Слайд 1ГАПОУ НСО «БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Дисциплина: Психология
Тема: Причины возникновения и способы предупреждения
агрессии
Разработчик :
Грамотина Елена Александровна
2018
Слайд 2ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
1. Сформировать знания об агрессии и ее причинах;
2. Сформировать представление
о видах и типах агрессии.
Слайд 3МОТИВАЦИЯ
В профессиональном общении медицинского работника с пациентами, их родственниками, коллегами
все чаще проявляется агрессия. Современный медицинский работник должен обладать психологическими знаниями о природе человеческой агрессии, о факторах, влияющих на ее возникновения, о способах саморегуляции и ее снятии. Ведь разрушительное поведение очень отвлекает медицинского специалиста и приводит к небрежности в уходе за больными, ошибкам в диагностике и лечении.
Слайд 4
Понятие агрессия. Природа агрессии.
Классификация типов агрессии.
Аверсивные факторы.
Способы снятия агрессии.
Возможности применения информационно-коммуникативных
технологий в профессиональной медицинской деятельности.
Слайд 5Понятие агрессии
Агрессия (от лат. aggredere - нападать) - поведение, направленное на
нанесение физического или психологического вреда, вплоть до уничтожения объекта агрессии. В роли объектов могут выступать живые существа или предметы. Агрессивное поведение может служить средством достижения какой-либо цели – например, повышению собственного статуса за счет самоутверждения. Различают аутоагрессию, которая проявляется в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства и гетероагрессию – проявление агрессии по отношению к другому.
Слайд 6Природа агрессии
Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов,
влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории.
1. Агрессия относится к врожденным побуждениям и задаткам (З. Фрейд);
2. Агрессия относится к потребностям, активизируемым внешними стимулами (К.Лоренц);
3. Агрессия связанна с познавательным и эмоциональным процессами (Д. Доллард);
4. Агрессия является результатом научения (А. Бандура).
Слайд 7
Классификация типов агрессии
Различают несколько типов агрессии:
физическую и вербальную;
прямую (непосредственно направленную
против кого или чего-либо) и косвенную (направленную на враждебное лицо окольным путем);
активную (агрессор занимает активную позицию) и пассивную (агрессор не проявляет активности).
Слайд 9Аверсивные факторы
Аверсивные факторы – это факторы, провоцирующие агрессивное поведение.
Боль
Боль повышает
агрессивность у людей. Леонард Берковиц и его сотрудники продемонстрировали возникновение агрессивной реакции, предложив студентам Висконсинского университета подержать одну руку либо в чуть теплой, либо в холодной до боли воде. Те, кто опускал руку в ледяную воду, сообщали о растущем раздражении и досаде и о том, что буквально готовы были осыпать проклятиями соседа, издававшего неприятные звуки.
Слайд 10Жара
Не комфортность окружающей обстановки также может вызвать агрессию. Отвратительные запахи, табачный
дым, загрязнение воздуха — все это может быть связано с агрессивным поведением. Наиболее изученным раздражителем среды является жара. Уильям Гриффит обнаружил, что по сравнению со студентами, заполнявшими анкеты в помещении с нормальной температурой воздуха, те, кто делал это в слишком душной комнате (с температурой выше 32 °С), чаще говорили о том, что они чувствовали себя усталыми, агрессивными; кроме того, они более враждебно реагировали на появление посторонних.
Слайд 11Скученность (теснота)
Скученность — субъективное ощущение нехватки пространства — является еще одним фактором
стресса. Давка на задней площадке автобуса, автомобильные пробки или чрезмерное количество жильцов в комнате студенческого общежития создают ощущение неконтролируемости ситуации.
Слайд 12
Атакующее поведение
Атаки или оскорбления со стороны другого человека являются необычайно сильным
возбудителем агрессии.
