Слайд 1
Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками
Слайд 2«Работа с трудными детьми является проблемным камнем,
на котором отчетливо раскрываются
все достоинства и
изъяны как отдельного педагога,
так и целого педагогического коллектива.»
В. Мясищев
Слайд 3Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении.
Дубровина И.В.
связывает трудности этого возраста с половым созреванием, как причиной различных психофизиологических и психических отклонений.
Слайд 4Общие особенности подросткового возраста:
Изменчивость настроения.
Эмоциональная неустойчивость.
Неожиданные переходы от веселья к унынию.
Склонность
к пессимизму.
Повышенная чувствительность к критическим замечаниям сверстников и взрослых.
Поиск собственной идентичности.
Резкая смена физического самочувствия.
Острое недовольство собой.
Слайд 5Центральное психологическое новообразование в подростковом возрасте – это формирование у подростка
своеобразного
чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому.
По определению Д.Б. Эльконина, “чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность”
Слайд 6Поведенческие реакции в подростковом возрасте
Реакция отказа — отказ от обычных
форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учёбы;
Реакция оппозиции, протеста — противопоставление своего поведения требуемому;
Реакция имитации — подражание родным и близким;
Реакция компенсации — стремление восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой;
Реакция гиперкомпенсации — стремление добиться успеха именно в той области, в которой подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность.
Слайд 7 Подростковые психологические реакции возникают при взаимодействии с окружающей средой и
формируют характерное поведение.
Реакция эмансипации — отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из под опеке взрослых.
Реакция «отрицательной имитации — отражает становление реакции эмансипации, борьбу за независимость.
Реакция группирования — стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определённым стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером.
Слайд 8Реакция увлечения (хобби-реакция) - отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение
спортом, стремление к лидерству, азартные игры, участие в самодеятельности.
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением — повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь.
Слайд 9Трудные подростки - понятие сложное.
У каждого из них что-то свое,
особенное, индивидуальное, не похожее на других трудных детей: своя причина,
свои особенности отклонения от нормы, свои пути воспитания.
Слайд 10Трудные - это здоровые в физическом и психическом отношении дети, проявляющие
сопротивление воспитанию вследствие наличия значительных по степени устойчивости и разнообразных по форме проявления отклонений в нравственном развитии и поведении, обусловленных недостатками воспитания.
Слайд 11Причины возникновения «трудных» подростков
1. Биологические причины:
нарушения центральной нервной системы;
несвоевременная диагностика
умственной отсталости;
неравномерность полового созревания;
аномалия развития мальчиков, рожденных первыми у женщин в возрасте 30 лет;
наследственная предрасположенность к отклоняющемуся от нормы поведению (алкоголь, наркомания).
Слайд 122. Социальные причины:
социальный статус района;
пассивность общественности;
педагогические ошибки воспитателей;
неблагополучный
социально – психологический климат в школе;
стиль преподавания в школе;
трудность школьных программ;
неблагополучие семьи (напряженность супружеских отношений, потеря авторитета родителей);
воспитание детей в жестокой семье;
многодетные семьи.
Слайд 133. Психологические причины:
конфликт ролей у подростка;
конфликт уровня притязаний и самооценки;
конфликт со взрослыми;
конфликт со сверстниками;
сексуальный конфликт;
неуспех ребенка в ведущей деятельности;
неразвитость самосознания;
неадекватная самооценка;
личностный кризис.
Слайд 144. Комплексные причины:
общесоциальные причины;
социально-демографические причины;
социально-правовые причины;
социально-медицинские причины;
организационно-управленческие
причины.
Слайд 15По мнению Сухомлинского В.А. главными личностными чертами подростка являются:
Непримиримость
ко злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни – с другой.
Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают.
Слайд 16Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии
потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться.
Выраженность противоречий между богатством желаний и ограниченностью сил. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность.
Слайд 17В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой
и хроническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью.
Слайд 18Мотивационная среда
трудных подростков включает:
Ведущие мотивы, определяющие отрицательную направленность личности.
Житейские или
бытовые мотивы, регулирующие в основном взаимоотношения трудного подростка с окружающими людьми, определяющие его ситуативное поведение.
Слайд 19
Определяя мотивы поведения трудных подростков, нельзя по одинаковым причинам или похожим
условиям судить о сходстве мотивов. Даже в совершении группового проступка каждый подросток действует по разным мотивам. Именно вследствие различия мотивационной сферы трудный подросток весьма своеобразно реагирует на различные воспитательные влияния.
Слайд 20Психологическая работа с трудными детьми и подростками - одно из важнейших
направлений деятельности практического психолога. От того, насколько вовремя они выявлены и насколько адекватна помощь, предлагаемая подростку, зависит его психологическое благополучие в будущем.
Слайд 21Работа психолога с трудными подростками сводится к трем основным функциям:
Консультирование
Диагностирование
Коррекция
Слайд 22Индивидуально-психологические исследования предполагают:
Выявление слабых и сильных сторон личности трудновоспитуемых подростков, требующих
психолого-педагогической коррекции;
Составление здорового психологического потенциала личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перестроиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка, его интересов и мотивации.
Слайд 23Консультирование подростков основывается на применении методов разговорной терапии.
Диалог служит средством
для устранения нарушений психологического здоровья.
При этом особое значение приобретают такие описанные К. Роджерсом аспекты взаимоотношений между подростком и консультантом, как полное принятие подростка таким, какой он есть, умение консультанта проявлять эмпатию и быть самим собой (конгруэнтность).
Слайд 24Схема консультирования подростков:
1. Установление контакта с подростком.
2. Запрос подростка:
описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации.
3. Диагностическая беседа: поиск причин трудностей.
Слайд 25 4. Интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах
трудностей подростка.
5. Реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.
Слайд 26Психологическое консультирование позволяет:
Развернуть внутренний диалог;
«Оживить внутренних собеседников»;
Сгладить внутриличностные конфликты.
Слайд 27Психологическая диагностика подростка - это процедура изучения (оценивания) индивидуальности, проводимая в случае изменения
социальной ситуации развития, а также применительно к возникающим в ее жизнедеятельности проблемам.
Слайд 28Виды диагностических исследований подростков
диагностика уровня психического развития:
оценка уровня развития и особенностей функционирования когнитивной сферы (внимание, восприятие, память, мышление, речь)
оценка сформированности регуляторных функций.
Слайд 29 комплексная психологическая диагностика:
углубленное психологическое исследование, направленное
на выявление специфики психического развития в широком смысле этого слова, понимании механизмов и причин, приведших к данному типу условно-нормативного или отклоняющегося развития.
Слайд 30 эмоционально-личностная диагностика:
• оценка особенности эмоционального состояния, преобладающий фон настроения
•
характеристика уровня развития аффективной сферы
• ведущие потребности и особенности личностного развития
• типичные варианты эмоционально-поведенческого реагирования
• характеристика особенностей межличностного общения,
особенности внутрисемейных отношений.
Слайд 31Цель диагностической работы - получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе подростка.
На содержательном уровне проводимая диагностическая работа направлена на выявление уровня развития важнейших показателей психолого-педагогического статуса подростка и их соотнесение с системой требований, предъявляемых к подростку.
Слайд 32Коррекция поведения «трудного» подростка предполагает: выявления неблагополучия в системе отношений
подростка как со взрослыми, так и со сверстниками, и «лечении» социальной ситуации.
Слайд 33Главная задача коррекционной работы с трудным подростком это его социальное самоопределение,
которое зависит от организации двух условий:
1. Обеспечение включенности трудного ребенка в реальные социальные отношения.
2. Самореализация в процессе социального взаимодействия, т.е. предоставление возможности трудному подростку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.
Слайд 34Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты:
1. Целенаправленная
работа по нравственному просвещению.
2. Актуализация всех источников нравственного опыта подростков (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между обучающимися в группе, отношения детей с родителями, с преподавателями, преподавателей с родителями детей, стиль работы всего педагогического коллектива).
Слайд 353. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности
и проявлений личности.
4. Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей подростка.
Слайд 36При проведении психолого-педагогической коррекционной работы с трудными подростками необходимо соблюдение следующих
принципов:
Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного подростка. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике, прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним.
Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер. Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик.
Слайд 37Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудных подростков. Этот принцип предполагает определение
индивидуального подхода в социальном развитии каждого подростка, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому для самореализации и самораскрытия.
Принцип социального закаливания трудных подростков. Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.
Слайд 38
Проектирование возможных изменений в личности трудного подростка
Психологическое сопровождение
подростка будет успешным, если оно осуществляется на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса и в тесном контакте с социальным педагогом, классным руководителем, учителями-предметниками, педагогом-организатором. Обязательно также привлечение родителей и других членов семьи. Опираясь на результаты диагностики, психолог разрабатывает индивидуальную программу коррекционных действий, предусматривающую комплекс различных видов помощи подростку: медицинскую, педагогическую, социальную, психологическую.
Слайд 39Необходимые психолого-педагогические меры
в воспитании личности подростка
Научить приемам и навыкам эффективного межличностного
общения со сверстниками, установления дружеских отношений, проявлению готовности к коллективным формам деятельности.
Обучить приемам самостоятельного разрешения конфликтов мирным путем.
Научить устанавливать адекватные отношения с педагогами на уроках и вне их, проявлять уважение к преподавателям.
Слайд 404. Подвести к осознанию необходимости принятия и соблюдения классных и школьных
социальных и этических норм.
5. Формировать адекватную позитивную «Я-концепцию» и устойчивую самооценку.
6. Создание ситуации успеха, создание условий для осмысления подростком себя, своих поступков и социальных отношений.
Слайд 41Деятельность педагога-психолога предполагает осуществление программ, направленных на:
1. Облегчение процесса школьной адаптации:
Формирование
доверия к окружающим через принятия себя;
Развитие познавательной деятельности и сотрудничества;
Создание ситуации успеха, как в основной деятельности, так и в общении.
Слайд 422. Коррекцию имеющихся недостатков в психическом и социальном развитии:
индивидуальные и групповые
коррекционные занятия, тренинги, направленные на нормализацию учебной деятельности и поведения.
Слайд 433. Профилактику стрессовых состояний у подростков, повышение психологической культуры всех участников
образовательного процесса:
беседы с родителями и педагогами с целью повышения их психологической компетентности;
предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов;
создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении через оптимизацию форм общения.
Слайд 44Важнейшая задача работы с трудным подрастающим поколением в нашей стране является
формирование в общественном сознании положительных установок к их неформальным проявлениям, уважительного отношения к подросткам - как к новому поколению будущих граждан России. Соблюдение этих правил может считаться главным профилактическим мероприятием в плане возможности предупреждения социально-негативного поведения.