Слайд 2Цели:
- Проверить знания учащихся из разделов русского языка «Лексика», «Морфология»
и «Синтаксис»;
- Развивать умение отгадывать языковые загадки, логически мыслить;
- Воспитывать интерес к изучению русского языка.
Слайд 3Тема брейн-ринга:
«Берегите
русский язык»
Слайд 4Название команд:
«Умники» «Знатоки»
Слайд 5Правила игры:
1. На обсуждение вопроса дается 1 минута.
2. До истечения этого
времени команда должна найти ответ и подать сигнал, а капитан команды решает кто будет отвечать.
3. Если ответ правильный команда получает очко. Если команда дает неправильный ответ, у другой команды есть время для обсуждения.
Слайд 7Вопросы:
1. Потепление зимой, сопровождающее таянием снега.
2. Молодые растения, приготовленные для высадки
в грунт.
3. Трубы, по которым поступает газ.
4. Мастерская по пошиву одежды.
5. Дорога, усаженная по обеим сторонам деревьями.
6. Учреждение, в котором получают основное образование.
7. Ребенок с выдающимися умственными способностями.
8. Женщина, работающая на молочной ферме.
9. Круглая дата.
10. Человек одинакового возраста с кем-либо.
11. Человек со светлыми волосами.
12. Сладкий напиток из сока и мороженого.
13. Рисунок к тексту.
14. Женщина, занимающаяся шитьем.
15.Только что родившийся.
16. Учреждение для хранения и выдачи книг.
17. Какую часть слова можно найти в земле?
18.Что мы слышим и произносим, но не видим и не пишем?
19. Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
20. Что часто вещают на уши, если хотят обмануть?
Слайд 8Молодцы,
вы очень хорошо
стартовали!
Слайд 9
2 тур
1 Конкурс
«Отгадай слово»
Слайд 10
Разгадать шараду, записать слово и разобрать его по частям (по
составу):
1) Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.
2) Корень в слове ВЯЗАТЬ,
Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,
Суффикс в слове СКАЗКА,
Окончание в слове РЫБА.
3) Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЯ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове Стоп.
Слайд 12
Задание 1
Уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и получите слово:
ПФБ
К Т Е Х Р Ш Ё С Ч З Щ А Ц
Слайд 13
Задание 2
Уберите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки и получите слово:
Р Л
П М Н Е З В Т Г Д У Ж Х Б
Слайд 143 конкурс
«Слова – змейки»
За 1 минуту составить и записать
« цепочку» из 10 слов сущ-ных. Последняя буква первого слова, является первой буквой следующего слова.
Например: Карандашарик и т д.
Слайд 165 конкурс
«Угадай слово»
Какое слово можно получить из 5-й,
11-й и 16-й букв алфавита?
Слайд 176 конкурс
Расставьте в словах правильно ударения и объясните значения слов:
торты
балуюсь
комбайнёр
тефтели
мельком
щавель
квартал
Перечислите по порядку с помощью наречий 5 дней недели, не называя ни числа, ни названия дня.
Слайд 19
Игра с болельщиками
«Да» – «Нет»
1) Сначала приходит лето, а затем осень.
2)
Снег тает весной.
3) Кота в сапогах придумал А.С Пушкин.
4) Утка крякает.
5) На реках взламывается лед осенью.
6) В русском алфавите 33 буквы.
7) Учебный год в школе начинается летом.
8) Все согласные звуки глухие.
9) Если дорога мокрая, то идет дождь.
10) Закрытыми глазами можно увидеть сон.
11) В русском языке 6 падежей.
12) Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению это омонимы.
13) Многоточие, тире, кавычки – это знаки препинания.
14) Многоточие, тире, кавычки можно ставить в начале предложения.
15) Манная крупа готовится из пщеницы.
16) Метель произошло от слова метёт.
17) Пятница – это пятый день недели.
18) Буквы Ъ знак и Ь знак остались без голоса.
19) Бездельник бьет баклуши.
20) Стадо лошадей – это табун.
Слайд 20
Игра с капитанами команд
Кто больше подберет прилагательных к
слову
Слайд 21
3 тур
Задание 1
Исправьте ошибки:
В залатые осение дни гатовились
к отлёту журовли. Пакружились ани над рикой, над радным балотом. Вот потинулись птицы вдальние страны. На вастоке покозалась ранняя зорька. Скора паднимется над речькой висёлое сонце.
Слайд 22
Задание 2
Расставьте знаки препинания так, чтобы не было никакой нелепицы.
Пальцев
у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.
Слайд 23
Задание 3
Сколько ошибок в предложении?
Циган купил красофки.
Слайд 24Задание 4
Укажите номера нераспространенных предложений.
1. Мальчики и
девочки разговаривали и смеялись.
2. Море весело плескалось.
3. Москва - это столица.
4. Давно угомонился и замолк птичий гомон.
5 Маша, беги!
Различаются ли по составу слова?
Обозначьте их морфемный состав.
Стекло (глагол) и стекло (сущ.)
Слайд 26Задание 6
«Все мы знаем падежи»
Составить
и записать 6 предложений со словом «Зима» так, чтобы оно во всех падежах стояло по очереди.
Слайд 27
Задание 7
«Лишнее
слово»
Найдите лишнее слово и объясните, почему вы его выбрали.
1) Гореть, пригорок, погорелец, загорелый.
2) Пароход, париться, парок, парочка.
Слайд 28
Задание 8
«Пословицы и фразеологизмы»
«Продолжите фразеологизмы»
Спустя…
Зарубить на …
Как две капли …
Крокодиловы …
Обвести вокруг ..
Намылить …
Сесть в …
Водой не …
Слайд 30Задание 10
«Без пословицы не проживешь»
Вспомните пословицы. За каждую пословицу
команда получает 1 балл.