Презентация, доклад по работе психолога с детьми с ЗПР

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЕ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ЗПРПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗПРПРИЧИНЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЗПРПОНЯТИЕ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯВВЕДЕНИЕЗАКЛЮЧЕНИЕБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Слайд 1Особенности детей с ЗПР и методы психокоррекционной работы психолога
Выполнила студентка 1

курса магистратуры Дзодзиева Анна
Особенности детей с ЗПР и методы психокоррекционной работы психологаВыполнила студентка 1 курса магистратуры Дзодзиева Анна

Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ



ОБУЧЕНИЕ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
С

ЗПР

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗПР

ПРИЧИНЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ
ЗПР

ПОНЯТИЕ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ВВЕДЕНИЕ


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

СОДЕРЖАНИЕ   ОБУЧЕНИЕ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ  С ЗПРПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗПРПРИЧИНЫ И

Слайд 3Введение
Дети с задержкой психического развития как в дошкольном, так и в

школьном возрасте требуют особого подхода в воспитании и в обучении. Постоянно растущее число детей с таким диагнозом предполагает разработку новых методик, в соответствии с которыми можно корректировать недостатки в психическом развитии. Поговорим о том, какие особенности имеют дети с ЗПР и как правильно строить работу по их воспитанию и обучению.

www.themegallery.com

Company Logo

ВведениеДети с задержкой психического развития как в дошкольном, так и в школьном возрасте требуют особого подхода в

Слайд 4ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Задержанное развитие – замедление темпа формирования

познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность поражения, когда с наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные.
(В.В.Лебединский)
Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций.
(Н.М.Назарова)

ДИЗОНТОГЕНЕЗ – НАРУШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ  «ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» Задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с

Слайд 5Понятие «задержанное развитие» ввел В.В.Лебединский .
По его мнению, тип нарушения

психического развития зависит от:
1) функциональной локализации нарушения;
2) времени поражения.

Понятие «задержанное развитие» ввел В.В.Лебединский . По его мнению, тип нарушения психического развития зависит от: 1) функциональной

Слайд 6

низкий темп психической активности (корковая незрелость),
дефицит внимания с гиперактивностью

(незрелость подкорковых структур),
энергетическое истощение нервных клеток (на фоне хронического стресса) и др.



ПРИЧИНЫ
ЗПР

вегетативная лабильность (неустойчивость) на фоне соматической ослабленности (в силу незрелости самой вегетативной нервной системы на фоне социальных, экологических, биологических причин).

низкий темп психической активности (корковая незрелость), дефицит внимания с гиперактивностью (незрелость подкорковых структур), энергетическое истощение нервных

Слайд 7Классификация детей с задержкой психического развития по К.С.Лебединской

ЗПР
конституционального
происхождения
ЗПР
соматогенного

происхождения

ЗПР
психогенного происхождения

Группы детей с ЗПР

ЗПР
церебрально-органического
происхождения

Классификация детей с задержкой психического развития по К.С.ЛебединскойЗПР конституционального происхожденияЗПР соматогенного происхожденияЗПР психогенного происхождения  Группы детей

Слайд 12Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

Отставание в психическом развитии во всех


сферах психической деятельности к началу школьного возраста


Замедленная скорость приёма и переработки
сенсорной информации


Недостаточная сформированность умственных операций


Низкая познавательная
активность и слабость познавательных интересов

Общие признаки

Ограниченность, отрывочность знаний и представлений об окружающем

Отставание в речевом развитии:
недостатки произношения, аграмматизмы, ограниченность словаря

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР Отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного

Слайд 13Отличия детей с ЗПР от умственной отсталости:
1. Для нарушения познавательной

деятельности при ЗПР характерно парциальность, для УО характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга.
2. В сравнении с УО детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности.
3. В отличие от УО, при которой страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух.
4. Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики.
5. Дети с ЗПР способны сотрудничать со взрослыми, что не наблюдается у детей УО.
6. Игровая деятельность для детей ЗПР в отличии от УО носит более эмоциональный характер.
7. Для детей с ЗПР характерно больше ярких эмоций, которые позволяют сосредоточиться на выполнении задания.
8. Большинство детей с ЗПР с дошкольного возраста достаточно хорошо владеют изобразительной деятельностью.

Отличия детей с ЗПР от умственной отсталости: 1. Для нарушения познавательной деятельности при ЗПР характерно парциальность, для

Слайд 14Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР
Внимание:
- дети на занятиях

рассеяны;
- ослабленное внимание к словесной информации;
- неустойчивость внимания;
- снижен объём внимания, концентрация, избирательность и распределение

Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПРВнимание:- дети на занятиях рассеяны;- ослабленное внимание к словесной информации;-

Слайд 15Восприятие:
-поверхностное восприятие;
- замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации;
-

снижена скорость выполнения персептивных операций;
- замедленном темпе формирования целостного образа предметов.

Восприятие:-поверхностное восприятие;- замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации;- снижена скорость выполнения персептивных операций;- замедленном

Слайд 16Память:
- снижена продуктивность запоминания и неустойчивость;
- большая сохранность непроизвольной памяти по

сравнению с произвольной;
- заметное преобладание наглядной памяти над словесной;
- низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения;
- неумение организовать свою работу по заучиванию;
- недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании;
- не умение использовать приемы запоминания;
- нарушение кратковременной памяти;
- повышенная заторможенность под воздействием помех;
- быстрое забывание материала;
- низкая скорость запоминания.
Память:- снижена продуктивность запоминания и неустойчивость;- большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной;- заметное преобладание наглядной

Слайд 17Мышление:
- у большинства детей с ЗПР уровень развития наглядно-действенного мышления в

норме;
- наглядно-образное мышление: большинству требуется многократное повторение задания;
- недостатки сформированной зрительно-аналитико-синтетической деятельности;
- словесно-логическое мышление у большинства не развито.

Мышление: - у большинства детей с ЗПР уровень развития наглядно-действенного мышления в норме;- наглядно-образное мышление: большинству требуется

Слайд 18Речь:
- характерен бедный словарный запас;
- нарушено звукопроизношение;
- небогато сформирована лексико-грамматическая сторона

речи;
- наличие аграмматизмов;
- трудности в формировании связной речи;
- дефекты артикуляционного аппарата.
Речь: - характерен бедный словарный запас;- нарушено звукопроизношение;- небогато сформирована лексико-грамматическая сторона речи; - наличие аграмматизмов;- трудности

Слайд 19Игровая деятельность детей с ЗПР. У детей есть интерес к игре

и к игрушкам, но с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику.
Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР. Дети отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.
Двигательная сфера детей с ЗПР. У них не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, однако, при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность таких двигательных качеств как точность, выносливость, гибкость, ловкость, сила, координация.
Игровая деятельность детей с ЗПР. У детей есть интерес к игре и к игрушкам, но с трудом

Слайд 20Коррекционная направленность обучения детей с ЗПР
Образовательный
блок
Воспитательный
блок
Коррекционный блок
Диагностический блок
Оздоровительный

блок
Коррекционная направленность обучения детей с ЗПРОбразовательный блокВоспитательный блок Коррекционный блокДиагностический блокОздоровительный блок

Слайд 21Диагностический блок
Комплексное медико-психолого-педагогическое
изучение ребенка в целях уточнения диагноза
и для

разработки
индивидуально-ориентированной
программы развития ребенка

Психолог

Дефектолог

Воспитатель

Музыкальный
руководитель

Инструктор
по физкультуре

Врач

Диагностический блокКомплексное медико-психолого-педагогическое изучение ребенка в целях уточнения диагноза и для разработки индивидуально-ориентированной программы развития ребенкаПсихолог Дефектолог

Слайд 22Оздоровительный блок
Осуществляется комплекс
лечебно-профилактических мероприятий,
необходимых для детей с ЗПР

Определяются условия,

необходимые для защиты,
сохранения и укрепления здоровья
каждого воспитанника
дошкольного учреждения

Определяются задачи формирования у детей
представлений о здоровом образе жизни
и конкретных способах укрепления
своего здоровья.



Оздоровительный блокОсуществляется комплекс лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для детей с ЗПРОпределяются условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления

Слайд 23Воспитательный блок
Социализация ребенка
Повышение самостоятельности ребенка
Повышение автономии ребенка
Повышение автономии семьи
Воспитание у

ребенка положительных
личностных качеств


Воспитательный блок Социализация ребенкаПовышение самостоятельности ребенкаПовышение автономии ребенкаПовышение автономии семьиВоспитание у ребенка положительных личностных качеств

Слайд 24Образовательный блок
Подготовка
к школьному
обучению

Обучение детей
способам усвоения
общественного

опыта

Развитие
познавательной
активности

Формирование
всех видов
детской деятельности


Образовательный блокПодготовка  к школьному  обучениюОбучение детейспособам усвоения общественного опытаРазвитиепознавательной активностиФормирование всех видов детской деятельности

Слайд 25Методы коррекции познавательной деятельности младших школьников с ЗПР
В коррекционно-развивающем обучении участвует

группа специалистов – учитель, психолог, дефектолог.
Учитель реализует коррекционное направление обучения путем индивидуального подхода к детям на уроке – при объяснении, закреплении учебного материала, а также при оценке знаний учащихся.
Психолог проводит диагностику нарушений психического развития ребенка и определяет индивидуальные потребности. Проводит коррекционные занятия с детьми и консультирует учителя. В соответствии с концепцией коррекционно-развивающего обучения индивидуальные и групповые занятия должен проводить дефектолог, но на практике часто такие занятия ведет учитель.
Методы коррекции познавательной деятельности младших школьников с ЗПР В коррекционно-развивающем обучении участвует группа специалистов – учитель, психолог,

Слайд 271-е направление:
Использование средств искусства для коррекции поведения детей с ЗПР

Задачи

направления:
1) снять эмоциональную напряженность;
2) создать ситуацию успеха;
3) привить новые формы поведения (умение довести начатое дело до конца, дисциплинированность);
4) дать детям возможность почувствовать себя самостоятельными, развить чувство уверенности в себе;
5) воспитывать чувство прекрасного.

Занятия проводит психолог или дефектолог в групповой или индивидуальной форме.

1-е направление:Использование средств искусства для коррекции поведения детей с ЗПР Задачи направления: 1) снять эмоциональную напряженность; 2)

Слайд 28
2-е направление:
Использование сказок, игр, этюдов для коррекции поведения

и эмоционально-личностной сферы детей с ЗПР
Задачи направления:
1)коррекция аффективного поведения и эмоционально-личностной сферы;
2) коррекция поведения учащихся в коллективе;
3) формирование моральных представлений

Занятия проводит учитель или дефектолог в групповой форме.

2-е направление: Использование сказок, игр, этюдов для коррекции поведения и эмоционально-личностной сферы детей с ЗПРЗадачи

Слайд 293-е направление:
Использование природоведческого материала и экскурсий в целях расширения

знаний об окружающей действительности и развития познавательного интереса у детей с ЗПР
Реализация задач этого направления осуществляется учителем в процессе обучения.
При организации работы необходимо руководствоваться знаниями, предусмотренными программой по природоведению для начальной школы: времена года, явления природы, последовательное название месяцев, дней недели; образ жизни животных и его изменения в различные времена года.

Занятия проводит учитель или дефектолог в групповой форме.

3-е направление:  Использование природоведческого материала и экскурсий в целях расширения знаний об окружающей действительности и развития

Слайд 30«Найди два одинаковых предмета»

«Найди два одинаковых предмета»

Слайд 31«Выкладывание из палочек»

«Выкладывание из палочек»

Слайд 32«Исключение лишнего»

«Исключение лишнего»

Слайд 33«Найди отличия»

«Найди отличия»

Слайд 34«Нанизывание бусинок»

«Нанизывание бусинок»

Слайд 35«Назови животных»

«Назови животных»

Слайд 36«Скопируй»

«Скопируй»

Слайд 37«Скопируй»

«Скопируй»

Слайд 38«Найди тень»

«Найди тень»

Слайд 39«Найди тень»

«Найди тень»

Слайд 40«Найди дорожку»

«Найди дорожку»

Слайд 41«Воспроизведение геометрических фигур»

«Воспроизведение геометрических фигур»

Слайд 42«Назови предмет»

«Назови предмет»

Слайд 43«Назови предмет»

«Назови предмет»

Слайд 44«Что слышно?»

«Что слышно?»

Слайд 45«Узнай по голосу»

«Узнай по голосу»

Слайд 46«Кто знает, пусть дальше считает»



«Кто знает, пусть дальше считает»

Слайд 47«Море волнуется»

«Море волнуется»

Слайд 48Заключение
Итак, задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных

форм психических нарушений. Это нарушение нормального темпа психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка. Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, ее значения в общей системе психического развития.
Все отклонения у таких детей со стороны нервной системы отличаются изменчивостью и диффузностью и носят временной характер. В отличие от умственной отсталости, при ЗПР имеет место обратимость интеллектуального дефекта.

www.themegallery.com

Company Logo

Заключение Итак, задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это нарушение нормального

Слайд 49Библиографический список
1. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с

задержкой психического развития: Пособие для психологлв и педагогов. - М.: Владос, 2003.
2. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. - М., 2003.
3. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В.И. Лубовского. - Смоленск, 1994.
4. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1980. -№ 3.
5. Подъячева И.П. Кррекционно-развивающее обучение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. - М., 2001.
6. Рахмакова Г.Н. Некоторые особенности письменной речи младших школьников с ЗПР // Дефектология. - 1991. - № 2.
7. Слепович Е.С. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития.- М.: Педагогика, 1990.

www.themegallery.com

Company Logo

Библиографический список1. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологлв

Слайд 50Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть