Презентация, доклад по психологии общения на тему Психология развития

Содержание

План:Психология развития (2/02)Области развитияВлияние на развитиеМодель развитияТеории развития Возрастная психология (5/02) Цели, задачи Подростки(13-16) характеристика Юношество(16-19) характеристика

Слайд 1Занятие 3




Психология развития Возрастная психология
Преподаватель – Платов Максим Алексеевич

Занятие 3Психология развития Возрастная психологияПреподаватель – Платов Максим Алексеевич

Слайд 2План:
Психология развития (2/02)
Области развития
Влияние на развитие
Модель развития
Теории развития


Возрастная психология (5/02)

Цели, задачи
Подростки(13-16) характеристика
Юношество(16-19) характеристика


План:Психология развития (2/02)Области развитияВлияние на развитиеМодель развитияТеории развития Возрастная психология (5/02) Цели, задачи Подростки(13-16) характеристика Юношество(16-19) характеристика

Слайд 3области развития
Физическая (размеры, формы органов тела)
Изменение структур мозга
Сенсорные возможности
Моторные навыки
Когнитивная
Интеллектуальные способности
Психические

процессы
Конкретная организация мышления, восприятия, рассуждения, памяти, воображения, речи, решения задач
Психосоциальная
Свойства личности
Развитие личности
Межличностные отношения
Развитие «Я-Концепции»
Эмоции, чувства
Социальные навыки
Модели поведения
области развитияФизическая (размеры, формы органов тела)Изменение структур мозгаСенсорные возможностиМоторные навыкиКогнитивнаяИнтеллектуальные способностиПсихические процессыКонкретная организация мышления, восприятия, рассуждения, памяти,

Слайд 4влияние на развитие
Биологические процессы
Созревание
Рост
Старение
Внешняя среда
Научение
Социализация


Поведение
влияние на развитиеБиологические процессы Созревание Рост СтарениеВнешняя среда  Научение Социализация Поведение

Слайд 5факторы влияющие на развитие индивида на протяжении всей жизни
Индивидуальные особенности человека
Некоторые

индивидуальные особенности, которые влияют на спектр возможностей предоставляемых человеку временем
Нормативные возрастные факторы
Ненормативные факторы
Нормативные исторические факторы


факторы влияющие на развитие индивида  на протяжении всей жизниИндивидуальные особенности человекаНекоторые индивидуальные особенности, которые влияют на

Слайд 6Модель развития человека Бренфонбреннора
3 уровень – «экзосистема»

«культурная сфера»

2 уровень – «мезосистема» «социальная сфера»

1 уровень – «микросистема» «семейная сфера»

4 уровень – «макросистема» «историческая сфера»

Модель развития человека Бренфонбреннора 3 уровень – «экзосистема»     «культурная сфера»2 уровень – «мезосистема»

Слайд 7Теории развития человека

Теории развития человека

Слайд 8Что первично или больше значимо? Природа(генетика) или Воспитание(окружающая среда)

Развитие человека это

непрерывный процесс или скачкообразный?

Человек рассматривается как организм(целостная система) или как механизм?

Что первично или больше значимо? Природа(генетика) или Воспитание(окружающая среда)Развитие человека это непрерывный процесс или скачкообразный?Человек рассматривается как

Слайд 9теории научения

теории научения

Слайд 10Бихевиоризм
(Теории научения)
Научение - изменения в поведении, происходящие в результате практики — взаимодействия

организма со средой

Психика
(мотивы, чувства, уставновки, социальные нормы)

Поведение

Воздействие

Стимул
S

Реакция
R

Человек – машина(механизм), который приводится в действие входящим сигналом (S) и вырабатывает ответный сигнал (R)

Дж. Уотсон (1878-1958)

Бихевиоризм(Теории научения)Научение - изменения в поведении, происходящие в результате практики — взаимодействия организма со средойПсихика(мотивы, чувства, уставновки, социальные

Слайд 11Дж. Локк
И. П. Павлов
“У человека при рождении нет врожденных идей, моделей

человека. Чистая доска” (Tabula Rasa)

Учения и опыты о безусловных рефлексах

Дж. ЛоккИ. П. Павлов“У человека при рождении нет врожденных идей, моделей человека. Чистая доска”   (Tabula

Слайд 12Бихевиоризм
(Теории научения)
теории социального научения
поведение человека обуславливается постоянным взаимным влиянием поведенческих,

когнитивных и средовых факторов. Это означает, что не только среда или личностные факторы влияют на поведение человека, но и сам человек играет активную роль в создании условий окружающей среды

А. Бандура(1925-1988)

Бихевиоризм(Теории научения)теории социального научения поведение человека обуславливается постоянным взаимным влиянием поведенческих, когнитивных и средовых факторов. Это означает,