Слайд 13Способы снятия агрессии
Как известно, с любыми возникающими эмоциями можно поступить двумя
способами – подавить их или выразить. В первом случае накапливающиеся внутри эмоции превращаются в большой ком, который однажды прорвется наружу. Поэтому для сохранения душевного здоровья агрессию, как и любые другие негативные переживания, следует выражать, то есть, давать ей выход.
Слайд 14Существует три основных способа снятия агрессии - пассивный, активный и логический.
Пассивный
способ заключается в том, чтобы "поплакать" кому-то, пожаловаться, просто выговориться. Слезы снимают внутреннее напряжение, дать облегчение - это одна из важнейших функций слез.
Слайд 15Активные способы строятся на двигательной активности. В основе их лежит тот факт,
что адреналин – спутник напряженности – "сгорает" во время физической работы. Лучше всего той, что связана с разрушением целого, рассечением его на части: вскапывание земли, работа топором и пр.
Из спортивных занятий быстрее всего снимают агрессивность те виды, которые включают удары: бокс, теннис, футбол, хоккей, волейбол, бадминтон, гольф.
Слайд 16Логический способ приемлем преимущественно для рациональных людей, предпочитающих логику всему остальному. Такому
человеку главное –
докопаться до сути явления.
Слайд 17Использование информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности
В современной медицине для повышения качества
оказания медицинской помощи, для создания комфортных условий общения с пациентами, для предупреждения сложных конфликтных ситуаций используются информационно-коммуникативные технологии.
Слайд 18Современные медицинские электронные сервисы:
«Автоматизированное рабочее место врача»
«Личный кабинет пациента»
«Телемедицина»
Слайд 19ЗАДАНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
Определить тип агрессии.
Предположить возможные причины агрессии.
Назвать основные
способы снятия агрессии
Слайд 20
Кейс №1 Мама привела пятилетнего сына к стоматологу. Ребенок боялся сесть
в кресло, плакал даже при виде инструментов. Врач начал кричать на него и возмущаться: «У меня уже нет терпения, тебя лечить, когда же ты успокоишься?»
Кейс №4 Пациента, находясь в стационаре, неоднократно обращалась за просьбой об измерение артериального давления к палатной медицинской сестре, по причине ухудшения самочувствия. Медицинская сестра на протяжении длительного времени игнорировала просьбу пациентки, АД не измерила.
Слайд 21Кейс №2 Бабушка с внучкой пришли на прием к участковому педиатру
без записи. Девочка плохо себя чувствует, есть температура. Оказалось, что в очереди есть люди по записи и не по записи. Возник спор кто должен заходить первым, разразился скандал. Из кабинета вышла медицинская сестра и сказала, что если они будут орать как бешенные, то врач принимать вообще никого не будет.
Кейс №5 Сотрудника одной из медицинских организаций не заслуженно, без оснований обвинили в халатности. Коллеги, которые знали истинное положение дел, отказались встать на его защиту и рассказать правду.
Слайд 22Кейс №3 Карточка пациента находится в филиале медицинской организации. Пациенту необходимо
ее взять, чтобы пойти на прием к врачу, принимающему в другом филиале этой медицинской организации. В регистратуре ему в грубой форме отказали, сказав, что это не его дело, и никто ему карточки не даст.
Кейс №6 Больная 75 лет пришла на прием по записи. Оказалось, что ее амбулаторной карты нет. Медсестра сказала, чтобы она шла в регистратуру или сидела и ждала, пока та ей принесет карточку, спустя 30 минут карточку так и не принесли. Медицинская сестра сказала, что карточку потеряли. Женщина начала кричать, возмущаться. На что медсестра ответила в грубой форме, что она не причем, разбирайтесь в регистратуре.
Слайд 23ТЕСТ ОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ
Определение видов и уровня агрессивности
Слайд 24ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
- работа с учебником: Островская, И.В. Психология:
стр. 365-373;
- работа с учебником: Островская, И.В. Психология: материалы для самопроверки стр. 380-383.