзами, местоимениями, синонимами, лексическим повтором, вводными словами.
Слайд 7ПОДГОТОВКА УСТНЫХ ЗАДАНИЙ.
1. Вспомни рассказанное учителем на уроке.
2. Читай текст целиком,
если надо воспользуйся рисунками, схемами, чертежами, картами, словарями.
3. Читай внимательно и старайся запомнить основное.
4. Для лучшего запоминания записывай в черновике даты, названия.
5. Закрой книгу и мысленно представь части прочитанного. Перескажи прочитанное.
6. Прочти второй раз, обращая внимание на те места, которые забываются.
7. Расскажи прочитанное про себя и вслух.
8. Если плохо запоминается, запиши краткий план прочитанного и перескажи по нему. Для лучшего запоминания дат сравнивай с теми, которые хорошо помнишь.
Слайд 8ПРАВИЛА БЫСТРОГО И ПРОЧНОГО ЗАПОМИНАНИЯ НАИЗУСТЬ.
1. При заучивании отрывка, прозы, цитаты
прочти и пойми содержание, смысл, прочти повторно и, если отрывок небольшой, попытайся воспроизвести; большой текст раздели на смысловые части, читай и, закрыв текст, рассказывай про себя или вслух.
2. Перескажи несколько раз, следя за выразительностью, перед уроком перескажи с учебником в руках.
3. При заучивании стихотворения пользуйся теми же правилами, что и при заучивании прозы.
4. Читай выразительно вслух сразу.
5. Если трудно запоминается, запиши текст, раздели на смысловые части.
6. Читай, затем пересказывай, запоминая переход от одной части к другой.
7. При заучивании правил, определений, законов продумай смысл правила, определения, закона и сравни с известными тебе правилами, определениями, подбери пример; читай медленно 2-3 раза, расскажи, заглядывая в книгу, потом расскажи без книги.