Слайд 13Когнитивные теории

Когнитивные теории

Слайд 14(Когнитивные теории)
Ж. Пиаже (1896-1980)
- рассматривают человека с точки зрения его интеллекта
Психика

– активный и динамический процесс, обладания врожденными структурами мозга, которые обрабатывают и организовывают информацию поступающую в человека

Интеллект, рассматривается, как образец адаптации к требованиям внешней среды

Ассимиляция – включение новый инфы в существующую структуру

Аккомодация – изменение структуры с требованием внешней среды

(Когнитивные теории)Ж. Пиаже (1896-1980)- рассматривают человека с точки зрения его интеллектаПсихика – активный и динамический процесс, обладания

Слайд 15(Когнитивные теории)
Ж. Пиаже (1896-1980)
стадии развития интеллекта
Сенсо-моторная (с 0 – до 1,5-2

лет)
Познание мира посредством различны действий(рассматривание, сосание, жевание)
2) Дооперациональная ( с 2 до 7 лет)
Ребенок начинает пользоваться символами(речь, язык) в игре и общении с другими людьми. Размышления и рассуждения носят однонаправленный характер и необратимы. Нет понимания «сохранения»
3) Конкретных операция (с 7 до 11-12 лет)
Начинают мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам, оперировать математическими понятиями, но в применении к конкретным объектам
4) Формальных операций ( с 12…)
Созревание ментальных структур. Человек способен проводить анализ решения логических задач, как конкретного, так и абстрактного содержания. Способность системно обдумывать возможные варианты решения

(Когнитивные теории)Ж. Пиаже (1896-1980)стадии развития интеллектаСенсо-моторная (с 0 – до 1,5-2 лет)Познание мира посредством различны действий(рассматривание, сосание,

Слайд 16(Когнитивные теории)
Ребенок является социальным существом и его когнитивное развитие идет в

обществе взрослых и других детей. Таким образом, когнитивное развитие ребенка – «ученичество»

Мир обретает для ребенка смысл только благодаря усвоению «значений», которые разделяют окружающие его люди

Л. Выготский(1896-1934)

Выделил два уровня когнитивного развития
«Уровень актуального развития ребенка»
Определяется способностью ребенка самостоятельно решать определенные задачи

«Уровень потенциального развития ребенка»
Определяется характером задач, которые ребенок в состоянии решить с помощью взрослого или другого компетентного ребенка

(Когнитивные теории)Ребенок является социальным существом и его когнитивное развитие идет в обществе взрослых и других детей. Таким

Слайд 17(Когнитивные теории)
Л. Выготский(1896-1934)
Когнитивное развитие вплетено в социально-культурные контексты его жизни. И

лучшие достижения ребенка появляются при его сотрудничестве со взрослыми или другими более компетентными детьми

Путь от социального развития идёт к индивидуальному

Л. Выготский(1896-1934)

К. Т. Главным образом, исследуют перцептивные способности, речь, мышление, но практически не рассматривают эмоциональное развитие, межличностные отношения, формирование особенностей личности….

(Когнитивные теории)Л. Выготский(1896-1934)Когнитивное развитие вплетено в социально-культурные контексты его жизни. И лучшие достижения ребенка появляются при его

Слайд 18Психоаналитические теории

Психоаналитические теории

Слайд 19(Психоаналитические теории)
З. Фрейд (1856-1939)
Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

- человеческое поведение,

опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
- эти влечения преимущественно бессознательны;
- попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
- помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
- конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к психо-эмоциональным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия,
- освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).
(Психоаналитические теории)З. Фрейд (1856-1939)Основные положения психоанализа заключаются в следующем:- человеческое поведение, опыт и познание во многом определены

Слайд 20(Психоаналитические теории)
З. Фрейд (1856-1939)
Личность мотивируется внутренними биологическими влечениями
Новорожденный ребенок
«ОНО», «Ид»

- примитивное, жаждущая удовольствия часть личности

Младенец
(1.5-3 года)

«Я», «Эго» - опирается на принцип реальности

Дошкольник
(между 3 и 6)

«Сверх-Я», «СуперЭго» - советь, внутренний полицейски,
«конфликт с «ОНО»*

*Сильный конфликт является НЕВРОЗОМ

(Психоаналитические теории)З. Фрейд (1856-1939)Личность мотивируется внутренними биологическими влечениямиНоворожденный ребенок «ОНО», «Ид» - примитивное, жаждущая удовольствия часть личностиМладенец(1.5-3

Слайд 21ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
МОДЕЛЬ ПСИХИКИ
«ОНО», «Ид» - примитивное, жаждущая удовольствия часть личности
«Я», «Эго»

