Слайд 1КАК НАЧАТЬ РАЗГОВОР
Автор презентации:
Шубникова Евгения Николаевна
учитель математики и физики
МАОУ « СШ № 1 им. М. Аверина» г. Валдай филиал с. Едрово
Слайд 2Цель. Развивать умения и навыки конструктивного общения.
Задачи:
1. знакомить учащихся
с особенностями общения;
2. поощрять стремление детей совершенствовать навыки общения;
3. формировать у детей способность решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью убеждения, договора, объяснения.
Форма работы: занятие с элементами тренинга.
Слайд 3
А вы знаете, что от 65% до 80% всех сообщений передаются
человеком окружающим без слов, при помощи выразительных движений. Покажите примеры приветствий без слов (кивок, улыбка, салют, рукопожатие…)
Слайд 5
Легко ли вам заговорить с незнакомым человеком? Почему? Приведите примеры, в
которых необходимо заговорить с незнакомым человеком.
Подумайте, пожалуйста, над вопросами:
1. Всегда ли следует первым начинать разговор? Правильный ответ: «Нет». Иногда можно подождать, когда собеседник первым начнет беседу.
2. Когда необходимо заговорить первым? Правильный ответ: «В любой ситуации, требующей немедленных действий, например, кто-то плохо себя чувствует и ему нужна помощь».
3. Легко ли первым начинать разговор? Правильный ответ: «Одним людям это делать легко, другим – трудно».
Слайд 6Упражнение «Диалог с незнакомым человеком»
1) Позвони оператору телефонной станции, чтобы
узнать номер телефона поликлиники неотложной помощи.
2) Позвони в магазин и узнай о наличии минеральной воды и ее видах.
3) Позвони другу и поговори с его родителями.
4) Поприветствуй знакомого на улице.
5) Поздоровайся со знакомым в читальном зале библиотеки.
6) Не пройди мимо малознакомого человека, случайно встретившегося тебе в кинотеатре.
7) Спроси незнакомого человека на улице, как пройти к ближайшей стоянке такси.
8) Предложи свою помощь (что-то донести или открыть дверь) незнакомому человеку.
9) Начни разговор с незнакомым человеком в общественном месте (в очереди, в поликлинике, на стадионе во время спортивного матча).
Слайд 8
Умение начать разговор – полезный навык. Начиная
разговор, сначала поздоровайся и
представься, а затем задай вопрос.
Не нужно думать, что темой для разговора может стать только что-то очень важное и значимое. При первом знакомстве чтобы найти тему достаточно просто поинтересоваться увлечениями собеседника, его мнением по поводу современного кино или музыки и не только отечественной, но и иностранной. Даже если Вы не очень хорошо разбираетесь в теме, которая близка Вашему собеседнику, просто слушайте и задавайте уточняющие вопросы, ответы на которые Вам помогут глубже понять затронутую тему. Люди больше всего ценят в собеседниках умение слушать и проявлять искренний интерес к теме, о которой они говорят.
Слайд 9
Присмотритесь к собеседнику, может что-то в его внешнем виде поможет узнать
о его интересах. Если он выгуливает собаку, спросите об этом, держит в руках спортивную газету, книгу или театральный бюллетень, тема для разговора напрашивается сама собой.
Общаясь со знакомым человеком, обращайтесь к нему по имени, потому что самое приятное слово, которое слышит человек в своей жизни – это его имя. Дополните обращение похвалой или одобрением поступка, о котором Вы услышали или уже знаете.
Слайд 10«Дождь»
Упражнение – активатор
Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы
что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!
Слайд 11
В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
Начинает капать дождь. (Клацание
пальцами).
Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
Солнце! (Руки вверх).
«Дождь»
Упражнение – активатор
Слайд 12
Общение – сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый
потребностями совместной жизни, оно может происходить в разных
формах, из которых выделяются три стороны:
обмен информацией между людьми;
взаимодействие между людьми;
установление взаимопонимания.
Слайд 13
В народе говорят «Встречают по одежке, а провожают по уму». Что
можно сказать про этих людей?
Слайд 17
Мы будем учиться тому, как быть хорошими слушателями.
Что вы чувствуете, когда
вы говорите, а вас не слушают:.
Человек, умеющий общаться, знает, как важно быть внимательным слушателем. Вспомните кого-либо из своих знакомых, кто, общаясь с вами, внимательно слушает вас. Что делает этот человек, чтобы дать вам почувствовать, что он вас слушает.
Вы хотите, чтобы человек вас запомнил? Задайте ему интересный вопрос и внимательно выслушайте его. Это даст вам возможность подружиться.
