Презентация, доклад по психологии на тему Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками

Содержание

«Работа с трудными детьми является проблемным камнем, на котором отчетливо раскрываются все достоинства и изъяны как отдельного педагога, так и целого педагогического коллектива.»В. Мясищев

Слайд 1

Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками





Психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками

Слайд 2«Работа с трудными детьми является проблемным камнем,
на котором отчетливо раскрываются

все достоинства и
изъяны как отдельного педагога,
так и целого педагогического коллектива.»


В. Мясищев
«Работа с трудными детьми является проблемным камнем, на котором отчетливо раскрываются все достоинства и изъяны как отдельного

Слайд 3Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Дубровина И.В.

связывает трудности этого возраста с половым созреванием, как причиной различных психофизиологических и психических отклонений.


Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении.  Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с

Слайд 4Общие особенности подросткового возраста:
Изменчивость настроения.
Эмоциональная неустойчивость.
Неожиданные переходы от веселья к унынию.
Склонность

к пессимизму.
Повышенная чувствительность к критическим замечаниям сверстников и взрослых.
Поиск собственной идентичности.
Резкая смена физического самочувствия.
Острое недовольство собой.
Общие особенности подросткового возраста:Изменчивость настроения.Эмоциональная неустойчивость.Неожиданные переходы от веселья к унынию.Склонность к пессимизму.Повышенная чувствительность к критическим замечаниям

Слайд 5Центральное психологическое новообразование в подростковом возрасте – это формирование у подростка

своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. По определению Д.Б. Эльконина, “чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность”


Центральное психологическое новообразование в подростковом возрасте – это формирование у подростка своеобразного  чувства взрослости, как субъективного

Слайд 6Поведенческие реакции в подростковом возрасте
Реакция отказа — отказ от обычных

форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учёбы;
Реакция оппозиции, протеста — противопоставление своего поведения требуемому;
Реакция имитации — подражание родным и близким;
Реакция компенсации — стремление восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой;
Реакция гиперкомпенсации — стремление добиться успеха именно в той области, в которой подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность.
Поведенческие реакции в подростковом возрасте Реакция отказа — отказ от обычных форм поведения:   контактов, домашних

Слайд 7 Подростковые психологические реакции возникают при взаимодействии с окружающей средой и

формируют характерное поведение.


Реакция эмансипации — отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из под опеке взрослых.
Реакция «отрицательной имитации — отражает становление реакции эмансипации, борьбу за независимость.
Реакция группирования — стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определённым стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером.


Подростковые психологические реакции возникают при взаимодействии с окружающей средой и формируют характерное поведение. Реакция эмансипации —

Слайд 8Реакция увлечения (хобби-реакция) - отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение

спортом, стремление к лидерству, азартные игры, участие в самодеятельности.
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением — повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь.

Реакция увлечения (хобби-реакция) - отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры,

Слайд 9Трудные подростки - понятие сложное.
У каждого из них что-то свое,

особенное, индивидуальное, не похожее на других трудных детей: своя причина,
свои особенности отклонения от нормы, свои пути воспитания.
Трудные подростки - понятие сложное. У каждого из них что-то свое, особенное, индивидуальное, не похожее на других

Слайд 10Трудные - это здоровые в физическом и психическом отношении дети, проявляющие

сопротивление воспитанию вследствие наличия значительных по степени устойчивости и разнообразных по форме проявления отклонений в нравственном развитии и поведении, обусловленных недостатками воспитания.
Трудные - это здоровые в физическом и психическом отношении дети, проявляющие сопротивление воспитанию вследствие наличия значительных по

Слайд 11Причины возникновения «трудных» подростков
1. Биологические причины:
нарушения центральной нервной системы;
несвоевременная диагностика

умственной отсталости;
неравномерность полового созревания;
аномалия развития мальчиков, рожденных первыми у женщин в возрасте 30 лет;
наследственная предрасположенность к отклоняющемуся от нормы поведению (алкоголь, наркомания).
Причины возникновения «трудных» подростков1. Биологические причины:нарушения центральной нервной системы; несвоевременная диагностика умственной отсталости; неравномерность полового созревания; аномалия