- опирается на принцип реальности

«Сверх-Я», «СуперЭго» - советь, внутренний полицейски,
«конфликт с «ОНО»*

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯМОДЕЛЬ ПСИХИКИ«ОНО», «Ид» - примитивное, жаждущая удовольствия часть личности«Я», «Эго» - опирается на принцип реальности«Сверх-Я», «СуперЭго»

Слайд 22ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
МОДЕЛЬ ПСИХИКИ
Сознание
определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело,

так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным
Сознание и бессознательное антагонистичны, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает.
Психику автоматически регулирует принцип удовольствия, который модифицируется в принцип реальности; при нарушении баланса возможностей и желаний (когда желание не принимается обществом или самим индивидом), происходит проскальзывание информации в сознание посредством снов, оговорок и т. п. (то есть через бессознательную сферу).
ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯМОДЕЛЬ ПСИХИКИСознаниеопределяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может

Слайд 23ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
МОДЕЛЬ ПСИХИКИ


Бессознательное
это первичные человеческие потребности в биологическом выживании, половом влечении

и агрессии «Оно» является страстью, побуждающей к властвованию над человеком звериных инстинктов. До возраста 5-6 лет ребенком руководит только бессознательное «Я», считающее, что жизнь лишь для удовольствий. Поэтому дети в этом возрасте капризны и требовательны.
ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯМОДЕЛЬ ПСИХИКИБессознательноеэто первичные человеческие потребности в биологическом выживании, половом влечении и агрессии «Оно» является страстью, побуждающей

Слайд 24ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
МОДЕЛЬ ПСИХИКИ
СуперЭГО(предсознание)
выполняющая функцию самонаблюдения и моральной оценки. Суперэго образуется в

результате интроекции образов родителей и их системы ценностей.
ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯМОДЕЛЬ ПСИХИКИСуперЭГО(предсознание)выполняющая функцию самонаблюдения и моральной оценки. Суперэго образуется в результате интроекции образов родителей и их

Слайд 25ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
МОДЕЛЬ ПСИХИКИ
ИНФОРМАЦИЯ/
СТИМУЛ
СВЕРХ
-
Я
Сознание
Я
Бессознательное
(ОНО)
Ц
Е
Н
З
У
Р
А
МЫСЛИ
ПОСТУПКИ

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯМОДЕЛЬ ПСИХИКИИНФОРМАЦИЯ/СТИМУЛСВЕРХ-ЯСознаниеЯБессознательное(ОНО)ЦЕНЗУРАМЫСЛИПОСТУПКИ

Слайд 26(Психоаналитические теории)
5 стадий психосексуального развития
Оральная (0-1)
Анальная (1,5-3)
Фаллическая (3-5) – половая идентификация
Латентная

(6-12) – процесс обучения
Генитальная (12-…) – интерес к другому полу

З. Фрейд (1856-1939)

(Психоаналитические теории)5 стадий психосексуального развитияОральная (0-1)Анальная (1,5-3)Фаллическая (3-5) – половая идентификацияЛатентная (6-12) – процесс обученияГенитальная (12-…) –

Слайд 27(Психоаналитические теории)
Оральная (0-1)
Первый этап детской сексуальности, в которой рот ребёнка выступает

в качестве первичного источника удовлетворения основной органической потребности, что выражается в процессах сосания, кусания и глотания.
В самом начале жизни, после рождения, половое влечение неотделимо от инстинкта самосохранения, но в отличие от последнего обладает способностью к вытеснению и сложной трансформации
Во время кормления, ребёнка утешают лаской, покачиванием, уговорами. Эти ритуалы помогают уменьшить напряжение и могут ассоциироваться ребёнком с процессом кормления (удовольствия). Формируются установки относительно окружающего мира: доверие — недоверие, зависимость — независимость, чувство опоры или фатального отсутствия помощи извне. Формируются навыки любви.

З. Фрейд (1856-1939)

(Психоаналитические теории)Оральная (0-1)Первый этап детской сексуальности, в которой рот ребёнка выступает в качестве первичного источника удовлетворения основной

Слайд 28(Психоаналитические теории)
Анальная (1,5-3)
Второй этап детской сексуальности, на которой ребёнок учится контролировать

свои акты дефекации, испытывая удовольствие от опорожнения и интерес к производимому процессу. В этот период ребёнок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом, умению сдерживать позывы к испражнениям. Формируется Эго как инструмент реализации потребностей Ид.
Способ приучения к туалету и реакции родителей определяют формы самоконтроля и саморегуляции ребёнка.

З. Фрейд (1856-1939)

(Психоаналитические теории)Анальная (1,5-3)Второй этап детской сексуальности, на которой ребёнок учится контролировать свои акты дефекации, испытывая удовольствие от

Слайд 29(Психоаналитические теории)
Фаллическая (3,5-6)
Третий этап детской сексуальности, на которой ребёнок начинает изучать

своё тело, рассматривать и трогать свои половые органы. Возникает интерес к отношениям полов, появлению детей. Появляется интерес к родителю противоположного пола, идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. Формируется Супер-Эго как контролирующая часть личности, отвечающая за соблюдение полученных норм поведения и следования образу правильного поведения.