Слайд 18
Раздаем учащимся листки бумаги и просим сложить их пополам.
Инструкция: Пусть
дети сделают на одной половине листа рисунок, используя для этого три фигуры: круг, треугольник, квадрат. Они могут использовать любые из трех предложенных фигур, располагая их по своему выбору.
Выполняя задание, дети не должны показывать свои работы друг другу. По окончании попросите их сложить листки пополам, закрыв, таким образом, рисунок.
Пусть каждый ученик найдет себе пару и сядет с ней спина к спине. Один из этой пары будет «слушателем», другой – «объясняющим». «Объясняющий» будет затем объяснить «слушателю» как нужно рисовать, чтобы «слушающий» воспроизвел копию его рисунка. «Слушатель» следует указаниям, не заглядывая в рисунок «объясняющего». «Слушатель» может задавать вопросы, которые должны помочь ему нарисовать картинку, как можно точнее. Предоставьте детям несколько минут для выполнения этой работы.
Теперь пусть партнеры поменяются ролями и повторят упражнение. По прошествии нескольких минут пусть пары сравнят свои рисунки, обратив внимание на то, насколько они совпадают или различаются.
Слайд 19«Взаимодействие» или выстраивание отношений»
Способы общения могут быть как вербальные- используя речь,
так и невербальная- с помощью жестов, мимики.
Практика копирования языка тела может очень помочь. Ваш собеседник скрестил ноги? Скрестите свои. Положил руки на стол? Сделайте то же самое. Все очень просто. Также очень важно время. Дождитесь момента:
Когда собеседник рассказывает что-то интересное
Когда вам интересно
Когда собеседник чем-то гордится
И после этого копируйте его. Человек будет считать, что вы сопереживаете ему и будет здорово, если это действительно так.
Слайд 20Упражнение “ Пойми меня”
Участники занятия-тренинга сидят . Ведущему дается задание
изобразить с помощью жестов и мимики, то что написано, угадавший становится ведущим.
- Я не люблю плавать, у меня много друзей, мне нравится ухаживать за животными.. и.т.д.
Обсуждение.
Легко или трудно было изобразить мысль?
А в чем были трудности?
Легко или трудно было отгадывать
мысль?
А в чем заключались трудности?
Слайд 21Упражнение в парах.
Сядьте парами, друг против друга. Попробуйте сделать комплимент с
грустным выражением лица, и наоборот замечание с улыбкой. Обменяйтесь мнениями.
Предлагаю Вам поделится впечатлениями :
Что Вы почувствовали выполняя задание?
Что вы почувствовали когда были слушателями?
Слайд 22Правила ведения беседы.
- покажите свое дружеское расположение к собеседнику;
— умейте выслушать
мнение другого, не перебивайте говорящего;
— не отвлекайтесь, когда говорят другие;
— не избегайте взгляда собеседника, смотрите в глаза говорящего или слушающего вас;
— не бойтесь высказаться;
— четко и кратко излагайте свою мысль, избегайте многословия и отклонения от темы;
— проявляйте уважение к мнению другого, признавайте его право иметь свою точку зрения, возможно, и отличную от вашей;
— будьте вежливы и тактичны.
Слайд 23Упражнение-разминка “Островок безопасности”.
Ребята, представьте, что ваш корабль потерпел крушение, вы остались
с группой на плотах (стулья), вам необходимо попасть на берег (на другой конец аудитории), переставляя стулья со стульев сойти нельзя.
Обсуждение.
- Какие чувства возникали у Вас при выполнении данного упражнения?
- Что помогало, а что мешало справиться с заданием?
- Было ли данное взаимодействие общением между вами?
- Какие виды общения вы использовали?
Слайд 25Рефлексия.
Что понравилось во время проведения занятия-тренинга?
Что нового узнали по
данной теме?
Какие важные “открытия” для себя вами сделаны?
И где, когда вы их сможете применить?
Спасибо всем за активное участие в нашем занятии.
Слайд 26Литература.
Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000
Зайцев Г.К.,
Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. СПб., 2000.
Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., Менеджер, 1994г.
Программа «Полезные навыки» – Материалы для учителя – Москва, 2001.
Программа «Полезные навыки» – Рабочая тетрадь для 6 класса – Москва, 2001.
Коррекционно-развивающая программа «Я учусь владеть собой», Крюкова С.В., Слободяник Н.П. – Москва, 1997.
Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих.-М., 1989.
Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. –М.,1989.
Развитие личности учащегося в процессе общения. / (Подго. М.И. Боришевский и др.). Киев: Высшая шк., 1985.