Слайд 4Интерактивная сторона общения
Психология общения
Слайд 5Интеракция
взаимодействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности.
Слайд 6Типы взаимодействия:
Кооперация — это такое взаимодействие, при котором его субъекты достигают
взаимного соглашения о преследуемых целях и стремятся не нарушать его, пока совпадают их интересы.
Конкуренция — это взаимодействие, характеризующееся достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства между людьми.
Слайд 7Трансактный анализ
Эрик Берн, американский психолог и психиатр.
Разработчик теории трансакционного анализа
Слайд 9Структура «Я» по Э.Берну
Взрос-лый
Слайд 10 Конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, а также серьезное разногласие,
острый спор, приводящий к борьбе, при которой между собеседниками наблюдается определенная степень ущемления нравственного достоинства и проявление неуважения.
Слайд 11Типологии конфликтов
Разделение по субъектам, или сторонам конфликта:
внутриличностные
межличностные
между личностью и группой
межгрупповые
межгосударственные
Слайд 13Характеристики конфликта
Объект конфликта — реальный или идеальный предмет, являющийся причиной спора.
Стороны конфликта (оппоненты, участники) - отдельные люди или группы людей. Для сторон характерно наличие у них внешней и внутренней позиции в конфликте.
Слайд 14Характеристики конфликта
Внешняя позиция - эта та мотивировка участия в конфликте, которая
открыто предъявляется сторонами своим оппонентам.
Внутренняя позиция - представляет собой набор тех истинных интересов, мотивов и ценностей, которые принуждают человека или группу включаться в конфликт. Внутренняя позиция зачастую скрыта не только от оппонентов и наблюдателей, но и от самого субъекта, так как является неосознаваемой.
Внешняя позиция может совпадать, а может и не совпадать с внутренней позицией.
Слайд 15Характеристики конфликта
Конфликт становится психологической реальностью для участников с момента возникновения инцидента.
Инцидент — это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в их интересах и целях. То есть инцидент — это осознание конфликтной ситуации.
Он может протекать в различных формах: скрытой и открытой.
Слайд 16Основные стадии развития конфликта
В динамике конфликта, то есть в закономерностях его
развития, выделяют четыре основные стадии развития конфликта:
Возникновение конфликта
Осознание конфликта
Конфликтные действия
Разрешение конфликта
Слайд 17Конфликт может выполнять как деструктивную, так и конструктивную функции
Конфликт деструктивен, если
он:
уводит в сторону от решения более важных проблем и дел,
укрепляет низкую самооценку и вызывает стресс,
вызывает безответственное, заслуживающее сожаления поведение.
Слайд 18Конфликт конструктивен, если он:
раскрывает важную проблему,
вовлекает индивидов в решение проблемы,
дает
выход скопившимся негативным эмоциям,
помогает индивидам совершенствоваться и использовать полученные знания и опыт.
Слайд 19Стратегии поведения в конфликте
УХОД
Уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации,
не разрешая ее:
молчание,
демонстративное удаление,
обиженный уход,
затаенный гнев,
депрессия,
игнорирование обидчика,
ехидные замечания по его поводу и за его спиной,
переход на «чисто деловые отношения»,
полный отказ от отношений с оппонентом.
Слайд 20Уход может быть оправдан, если:
источник разногласий несущественен по сравнению с более
важными задачами;
необходимо время, чтобы восстановить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации;
вы знаете, что не можете решить конфликт в свою пользу и не хотите этого. Отношения с оппонентом при этом для вас не важны.
Слайд 21ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
Изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов.
Субъект подавляет свои негативные эмоции, делает вид, словно все в порядке, продолжает действовать, словно ничего не произошло, мирится с происходящим, чтобы не нарушить покой, ругает себя за свою раздражительность, молчит, вынашивает план мести.
Слайд 22Приспособление может быть уместно, если:
вы оказались не правы и признаете это;
вас
не особенно волнует случившееся;
вам важнее сохранить добрые отношения с оппонентом, чем отстоять свои интересы;
предмет разногласий для вас менее существенен, чем для оппонента, итог намного важнее для него, чем для вас;
отстаивание своей точки зрения требует слишком много времени и сил.
Слайд 23КОНКУРЕНЦИЯ
Соперничество, конкуренция,
открытая борьба за свои
интересы, отстаивание своей
позиции.
Стремление доказать, что
другой не
прав,
попытки перекричать его,
применить физическое
насилие;
требования беспрекословного
послушания;
попытки перехитрить,
призвать на помощь союзников;
шантажировать разрывом
отношений.
Слайд 24Борьба может быть уместной, если:
требуются быстрые и решительные меры в непредвиденной
и опасной ситуации;
исход очень важен для вас и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
вы чувствуете, что у вас нет выбора и вам нечего терять, отношения с оппонентом для вас совершенно не важны;
Слайд 25КОМПРОМИСС
Урегулирование разногласий через взаимные уступки.
Компромиссное поведение может проявляться в том,
что субъект поддерживает дружеские отношения, ищет справедливого исхода, делит предмет желаний поровну, избегает самовластия и напоминания о своем первенстве, стремится получить что-то для себя, но избегает лобовых столкновений, немного уступает ради сохранения отношений.
Слайд 26Компромисс может быть уместным, если:
необходимо принять срочное решение при дефиците времени,
а аргументы сторон одинаково убедительны;
сотрудничество или подавление не приводит к успеху, а он важен для вас;
вас может устроить временное решение;
ваша позиция имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную вами цель;
компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете хоть что-то получить, чем все потерять.
Слайд 27СОТРУДНИЧЕСТВО
Совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон. Человек сотрудничающий определяет потребности
участников, старается их удовлетворить, признает ценности других, равно как и свои собственные, объективно отделяет проблему от личности, ищет неординарные решения, не щадит проблему, щадит людей.
Слайд 28Сотрудничество целесообразно, если:
вы заботитесь о чувствах вашего оппонента, рассчитываете на его
добрую волю и вовлеченность;
необходимо найти общее, единственное решение, каждый из подходов слишком важен и не допускает компромиссов;
у вас тесные и длительные отношения с другой стороной, а обсуждаемый вопрос очень важен;
у вас есть время для разрешения конфликта и отношения с партнером для вас важны.
Слайд 29Способы разрешения конфликтов
Конструктивное поведение
модель «Я выигрываю – ты выигрываешь»
Метод «Я-высказывания»
Переговоры
Слайд 30Конфликт разрешим с помощью синтонов
Слайд 31
Алгоритм анализа конфликта
Участники (стороны) конфликта.
Объект притязаний сторон.
Декларируемые цели сторон (внешняя позиция).
Потребности
и опасения сторон (внутренние мотивы)
Оцените роль в данной истории самовара, курицы и тараканов.
Изменения в сторонах и объекте в процессе развития отношений, в частности:
Появление новых участников.
Возникновение конфликтов внутри лагеря единомышленников.
Изменение формулировки внешней позиции.
Переконструирование ценностей и смыслов.
Изменение в объекте конфликта.
Выбранный способ разрешения конфликта. Какую стратегию поведения в конфликтной ситуации выбирают герои?
Оценка выбранного способа разрешения конфликта каждой из сторон, их чувства и мысли.