З. Фрейд (1856-1939)

(Психоаналитические теории)Фаллическая (3,5-6)Третий этап детской сексуальности, на которой ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать и трогать свои

Слайд 30(Психоаналитические теории)
Латентная (12 - )
Пятый этап, заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда.

Обуславливается биологическим созреванием в пубертатный период и завершением психосексуального развития. Происходит прилив сексуальных сил и агрессивных побуждений. На данном этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Становится важным поиск своего места в обществе, выбор полового партнёра, создание семьи. Происходит освобождение от авторитета родителей и от привязанности к ним.

З. Фрейд (1856-1939)

(Психоаналитические теории)Латентная (12 - )Пятый этап, заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда. Обуславливается биологическим созреванием в пубертатный период

Слайд 31Э. Эрикссон(1902-1994)
(Психоаналитические теории)
Главной движущей силой развитой личности, считал обретение эго-идентичности
То, кем

я вижу и считаю себя здесь и сейчас, в данной ситуации или на данном отрезке жизненного пути - это личностная идентичность. Если просто что-то "знаю" о себе - это скорее личностная идентичность. Если я "чувствую, кто я и где я нахожусь", это скорее эго-идентичность. 

Процесс поиска эго-идентичности продолжаются всю жизнь и представлен 8 стадиями психосоциального развития

Э. Эрикссон(1902-1994)(Психоаналитические теории)Главной движущей силой развитой личности, считал обретение эго-идентичностиТо, кем я вижу и считаю себя здесь

Слайд 33Э. Эрикссон(1902-1994)
(Психоаналитические теории)
Отрицательные стороны теории:

при исследовании глубин личности, именно эту сферу

невозможно подтвердить экспериментально;

интерпретация своего детства всегда очень субъективна.
Э. Эрикссон(1902-1994)(Психоаналитические теории)Отрицательные стороны теории:при исследовании глубин личности, именно эту сферу невозможно подтвердить экспериментально;интерпретация своего детства всегда

Слайд 34Гуманистические теории

Гуманистические теории

Слайд 35(Гуманистические теории)
Отвергают детерминизм (предрасположенность) психоанализа(развитие в детстве) и бихевиоризма (поведение)
В центре

теории «Я», находится развитие осознания человеком собственной идентичности.
С т.з. гуманистов, Человек действует по собственному выбору(своему усмотрению), проявляя при этом активность и творчество при достижении целей

В основе гуманистической психологии лежит философия экзистенциализма*

* - направление в современной философии, в центре внимания которого, находятся стремления человека найти смысл своего существования и жить свободно и ответственно в соответствии с этическими принципами.

(Гуманистические теории) Отвергают детерминизм (предрасположенность) психоанализа(развитие в детстве) и бихевиоризма (поведение)В центре теории «Я», находится развитие осознания

Слайд 36(Гуманистические теории)
А. Маслоу (1908-1970)
Теория иерархии потребностей
(низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое

влечение  т. д.
Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
Потребность в принадлежности и любви.
Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
(высший уровень) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

(Гуманистические теории)А. Маслоу (1908-1970)Теория иерархии потребностей(низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение  т. д.Потребность в безопасности: чувство уверенности,

Слайд 39(Гуманистические теории)
К. Роджерс (1902-1987)
Человек имеет желание и умение к личному самосовершенствованию
Человек

сам для себя определяет смысл жизни, его цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей.

«Кто я?»
«Что я могу сделать, чтоб стать тем,
кем я хочу быть?»

(Гуманистические теории)К. Роджерс (1902-1987)Человек имеет желание и умение к личному самосовершенствованиюЧеловек сам для себя определяет смысл жизни,

Слайд 40(Гуманистические теории)
К. Роджерс (1902-1987)
«Я-Концепция» – идеи, цели и ценности, через которые

человек характеризует самого себя и намечает перспективы своего роста

Образ «Я», формировавшийся на протяжении жизни, в собственную очередь оказывает влияние на восприятие данным человеком мира, иных людей, на оценки, что дает человек своему поведению.
Я-концепция может оказаться положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной.
Индивид с положительной Я-концепцией, видит мир иначе, чем человек с отрицательной или амбивалентной. Я-концепция может неправильно отражать действительность, быть искаженной и вымышленной.

То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может оказаться вытеснено из его сознания, отвергнуто, впрочем фактически может быть истинным.

(Гуманистические теории)К. Роджерс (1902-1987)«Я-Концепция» – идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает

Слайд 41Возрастная психология

Возрастная психология

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть