Слайд 1МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21»
г.Вологда
УРОК РИТОРИКИ
7 класс
Учитель русского языка и литературы Окатова Ирина Александровна
Слайд 2РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
Упражнения:
«Проглоти язык»
«Завиток»
«Проколи щеку»
Слайд 3РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
Мы бродили тёмным бором (спокойным голосом)
Мы спросили дружным хором: (намного
громче)
"Дома ль Бабушка Яга?" (совсем громко, крик)
Бор ответил нам: (тише, как вторую строку) "Ага!" (громче, как третью строку).
Слайд 4 ТЕМА УРОКА:
«ВЕЖЛИВОЕ ВОЗРАЖЕНИЕ»
Есть люди,
которые хорошо говорят,
но плохо разговаривают…
В.О.Ключевский
Слайд 5 ЦЕЛИ УРОКА:
знать средства выражения несогласия, формулы вежливого возражения для
эффективного общения;
учиться употреблять их в речи.
Слайд 6 ЗАГЛЯНЕМ В ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ!
ВОЗРАЖЕНИЕ
- довод, мнение против чего-нибудь; выражение несогласия с чем-нибудь.
Слайд 7ЗАДАНИЕ:
Проанализируйте диалог на стр.52 [1];
на основе диалога попробуйте сконструировать формулу возражения.
Слайд 9ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ ФОРМУЛЫ ВОЗРАЖЕНИЯ?(работа в парах)
Я не согласен.
Я не разделяю ваше
мнение.
Это неверно.
Это неправильно.
Вы не правы.
Я позволю себе не согласиться.
Я не во всем разделяю ваше мнение.
Это не совсем верно.
Это не совсем правильно.
Очень хотелось бы с вами согласиться, но, к сожалению, вы не правы.
Слайд 10ВСПОМНИ!
Что такое этикет?
Что такое речевой этикет ?
Слайд 11ЗАПОМНИ!
Этикет – это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к
людям.
Речевой этикет- часть этикета, правила, регулирующие речевое поведение собеседника.
Слайд 13ПЕРЕВЕДЁМ ДЫХАНИЕ
Представьте, что перед вами горящая свеча.
Выдохните резко, чтобы погасить свечу. Выдохните так, чтобы пламя не погасить, а направить горизонтально.
Слайд 14РАБОТА В ГРУППЕ
СОСТАВЬТЕ ПАМЯТКУ НА ТЕМУ:
«КАК ВОЗРАЗИТЬ И НЕ ПОССОРИТЬСЯ»
Слайд 15 КАК ВОЗРАЗИТЬ И НЕ ПОССОРИТЬСЯ
Возражай по делу.
Выбирай вежливые
слова и выражения.
Произноси их мягким, доброжелательным, уважительным тоном.
Поменяй тему разговора (в частной беседе), если несогласие зашло слишком далеко.
Стремись остаться со своим собеседником в дружеских отношениях, даже если вы не убедили друг друга.
Слайд 16ЗАДАНИЕ:
Посмотрите
фрагмент фильма «Уроки французского» по повести В.Распутина.
Оцените речевое поведение героя.
Слайд 17ПОДУМАЙ!
Согласны ли вы с такой точкой
зрения? Обсудите в паре.
«Я считаю, что учительница Лидия Сергеевна ведет себя неправильно. Ей нужно было наказать мальчика за проявленную грубость, поставить на место».
Если нет, попробуйте возразить.
Слайд 18СЛОВАРНАЯ РАБОТА
ОППОНЕНТ – ТОТ, КТО ВЫСТУПАЕТ С ВОЗРАЖЕНИЕМ КОМУ-НИБУДЬ В ПУБЛИЧНОЙ
БЕСЕДЕ.
Слайд 19ПОДСКАЗКА
Выполняя задание, используйте следующие выражения :
по моему мнению,
по-моему, на мой взгляд, мне кажется, возможно, я предполагаю и т.д.
Слайд 20КОНТРОЛЬНОЕ
ЗАДАНИЕ
Попробуйте вежливо и аргументированно возразить Яшкину,
герою рассказа
А.П.Чехова «Мыслитель», убежденному в том, что в русском языке много лишних знаков.
Слайд 21 «Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести в соответствие слова,
дать фразе легкость и правильное звучание».
А.С.Пушкин
Слайд 22 ПОДУМАЙ!
Как правильно поставить знаки препинания в следующем предложении:
«Поставьте статую золотую пику держащую».
Слайд 23ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
(на выбор):
1. Запишите в правую половину таблицы речевые формулы, противоположные
по своему значению.
2. На основе приведенной памятки составьте диалог.
Слайд 25Список литературы и Интернет-ресурсов:
1.Учебник «Школьная риторика», 7 класс, под редакцией Т.А.
Ладыженской, М., 2009 г.
2. «Методические рекомендации к учебнику «Школьная риторика» под редакцией Т.А. Ладыженской, 7 класс, «С-ИНФО», «Баласс», 2007 г.
3. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка» / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. - 4-е изд., доп. - Москва : Азбуковник, 2000.
4. orator.ru Афоризмы Василия Осиповича Ключевского.
5. socratify.net Цитаты и пословицы.