Слайд 122. Социальные причины:
социальный статус района;
пассивность общественности;
педагогические ошибки воспитателей;
неблагополучный

социально – психологический климат в школе;
стиль преподавания в школе;
трудность школьных программ;
неблагополучие семьи (напряженность супружеских отношений, потеря авторитета родителей);
воспитание детей в жестокой семье;
многодетные семьи.
2. Социальные причины:социальный статус района; пассивность общественности; педагогические ошибки воспитателей; неблагополучный социально – психологический климат в школе;

Слайд 133. Психологические причины:
конфликт ролей у подростка;
конфликт уровня притязаний и самооценки;


конфликт со взрослыми;
конфликт со сверстниками;
сексуальный конфликт;
неуспех ребенка в ведущей деятельности;
неразвитость самосознания;
неадекватная самооценка;
личностный кризис.
3. Психологические причины:конфликт ролей у подростка; конфликт уровня притязаний и самооценки; конфликт со взрослыми; конфликт со сверстниками;

Слайд 144. Комплексные причины:
общесоциальные причины;
социально-демографические причины;
социально-правовые причины;
социально-медицинские причины;
организационно-управленческие

причины.
4. Комплексные причины:общесоциальные причины; социально-демографические причины; социально-правовые причины; социально-медицинские причины; организационно-управленческие причины.

Слайд 15По мнению Сухомлинского В.А. главными личностными чертами подростка являются:

Непримиримость

ко злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни – с другой.
Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают.

По мнению Сухомлинского В.А.  главными личностными чертами подростка являются: Непримиримость ко злу, эмоциональное неприятие его, с

Слайд 16Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии

потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться.
Выраженность противоречий между богатством желаний и ограниченностью сил. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность.

Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться

Слайд 17В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой

и хроническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью.
В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и хроническое отношение к ней. Он

Слайд 18Мотивационная среда
трудных подростков включает:
Ведущие мотивы, определяющие отрицательную направленность личности.
Житейские или

бытовые мотивы, регулирующие в основном взаимоотношения трудного подростка с окружающими людьми, определяющие его ситуативное поведение.

Мотивационная среда трудных подростков включает:Ведущие мотивы, определяющие отрицательную направленность личности.Житейские или бытовые мотивы, регулирующие в основном взаимоотношения

Слайд 19 Определяя мотивы поведения трудных подростков, нельзя по одинаковым причинам или похожим

условиям судить о сходстве мотивов. Даже в совершении группового проступка каждый подросток действует по разным мотивам. Именно вследствие различия мотивационной сферы трудный подросток весьма своеобразно реагирует на различные воспитательные влияния.
Определяя мотивы поведения трудных подростков, нельзя по одинаковым причинам или похожим условиям судить о сходстве

Слайд 20Психологическая работа с трудными детьми и подростками - одно из важнейших

направлений деятельности практического психолога. От того, насколько вовремя они выявлены и насколько адекватна помощь, предлагаемая подростку, зависит его психологическое благополучие в будущем.

Психологическая работа с трудными детьми и подростками - одно из важнейших направлений деятельности практического психолога. От того,

Слайд 21Работа психолога с трудными подростками сводится к трем основным функциям:
Консультирование
Диагностирование
Коррекция

Работа психолога с трудными подростками сводится к трем основным функциям:КонсультированиеДиагностированиеКоррекция

Слайд 22Индивидуально-психологические исследования предполагают:
Выявление слабых и сильных сторон личности трудновоспитуемых подростков, требующих

психолого-педагогической коррекции;
Составление здорового психологического потенциала личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перестроиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка, его интересов и мотивации.
Индивидуально-психологические исследования предполагают:Выявление слабых и сильных сторон личности трудновоспитуемых подростков, требующих психолого-педагогической коррекции;Составление здорового психологического потенциала личности,

Слайд 23Консультирование подростков основывается на применении методов разговорной терапии. Диалог служит средством

для устранения нарушений психологического здоровья. При этом особое значение приобретают такие описанные К. Роджерсом аспекты взаимоотношений между подростком и консультантом, как полное принятие подростка таким, какой он есть, умение консультанта проявлять эмпатию и быть самим собой (конгруэнтность).
Консультирование подростков основывается на применении методов разговорной терапии.  Диалог служит средством для устранения нарушений психологического здоровья.

Слайд 24Схема консультирования подростков:
1. Установление контакта с подростком.
2. Запрос подростка:

описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации.
3. Диагностическая беседа: поиск причин трудностей.


Схема консультирования подростков: 1. Установление контакта с подростком. 2. Запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в

Слайд 25 4. Интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах

трудностей подростка.
5. Реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.

4. Интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка.  5. Реориентация: совместная

Слайд 26Психологическое консультирование позволяет:
Развернуть внутренний диалог;
«Оживить внутренних собеседников»;
Сгладить внутриличностные конфликты.

Психологическое консультирование позволяет: Развернуть внутренний диалог;«Оживить внутренних собеседников»;Сгладить внутриличностные конфликты.

Слайд 27Психологическая диагностика подростка - это процедура изучения (оценивания) индивидуальности, проводимая в случае изменения

социальной ситуации развития, а также применительно к возникающим в ее жизнедеятельности проблемам. 


Психологическая диагностика подростка - это процедура изучения (оценивания) индивидуальности, проводимая в случае изменения социальной ситуации развития, а также применительно к возникающим

Слайд 28Виды диагностических исследований подростков
диагностика уровня психического развития:

оценка уровня развития и особенностей функционирования когнитивной сферы (внимание, восприятие, память, мышление, речь)
оценка сформированности регуляторных функций.


Виды диагностических исследований подростков   диагностика уровня психического развития: оценка уровня развития и особенностей функционирования когнитивной сферы

Слайд 29 комплексная психологическая диагностика:
углубленное психологическое исследование, направленное

на выявление специфики психического развития в широком смысле этого слова, понимании механизмов и причин, приведших к данному типу условно-нормативного или отклоняющегося развития.
комплексная психологическая диагностика:углубленное психологическое исследование, направленное     на выявление специфики психического развития в широком

Слайд 30 эмоционально-личностная диагностика: • оценка особенности эмоционального состояния, преобладающий фон настроения •

характеристика уровня развития аффективной сферы • ведущие потребности и особенности личностного развития • типичные варианты эмоционально-поведенческого реагирования • характеристика особенностей межличностного общения, особенности внутрисемейных отношений.
эмоционально-личностная диагностика: • оценка особенности эмоционального состояния, преобладающий фон настроения • характеристика уровня развития аффективной

Слайд 31Цель диагностической работы - получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе подростка.


На содержательном уровне проводимая диагностическая работа направлена на выявление уровня развития важнейших показателей психолого-педагогического статуса подростка и их соотнесение с системой требований, предъявляемых к подростку.
Цель диагностической работы - получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе подростка.   На содержательном уровне проводимая

Слайд 32Коррекция поведения «трудного» подростка предполагает: выявления неблагополучия в системе отношений

подростка как со взрослыми, так и со сверстниками, и «лечении» социальной ситуации.
Коррекция поведения «трудного» подростка предполагает:  выявления неблагополучия в системе отношений подростка как со взрослыми, так и

Слайд 33Главная задача коррекционной работы с трудным подростком это его социальное самоопределение,

которое зависит от организации двух условий:

1. Обеспечение включенности трудного ребенка в реальные социальные отношения.
2. Самореализация в процессе социального взаимодействия, т.е. предоставление возможности трудному подростку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

Главная задача коррекционной работы с трудным подростком это его социальное самоопределение, которое зависит от организации двух условий:1.

Слайд 34Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты:
1. Целенаправленная

работа по нравственному просвещению.
2. Актуализация всех источников нравственного опыта подростков (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между обучающимися в группе, отношения детей с родителями, с преподавателями, преподавателей с родителями детей, стиль работы всего педагогического коллектива).

Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты:1. Целенаправленная работа по нравственному просвещению.2. Актуализация всех

Слайд 353. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности

и проявлений личности.
4. Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей подростка.

3. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности.  4. Оптимальное

Слайд 36При проведении психолого-педагогической коррекционной работы с трудными подростками необходимо соблюдение следующих

принципов:

Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного подростка. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике, прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним.
Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер. Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик.

При проведении психолого-педагогической коррекционной работы с трудными подростками необходимо соблюдение следующих принципов:Принцип ориентации на позитивное в поведении

Слайд 37Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудных подростков. Этот принцип предполагает определение

индивидуального подхода в социальном развитии каждого подростка, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому для самореализации и самораскрытия.
Принцип социального закаливания трудных подростков. Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.
Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудных подростков. Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого

Слайд 38

Проектирование возможных изменений в личности трудного подростка
Психологическое сопровождение

подростка будет успешным, если оно осуществляется на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса и в тесном контакте с социальным педагогом, классным руководителем, учителями-предметниками, педагогом-организатором. Обязательно также привлечение родителей и других членов семьи. Опираясь на результаты диагностики, психолог разрабатывает индивидуальную программу коррекционных действий, предусматривающую комплекс различных видов помощи подростку: медицинскую, педагогическую, социальную, психологическую.

Проектирование возможных изменений в личности трудного подростка    Психологическое сопровождение подростка будет успешным, если оно

Слайд 39Необходимые психолого-педагогические меры в воспитании личности подростка
Научить приемам и навыкам эффективного межличностного

общения со сверстниками, установления дружеских отношений, проявлению готовности к коллективным формам деятельности.
Обучить приемам самостоятельного разрешения конфликтов мирным путем.
Научить устанавливать адекватные отношения с педагогами на уроках и вне их, проявлять уважение к преподавателям.
Необходимые психолого-педагогические меры в воспитании личности подростка Научить приемам и навыкам эффективного межличностного общения со сверстниками, установления

Слайд 404. Подвести к осознанию необходимости принятия и соблюдения классных и школьных

социальных и этических норм.
5. Формировать адекватную позитивную «Я-концепцию» и устойчивую самооценку.
6. Создание ситуации успеха, создание условий для осмысления подростком себя, своих поступков и социальных отношений.
4. Подвести к осознанию необходимости принятия и соблюдения классных и школьных социальных и этических норм.5. Формировать адекватную

Слайд 41Деятельность педагога-психолога предполагает осуществление программ, направленных на:
1. Облегчение процесса школьной адаптации:
Формирование

доверия к окружающим через принятия себя;
Развитие познавательной деятельности и сотрудничества;
Создание ситуации успеха, как в основной деятельности, так и в общении.

Деятельность педагога-психолога предполагает осуществление программ, направленных на:1. Облегчение процесса школьной адаптации:Формирование доверия к окружающим через принятия себя;Развитие

Слайд 422. Коррекцию имеющихся недостатков в психическом и социальном развитии:
индивидуальные и групповые

коррекционные занятия, тренинги, направленные на нормализацию учебной деятельности и поведения.

2. Коррекцию имеющихся недостатков в психическом и социальном развитии:индивидуальные и групповые коррекционные занятия, тренинги, направленные на нормализацию

Слайд 433. Профилактику стрессовых состояний у подростков, повышение психологической культуры всех участников

образовательного процесса:
беседы с родителями и педагогами с целью повышения их психологической компетентности;
предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов;
создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении через оптимизацию форм общения.

3. Профилактику стрессовых состояний у подростков, повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса:беседы с родителями и педагогами

Слайд 44Важнейшая задача работы с трудным подрастающим поколением в нашей стране является

формирование в общественном сознании положительных установок к их неформальным проявлениям, уважительного отношения к подросткам - как к новому поколению будущих граждан России. Соблюдение этих правил может считаться главным профилактическим мероприятием в плане возможности предупреждения социально-негативного поведения.
Важнейшая задача работы с трудным подрастающим поколением в нашей стране является формирование в общественном сознании положительных установок

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть